Алехин Игорь Владимирович,
Алехина Лариса Алексеевна,
учитель физической культуры, I КК, МБОУ СОШ №4 г. Лиски,
учитель физической культуры, ВКК, МКОУ «Дракинская СОШ»,
Лискинский муниципальный район, Воронежская область,
Лискинский муниципальный район, Воронежская область
Развитие силы у школьников
В современном обществе, в век информационных технологий, создались условия, при которых эта деятельность сильно облегчена и не требует сильных физических затрат. И количество людей, живущих в таких "облегчённых” условиях увеличивается с каждым годом. Ослабление мышечных напряжений на работе, в быту и при передвижениях, отрицательно сказывается на анатомических и физиологических функциях организма человека. Ухудшаются функциональные возможности сердца, легких, сосудистой системы и других жизненно важных органов. Недостаточную двигательную нагрузку необходимо компенсировать систематическими физическими упражнениями. Это относится не только к взрослым людям, но и к нашей молодёжи, в частности к учащимся школ. Эффективным средством гармоничного развития мышечной системы у юношей являются упражнения с отягощениями - в частности с гирями. Их используют преимущественно во второй половине занятия, так как к этому времени наиболее полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровообращения и других систем организма. Упражнения с гирями способствуют гармоничному развитию человека, помогают развивать физическую и спортивную работоспособность. Правильно организованные занятия с гирями повышают надежность функционирования нервной и мышечной систем. Совершенствуют дыхательную и сердечно-сосудистую системы, повышают обмен веществ, формируют правильную осанку. Проще говоря, упражнения с гирями оказывают положительное влияние на весь организм и здоровье в целом.
Упражнения с гирями прекрасно развивают силовую выносливость. Сила в чистом виде в жизненных ситуациях используется крайне редко, а силовая выносливость – довольно часто.
Развивая силовую выносливость, человек увеличивает и общую выносливость. Юноша, правильно тренирующийся с гирями в течение 30 минут, может свободно бежать в течение того же времени. Для силовой подготовки юношей 10-11-го класса оптимально использовать гири весом 16 кг, однако необходимо учитывать, что юноши должны упражняться с такими отягощениями, которые они могут поднять не менее 4-5 раз. Чтобы получить необходимый тренировочный эффект, при выполнение упражнений с отягощениями, необходимо правильно применять и дозировать их. Целесообразно включать в комплекс не более 3-4 упражнений с гирями, делая 3-4 подхода. Большинство упражнение следует повторять 7-10 раз, когда прорабатываются мышцы голени, шеи и живота, число повторений возрастает до 12-20 раз. Каждое упражнение надо выполнять на полную амплитуду. Темп выполнения упражнений средний или медленный 15-20 в минуту. Интервалы отдыха между упражнениями в комплексе должны составлять от 1мин. до 1мин. 30 сек. Величина нагрузки зависит от индивидуальных особенностей обучающихся. Избирательно воздействуя на различные мышечные группы, можно выполнять достаточно большой объем силовой нагрузки, достигнув при этом физиологического сдвига, необходимого для роста мышечной массы. Отдельные упражнения (1-2) в комплексе заменяют обычно 1 раз в неделю, весь комплекс – один раз в 2 недели. Опыт работы показывает, что при такой методике выполнений упражнений с гирями на занятиях физической культуры можно значительно повысить развитие мышечной силы обучающихся.
Список литературы
Гиревой спорт/Авт.- сот. А.М. Горбов. – М.: АСТ; Донецк: «Сталкер», 2005
Издательство «Педагогика», «Физическая культура в школе» 1987.