Статья «Знакомство дошкольников с трудом взрослых как приобщение их к миру общечеловеческих ценностей»
Статья «Знакомство дошкольников с трудом взрослых как приобщение их к миру общечеловеческих ценностей»
Автор Кулакова Светлана Александровна
В дошкольном детстве ребенок делает первые шаги непосредственного вхождения в окружающую его социально-производственную среду. Исследования отечественных ученых показали, что именно в дошкольные годы закладываются основы интереса к труду, начинает формироваться трудовая деятельность и трудовая активность.
Труд – первый и самый честный страж совести и долга. Труд, в широком смысле, это слияние порывов души и энергии, ума и рук, отношения человека к человеку и человека к коллективу. Необходимо воспитывать культ уважения к труду. Мысль «я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом. В напряжении физических сил воспитывается благородство души, честь, достоинство.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед дошкольным образованием задачу обеспечения усвоения детьми уже на этапе дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, к которым, в соответствии с содержанием образовательных программ, относятся: труд человека, сам человек труда и продукты его трудовой деятельности.
На протяжении дошкольного возраста, во-первых, усиливается интерес ко всему, что относится к труду и отношениям взрослых, во-вторых, появляются условия для возникновения элементарных форм трудовой деятельности детей, в которых реализуются и развиваются самостоятельность, активность и устанавливается более прямая связь с жизнью и деятельностью взрослых.
На этом пути растут потребности ребенка Ему уже недостаточно просто оградить себя от холода, ему нужны опрятная разнообразная одежда, комната с различными вещами, полочками, цветами, ящиками. Эти расширяющиеся потребности не могут быть полностью охвачены и удовлетворены окружающими ребенка взрослыми, они стимулируют его к самостоятельной активности, к актам производственного характера.
Развитие детского организма, как реагирующего аппарата, продвигающееся во всех актах его жизнедеятельности, делает путь участия ребенка в труде фактически возможным. Рост потребностей, рост опыта и рост организма, превращают ребенка из потребителя в производителя и меняют его взаимоотношения со средой на фоне наглядно представленного труда взрослых.
Как показывает практика, дети в силу развивающихся познавательных интересов овладевают знаниями о труде взрослых, имеют представления о той или иной профессии. Однако вопрос о том, как формируется у детей положительное отношение к труду взрослых, и какое значение имеет при этом ознакомление с разнообразными видами их трудовой деятельности и посильное участие в этом труде самих детей, исследован еще недостаточно.
К сожалению, на современном этапе развития общества у детей не воспитаны такие качества уважительного отношения к труду, как действия, поступки, связанные со стремлением помочь, бережно отнестись к продукту труда, материалам, инструментам, оборудованию; вовремя предложить поддержку, заменить взрослого в нужную минуту, чтобы освободить его для другого дела и т.д.
Все вышесказанное определяет противоречие: с одной стороны, это значимость формирования осознанной по отношению к труду позиции ребенка и четко разработанная для этого теоретическая база образовательной деятельности, с другой – отсутствие результативности этой деятельности в процессе практической реализации задач трудового воспитания. Для разрешения данного противоречия необходимо провести научное исследование, которое поможет ответить на практические вопросы, связанные с ознакомлением дошкольников с трудом взрослых, как средством приобщения их к общечеловеческим ценностям.