12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
#26
0

Статья «НРЭО как инструмент формирования социокультурного компонента на уроках иностранного языка»

УДК 373.3

Абушахмина Д.С.

МАОУ «СОШ № 56 УИМ»

г. Магнитогорск

НРЭО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация:

В статье обосновывается актуальность развития социокультурного компонента на уроках иностранного языка. Рассматривается национальный, региональный компонент как один из возможных инструментов формирования социокультурного компонента. Приводятся примеры практических заданий с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уроках иностранного языка в начальной школе.

Ключевые слова: социокультурный компонент; национальные, региональные и этнокультурные особенности; социокультурная компетенция; диалог культур; краеведение; региональный компонент на уроках иностранного языка.

The article explains the importance of sociocultural component development in the lessons of English language. The author considers national, regional component as a method of forming sociocultural component. There are some examples of practical tasks with account of national, regional and ethnocultural characteristics at the English lessons in primary school.

Key words: sociocultural component; national, regional and ethno-cultural characteristics; sociocultural competence; dialogue of cultures; regional study; regional component at the lessons of English language.

В наше время, когда все больше и больше развиваются связи между разными народами и странами, этнокультурное образование является важным средством поддерживания межнациональных отношений и национальной безопасности страны. В связи с этим воспитание толерантности по отношению к людям разных национальных, расовых, этнических, социальных и религиозных принадлежностей – неотъемлемая часть процесса обучения иностранному языку. Основная задача современного образования – формирование социокультурной компетенции у обучающихся.

Знание социокультурного компонента обучения иностранного языка является обязательным для формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Концепт данного компонента состоит в знании условий жизни, культуры, истории, особенностей быта, традиции как собственной страны, так и страны изучаемого языка. Происходит сопоставление иностранного языка и иностранной культуры с языком и культурой родной страны. Принцип диалога культур является принципом культуроведческого образования по средствам иностранного языка. Предполагается, что в условиях иноязычного общения на уроке учитель использует культуроведческий материал, позволяющий сформировать навык представления родной культуры на иностранном языке в иноязычной среде.

Социокультурная компетенция – составная часть формирования коммуникативной компетенции, которая является основной целью обучения иностранного языка. Данный аспект обучения позволяет использовать иностранный язык как средство общения, взаимодействия, взаимопомощи в современном мире, развития умения межкультурного общения с представителями иного социума.

Актуальность развития социокультурной компетенции очевидна. И одним из способом формирования этой компетенции в неязыковой среде является принятие во внимание национальных, региональных и этнокультурных особенностей (НРЭО). Таким образом, региональный компонент – часть иноязычного материала, отображающего свою региональную культуру в сравнении с региональной культурой иноязычного общества, способность к межкультурному общению которого формируется исходя из межрегионального сознания. Знание своего края способствует понимаю иной культуры. У учащихся должен быть сформирован образ своего края, страны, района, города, деревни, села. Важно расширять знания о жизни людей, географии, местах отдыха, экологии, достопримечательностях и традициях родного края. Учащийся должен быть способен провести экскурсию, рассказать о родном крае, уметь достойно представить свою культуру при общении с представителями других стран. Таким образом, принцип диалога культур находит свое воплощение.

Как пользоваться НРЭО на уроках иностранного языка? Рассмотрим несколько упражнений к уроку английского языка в начальной школе с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области.

2 класс.

Задание: прочитай рассказ; отметь буквой Т (true), если утверждение соответствует тексту, F(false), если не соответствует.

Look at the boys. They are friends. Their names are Kolya and Borya. They live in Magnitogorsk. They like games and sports. They can skate and ski. They skate in “Arena”. We can play hockey in Magnitogorsk too.

Kolya can run and swim. He goes to the aquatic park “Waterfall of Wonders”.

The boys like to play volleyball. But they can’t play tennis.

До прочтения текста для снятия языковых трудностей рекомендуется отработать произношение, раскрыть значение слов беспереводным способом. Затем выполняются упражнения по развитию лексических навыков. Например, найдите русские эквиваленты данных слов.

После прочтения предлагается проверить понимание содержания текста, отмечая правильные и неправильные утверждения:

(Ttrue; Ffalse)

The boys are brothers.

They live in Magnitogorsk.

They like sports and games.

Borya can run and swim.

Kolya can skate and ski.

Завершается работа над текстом рассказом о своих увлечениях, любимых занятиях, видах спорта с опорой. Учащиеся должны закончить предложения по аналогии с текстом:

Hi! My name is…. I live in.... I like …. I can…. I can play…. I go to…. I can’t….

3 класс.

Задание: прочитать текст, выполнить задания после текста.

На предтекстовом этапе следует догадаться о значении выделенных слов в тексте.

В процессе работы с текстом необходимо прочитать текст выразительно на оценку.

People go shopping every day. Our town, Magnitogorsk, has many shops. They are big and nice. We buy food every day there. We go to the supermarket. My mother likes to buy food in “Pyatyorochka” and “Magnit”. These supermarkets are big. My mom usually buys fruit, vegetables, chicken and milk.

We buy clothes at the shopping centers. My favourite shopping centers are “Gostiny Dvor” and “Continent”. We have a new shopping Centre “Family Park”. It is very big. You can go to a café or watch new films in our shopping center.

После прочтения текста задача учащихся - написать другу о своем посещении торгового центра Магнитогорска.

4 класс.

Задание: прочитай диалог и выполни задания.

Перед чтением диалога требуется снять языковые трудности.

Bill: Hi! Do you speak English?

Vanya: Hello! Yes, I do.

Bill: Can you help me?

Vanya: Yes, of course. What’s your name?

Bill: My name is Bill. I am ten. I am from New York. And you?

Vanya: My name is Vanya. I am ten. I am from Magnitogorsk. It is in the South Urals. Do you like it?

Bill: Oh, yes, your town is very nice. Yesterday I was in “Gostiny Dvor” and bought nice presents for my family and friends.

Vanya: Did you see “Rear to Front” Monument?

Bill: I want to see “Rear to Front” Monument today, but I am lost. Can you help me?

Vanya: I am going to “Rear to Front” Monument now. My parents are there and we want to see a fire show today. Would you like to join us?

Bill: Oh, it’s great! Thank you! Lets go!

Прочитав диалог, проверить понимание диалога нужно с помощью вопросов.

Answer the questions:

Does Vanya speak English?

Where is Bill from?

Is Magnitogorsk in the South Urals?

Where did Bill buy presents?

Did Bill see “Rear to Front” Monument?

What is there today?

В конце учащиеся пишут свой диалог, опираясь на прочитанный.

Задания содержат материалы краеведческого характера, комбинирующий информацию из разных источников, с которыми обучающиеся встречались в реальной жизни. Это помогает снять боязнь, языковой барьер, повысить мотивацию к изучению иностранного языка. Учащиеся узнают о родном крае, что благоприятствует уменьшению утомляемости школьников, так как повышается интерес к иностранному языку.

Таким образом, у учащихся формируется представление об англоязычной, национальной и мировой культуре, а также этническая общность личности учащегося посредством изучения региональной культуры. Использование НРЭО содействует разработке основ для участия обучающихся в диалоге культур. Из этого следует, что НРЭО выступает инструментом формирования социокультурного компонента на уроках иностранного языка.

© Д.С. Абушахмина, 2017

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.