12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суслопарова Людмила Юрьевна46562
Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023).
Россия, Кировская обл., Уржум
Материал размещён в группе «Классные руководители»

                                                                                     КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА»

Звучит музыка «Рио-рита»

Рио-Рита

Парк отдыха. Танцует юноша и девушка.

Дети играют:  девочка с мячом, другая - прыгает на скакалке, мальчик с самолётом. Мальчик отбирает у девочки мяч, убегает с ним, оглядываясь, смеясь и крича: «Наша Таня громко плачет…». Все убегают. Выходят чтецы

Ст. Д. Попова «22 июня»: https://www.stihi.ru/2015/05/17/730

Чтец: Карина А.

Июнь. Россия. Воскресенье.

 Рассвет в объятьях тишины.

 Осталось хрупкое мгновенье

 До первых выстрелов войны.

Чтец: Настя Н.

 Июнь. Россия. Воскресенье.

 Страна на грани: быть - не быть…

 И это жуткое мгновенье

 Нам никогда не позабыть.

Сообщение Левитана о начале войны. Сменяется 7 симфонией Шостаковича «Нашествие»

 Чтец  (на фоне «Нашествия»): Эдик Л.  Слайды 1, 2, 3 презентации

       Великая Отечественная война началась 22 июня, а 8 сентября немцы уже были у стен Ленинграда. Взять и уничтожить город мгновенно у фашистов  не получилось, и тогда Гитлер пообещал «задушить голодом и сравнять с лицом земли» город на Неве. Постоянные обстрелы велись фактически всю войну. Все военнообязанные ушли на фронт, в городе создавалось ополчение. Началась блокада, которая продлится около 900 дней и ночей.

Громкость Симфонии «Нашествие» увеличивается, затем убавляется.

Чтец: Аня Ч. Ссылка (Приложение №1, текст 3):

https://infourok.ru/est-velikaya-sila-chelovecheskaya-imya-ey-pamyat-3463577.html

   Опухшая, укутанная с головы до ног женщина сидела на скомканном ворохе тряпья, прикрыв глаза и покачиваясь. Огромная пустая комната напоминала склеп. Отовсюду тянуло холодом, сыростью и мраком.

   Так жили тогда ленинградцы.

  Женщина давно послала за хлебным пайком семилетнего сынишку, и минуты теперь казались вечностью.

- Боже мой, - застонала женщина, - как долго его нет!

   Она поднялась и пошатнулась.

- Не дойду.

   Но выпрямилась и поплелась к двери.

  На улице сразу увидела, что у сына отнимают хлеб. Отнимал тоже мальчик, чуть постарше.

- Сынок, - закричала мать, - не отдавай!

     А мальчишки повалились  в грязный, заляпанный снег и продолжали драться из-за хлеба. Она собрала все остатки сил и поспешила на помощь, взмахивая руками и спотыкаясь. Через несколько шагов она упала.

- Не отдавай! – снова закричала мать, - Ты ешь! Ешь!

  Мимо тащились безмолвные, обессиленные люди. Кто-то подошёл и разнял ребятишек.

   А мать всё кричала и кричала. Но кричала всё тише и тише, пока не замолкла совсем… (Автор текста - Игорь Тобольский)

Ст. Ю. Воронова «Сотый день»:   https://rustih.ru/yurij-voronov-sotyj-den/

Чтец: Диана М.

Вместо супа -
Бурда из столярного клея,
Вместо чая -
Заварка сосновой хвои,
Это б всё ничего,
Только руки немеют,
Только ноги
Становятся вдруг не свои.

Чтец: Павел К.

Только сердце
Внезапно сожмётся как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь,
Ведь на наших сердцах -


ВСЕ: Ленинград!

Ст. Г. Семенова «Мужество»:

https://www.kalitva.ru/148872-gleb-semenov-muzhestvo.html

Чтец1: Дима З.

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Чтец2: Лиза Ж.

Бомбили нас – хотелось жить.

Чтец3: Эдик Л.

Был дом – ни света, ни воды.

Чтец4: Карина А.

Был хлеб – довесочек беды.

Чтец5: Дима З.

Была одна судьба на всех.

Чтец6: Лиза Ж.

Мы растеряли светлый смех.

Чтец7: Карина А.

Мы усмиряли темный страх.

Чтец8: Эдик Л.

Мы умирали на постах.

Все:

Мы умирали…

Город жил –

Исполнен малых наших сил.

Чтец: Павел К.                                   Слайд 4 презентации

      Подростки вставали к станкам вместо погибших или ушедших на фронт взрослых и изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийских снарядов. Для детей делали специальные подставки, чтобы они могли работать за станками. Никто не считал, сколько длится рабочий день ребёнка.

Слайд 5 презентации

Чтец: Дима З.  

Ноябрь и декабрь 1941 года стали самыми страшными: рабочие получали по 250 граммов суррогатного хлеба, служащие, иждивенцы и дети – по 125 граммов в день!

Чтец: Лиза Ж.

