Развитие проектных навыков у младших школьников
Аннотация.Все более актуальным становится использование в обучении младших школьников методов, направленных на развитие умений самостоятельно добывать новые знания. Одним из таких методов является метод проектов.
Ключевые слова.Проектно-исследовательская деятельность, универсальные учебные действия, творчество, детско–взрослое проектирование.
Мудрецы говорили:
«Человек рожден для мысли и действия»
Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Одним из вариантов в решении проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. В настоящее время метод проектов всё чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Исследователи характеризуют метод учебного проекта как:
- личностно- ориентированный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
-развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- воспитывающий целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин.
Особую роль в образовательном процессе играет проектно- исследовательская деятельность. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.
Проектная деятельность в начальной школе – это трудно? Да, но это возможно! Для младших школьников – это деятельность, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта. Чаще всего она реализуется под руководством учителя.
Проектная деятельность может объединить в себе и игровую, и познавательную, и творческую, и созидательную деятельность. Благодаря вовлечению в исследовательскую деятельность, педагог решает еще одну важную задачу, поставленную новым ФГОС, - формирование универсальных учебных действий.
Уже несколько лет я использую этот метод в своей работе. Как и для ребенка, для меня работа над проектом – это творчество, где учитель и его ученики – творцы. Я считаю: «Если не творчески, то зачем?» Еще Максим Горький говорил: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества». Я хочу научить детей думать, анализировать, выдвигать гипотезы, пользоваться различными источниками, выбирать главное, творчески решать любые задачи, ценить прекрасное. Ведь именно творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию, выполняют свое дело.
Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления.
Представим систему нашей педагогической деятельности поэтапно.
1 этап. Изучение программы, выявление возможностей использование технологии. Свойством технологии, в том числе и проектной, является её воспроизводимость, т.е. возможности применения на разных учебных предметах.
2 этап. Апробация и внедрение.
С чего мы начинаем проект? Назовём несколько принципиальных положений, которых придерживаемся. Для начала – идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком. Для мотивации учащихся стараемся задавать такие вопросы, в которых заложены проблемы, вызывающие у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Для этого рассказывают сказку, притчу, организуем просмотр видеосюжета и др. Затем тщательно разрабатывают этапы проведения и, наконец, описывается, какой же должен быть результат. Результаты выполненных работ должны быть материальны и должны иметь практическую и познавательную значимость – это важно! Если решаемой задаче придаётся какой - то практический характер.
Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
Подготовительный этап
определение темы;
постановка цели и задач, определение источников информации;
выбор критериев оценки.
Основной этап - разработка проекта (сбор и уточнение информации)
Заключительный этап - защита проекта
В подготовительный период только выбирается тема для исследования, определяются задачи, и собирается информация о предмете изучения в литературе, Интернет-ресурсах.
К работе над проектом часто привлекаем родителей. Мамы и папы иногда становятся полноправными участниками проекта.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий.
В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
- консультируют;
- отслеживают выполнение плана;
- помогают предварительной оценке проекта;
- участвуют в подготовке презентации;
- обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Участвуя в проектной деятельности, родители помогают детям подводить итоги, рефлексировать собственную деятельность и деятельность всех субъектов детско - взрослого проектирования.
В начальной школе можно выделить следующие виды проектов: – по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, игровые, творческие; – по количеству учащихся: индивидуальные, парные, коллективные; – по месту проведения: урочные, внеурочные; – по продолжительности: краткосрочные (1–3 урока), средней продолжительности (1–2 месяца), долгосрочные (до одного года); – по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (затрагивающие 2–3 предмета), свободные (выходят за рамки школьного обучения). Результатом работы над проектом может быть доклад, альбом, видеофильм, макет, модель, игра, сценарий, компьютерная презентация, стенд, диафильм, афиша, рисунки, набор, экскурсия, викторина, интервью, реклама, выставка и др.
Темы проектов можно условно распределить на группы:
1) фантастические, например: «Автомобиль будущего», «Моя мечта» и др.;
2) экспериментальные, например: «Детская косметика : за и против », «Если в яблоках железо?», «Правильное питание»,«Шоколад :полезен или вреден»
3) теоретические, например: «Мой родной город», «Красная книга Бежецкого района»» и др.;
4) творческие, например: «Новогодний калейдоскоп», «Стихи о маме, бабушке», «Экологические сказки о растениях» и др.;
5) Игровые, например: «Старые сказки на новый лад», «Счастливый случай» и др. При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста. Темы детских проектных работ должны быть понятны и интересны детям. Приведу примеры тем проектов по окружающему миру, которые можно использовать в различных образовательных программах. 1 класс: «Цифры в загадках и пословицах», «Весёлая азбука», «Я и мои друзья», «Профессии моих родителей?» и др. 2 класс: «Питайся правильно!», «Мой любимый вид спорта», «Моя родословная» и др. 3 класс: «Моя малая родина», «Красная книга Бежецкого края», «Полезные ископаемые нашего края», «Школа кулинаров», «Страны Европы», «Кто нас защищает» и др. 4 класс: «Планеты солнечной системы», «Моя Родина», «Страны мира», «Красная книга России», «Всемирное культурное наследие», «Всемирное природное наследие» и др.
В чём достоинства метода проектов?
Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества детей.
Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные, слабым – по их реальным возможностям.
Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
Вот уже несколько лет мои обучающиеся – активные участники и победители школьных и районных научно-исследовательских конференций младших школьников.
Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.
Использованная литература:
1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. 2004. №2
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112с.
4.Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе .Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 58-60.
5. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
6. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. 2004. №2