 Посмотрите вот на этот кусочек хлеба. Вот из чего он состоял:

Мука ржаная – 50 %,

Соевая мука – 5 %,

Отруби – 5 %,

Жмых – 10 %

Солод – 10 %

Обойная пыль – 5%,

Целлюлоза – 15 %.

Чтец: Павел К.  Слайд 6 презентации

    В окружённом немцами городе осталось более 400 тыс. детей. Практически сразу начался голод. Больше всего страдали дети. Смотреть на голодающих детей было невыносимо. Матери отдавали все, что имели, чтобы обменять вещи на хлебные карточки. Часто родители лишали себя куска хлеба, чтобы хоть как-то поддерживать слабые детские силенки. Чтобы не заморозить детей, женщины топили печки мебелью. Не было воды, её возили в бидонах на саночках из Невы.

Чтец: Эдик Л.

   С Большой землей Ленинград связывала дорога по Ладожскому озеру. Её назвали Дорогой жизни. Лишь по ней можно было доставить в город хлеб и снаряды, вывезти людей. Летом это был водный путь по акватории озера, а зимой по его льду. Каждый такой рейс был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали наблюдение ни на минуту и вели постоянный прицельный огонь.

Отрывок из песни А. Розенбаума «Дорога жизни» (2 куплет)

Слайды 7, 8, 9,10 презентации

Чтец: Женя Ж. (по книге Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»):

Текст книги: http://kaverin.ru/spetsialistam/knizhnoe-more/2883-chitaem-detyam-o-vojne

    Я - ленинградская школьница Таня Савичева. Я очень люблю петь. Всегда пела. Мне хотелось декламировать стихи, но я спотыкалась на словах: споткнешься, а все думают, что ты забыла нужное слово. Я  пела потому, что когда поешь, не заикаешься. Мне нельзя заикаться, я собираюсь стать учительницей

Чтец: Диана М. Слайд 11  Страницы дневника: https://military.wikireading.ru/44671

     Имя Тани Савичевой известно всем.  В блокадном городе девочка вела дневник, ставший свидетельством страшных преступлений фашизма. Вот эти записи: "Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 год. Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год.  Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 год. Дядя Леша - 10 мая в 4 дня 1942 год. Мама - 13 мая в 7.30 утра 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".

Демонстрируются страницы дневника Тани Савичевой

Чтец: Дима З.

 В 1944 г. Таню эвакуировали из Ленинграда в Горьковскую область, но спасти девочку не удалось. Ей было всего 14 лет.

Чтец: Павел К (отрывок из книги Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»):

Текст книги: http://kaverin.ru/spetsialistam/knizhnoe-more/2883-chitaem-detyam-o-vojne

Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени.

Звучат звуки метронома, демонстрируется слайд 12 «Только факты»

Источник: Блокада Ленинграда в цифрах, https://mywebs.su/blog/history/5094/

Чтецы (на фоне метронома):

  • За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллеристских снарядов  Эдик Л.
  • от голода умерло по официальным данным – 641 тысяча горожан, по подсчётам историков – не менее 800 тысяч Настя Н.
  • погибло от бомбёжек и обстрелов – около 17 тысяч жителей; ранено около 34 тысяч жителей Лиза Ж.
  • ленинградские доноры сдали 144 тысячи литров крови для спасения раненых Дима 
  • На Пискаревском кладбище - месте массовых захоронений в блокаду -  похоронено более 500 тысяч человек Диана М.

Чтец: Женя Ж.

   В 1968 г. на Дороге Жизни будет установлен памятник детям блокадного Ленинграда, который назовут «Цветок жизни».  В центре цветка - улыбающееся лицо мальчугана, а рядом слова: “Пусть всегда будет солнце!”

Демонстрируется памятник «Цветок Жизни»- слайд 13

Чтец: Диана М. «Дети» Е. Вечтомова: https://rustih.ru/elena-vechtomova-deti/

Все это называется – блокада

И детский плач в разломанном гнезде.

Детей не надо в городе, не надо

Ведь Родина согреет их везде.

Чтец: Аня Ч.

Они вернутся в дом.

Им страх не нужен.

Мы защитим,

мы сбережем их дом.

Мать будет матерью

И муж вернется мужем

И дети будут здесь.

Но не сейчас. Потом.

Чтец: Дима З.

     За время блокады по Дороге жизни из города было эвакуировано 1 миллион 376 человек. Прежде всего старались вывести детей и распределить их в детские дома. Кировская область стала местом, где многие дети, эвакуированные из города на Неве, нашли приют и спасение. Только в нашем Уржуме в годы войны было три детских дома. Два из них были заняты детьми из блокадного Ленинграда.

Чтец: Павел К.

Об одном из таких детских домов, но уже в деревне Большой Рой Уржумского района рассказывает, вспоминая своё военное детство, Маргарита Петровна Чебышева, известная вятская поэтесса, которая работала в нашем районе учителем русского языка и литературы. В качестве эпиграфа к стихотворению автор взяла слова учёного и поэта Александра Городницкого: После слов «папа» и «мама» главное слово для меня – «Ленинград». Я не петербуржец, не питерец, я ленинградец. Это не название, это национальность!»

Ст. «Мальчик из Ленинграда», читает учитель на фоне музыки, вальса Шопена

( включается сначала громко, затем звучит фоном, в конце – опять громко)

Мальчик из Ленинграда. Читает учитель
M4A / 6.19 Мб

Ссылка: https://www.liveinternet.ru/users/3019244/post258166351/

Чтец:

    Наш земляк, писатель В. С. Бакин – автор документальной повести о детях, которые в годы войны были эвакуированы в детские дома Кировской области. Называется книга "Детдомовские сороковые". В ней собраны воспоминания очевидцев об этом страшном времени.

Запись с голосом Левитана о прорыве блокады, залпы салюта

Ст. «Мертвые», Ю. Воронов: https://rustih.ru/yurij-voronov-myortvye/

(читается на фоне звуков салюта). Слайды 14, 15

Чтец 1: Диана М.

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают

Они к Неве

По улицам идут.

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мёртвые молчат.

Чтец 2: Эдик Л.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые

Всегда среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Зажигают свечи и стоят с ними на ладони во время демонстрации фильма

по обе стороны сцены

Видеофрагмент с песней «Дети войны» (3.05)

мы помним

Чтец: Павел К.

- Прошу почтить память обо всех свидетелях тех лет, живых, погибших, уже умерших, МИНУТОЙ молчания!

Минута молчания

Чтец: Павел К.

Спасибо. Прошу садиться! Слово предоставляется директору гимназии Д. Н. Феофилатову.

Слово директора, в конце: 

В нашем зале сегодня присутствуют ветераны войны, труженики тыла и люди, чьё детство пришлось на страшные военные и послевоенные годы. Уважаемые гости! Мы желаем Вам Здоровья, благополучия, больше светлых и радостных дней, мирного неба над головой! Примите от нас низкий поклон и эти гвоздики в знак нашей признательности! С праздником Великой Победы!

Вручение цветов

Автор сценария Л. Ю. Суслопарова

Примечание. Для демонтрации презентации нужно включить содержимое. Аудиофайлы запускаются щелчком по значку на слайде. Весь музыкальный ряд, кроме 1 аудио, представлен в презентации. Смотрите пояснительную записку.


Пояснительная записка+
DOC / 59 Кб

Сценарий ЛМК
DOC / 60.5 Кб


Презентация+
PPT / 7.59 Мб


1. Начало войны
MP3 / 621.67 Кб


2. Нашествие, Шостакович
MP3 / 2.68 Мб

3. Звук взрыва
MP3 / 188.57 Кб

4. Розенбаум. На дороге жизни
MP3 / 2.31 Мб

6. Шопен. Осенний вальс
MP3 / 3.47 Мб

5. Метроном
MP3 / 2.22 Мб


7. Левитан. Прорыв блокады
MP3 / 5.05 Мб

8. Салют
MP3 / 314.84 Кб

М. Чебышева.Мальчик из Ленинграда
DOC / 31.5 Кб


Розенбаум 2 куплет
MP3 / 728.14 Кб




 
Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (27)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 21.04.20 в 19:00 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный качественный ресурс!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 21.04.20 в 19:03 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна! Идёт ли звук в презентации? Впервые сохраняю в формате демонстрации, чтоб передать муз. сопровождение...
Горбачёва Марина Юрьевна, 22.04.20 в 12:23 2Ответить Пожаловаться
И у меня,увы,не открылась!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 22.04.20 в 13:11 3Ответить Пожаловаться
В ответ Горбачёва Марина Юрьевна
ВЫ имеете в виду, что музыка в презентации не звучит или вообще презентация не открывается?
Горбачёва Марина Юрьевна, 22.04.20 в 13:57 2Ответить Пожаловаться
В ответ Суслопарова Людмила Юрьевна
Презентация открывается,а музыка не звучит!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 22.04.20 в 17:46 2Ответить Пожаловаться
В ответ Горбачёва Марина Юрьевна
Поняла. Спасибо, Марина Юрьевна.
Максакова Наталья Михайловна, 21.04.20 в 19:44 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Людмила Юрьевна, хорошее занятие, у меня музыка не открылась.
Суслопарова Людмила Юрьевна, 21.04.20 в 20:11 1Ответить Пожаловаться
Наталья Михайловна, В презентации надо включить содержимое и во время демонстрации щёлкать по муз. значку. Я в ПЗ написала. Должно получиться. Пожалуйста, попробуйте!
Марьясова Ирина Евгеньевна, 22.04.20 в 12:15 3Ответить Пожаловаться
Шикарная разработка в готовом виде (бери и проводи и время не трать). Спасибо. Что касается звука, то чтобы звук пошел и звук и презентация должны лежать в одной папке.
Суслопарова Людмила Юрьевна, 22.04.20 в 13:10 3Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо за оценку, Ирина Евгеньевна! Я знаю насчёт одной папки. Но как это сделать на расстоянии? Я сохранила как демонстрацию с поддержкой макросов, и у меня всё отлично звучит. Скинула на флешку и попробовала на ноутбуке, где нет записи музыки - идёт. Не понимаю, почему ж сейчас здесь проблемы? Может, кто-то подскажет? Буду очень благодарна.
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.