Сценарий логопедического занятия-игры «Маленький логопед»

26
16
Материал опубликован 11 November 2017 в группе

Сценарий

логопедического занятия-игры

«Маленький логопед»

втоматизация звука «Ль» в семантическом поле слова «ЛЕС»)

с дошкольником 5-6 лет.

.

Подготовила и провела

учитель-логопед высш. кв. кат.

ГБОУ «Школа» №1538

дошкольного отделения «Жемчужинка»

Борисова Ольга Александровна

Москва, 2017

 

 

 

 

Сценарий логопедического занятия-игры с дошкольником

«Маленький логопед»

(автоматизация звука «Ль» в семантическом поле слова «ЛЕС»)

Цель: Создание условий для автоматизации звука «ЛЬ» в речи детей, формирования и расширения «семантического поля» слова «ЛЕС» посредством игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1.Продолжать формировать многогранный (артикуляционно-кинестетический и

аккустический) образ звука «ЛЬ».

2.Формировать «семантическое поле» слова «ЛЕС».

Коррекционные:

1.Автоматизация звука «ЛЬ» в слогах, словах, предложениях, связной речи.

2.Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук детей во время динамических пауз.

3.Развитие статической и динамической организации движений артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.

4.Развитие фонематического слуха.

5.Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «ЛЕС» и развитие валентностей слов.

6.Закрепление умения давать артикуляционную и акустическую характеристику звука по схемам при описании звука «ЛЬ»

7.Развитие мышления при подборе синонимов, антонимов, анализе аккустичиских признаков звука.

8.Развитие зрительного восприятия.

9.Развитие памяти при заучивании стихотворения.

10.Развитие лексико-грамматического строя речи при составлении предложений детьми.

Воспитательные:

1.Расширение экологических знаний детей.

2.Воспитывать интерес к свойствам лексики: синонимическим и антонимическим отношениям.

Оборудование:

Авторская логопедическая компьютерная игра «Сказочная страна», аппаратно-программный комплекс «Видимая речь», схемы артикуляционного и акустического анализа звука; карточки, изображающие упражнения артикуляционной гимнастики; карточки с картинками для речевых игр, игрушка лиса, корзинка.

Методические приемы: 

игровая ситуация, технология компьютерно-опосредованного обучения, беседа-диалог, пальчиковая гимнастика, технология развивающего обучения, технология моделирования, подведение итога.

Предварительная работа:

подбор речевого материала и изготовление карточек, занятия по автоматизации звука, на которых ребенок усвоил последовательность работы над звуком, игровые занятия по автоматизации звука, где логопед «учит говорить» вместе с ребенком игрушечных животных.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент. Мотивация к игровой деятельности.

(создание игровой ситуации)

Ребенок входит в кабинет. Обращает внимание на новую красочную игрушку-лису.

Ребенок: Давайте сегодня будем учить Лису говорить.

II. Целеполагание. Постановка задач занятия

Логопед: Давай. Сначала узнаем, как же она к нам попала.

Лиса: Ребята, я «Иса-краса» из «еса» пришла. В нашей «есной шкое» меня никто не понимает. Логопеда у нас нет. А я в интернете прочитала, что в детском саду логопед учит говорить красиво говорить. Поможете мне? Научите?

Ребенок: Давайте научим лису говорить звук «ЛЬ», тогда ее все поймут в лесной школе.

Логопед: Давай. Кто будет сегодня логопедом?

Ребенок: Я!

(Если ребенок не проявляет инициативу, то логопед берет роль обучаемого вместе с лисой,

а ребенку предлагает взять роль логопеда).

Ребенок: Лиса садись с нами к зеркалу.

III. Планирование игровой деятельности.

(Технология моделирования)

Логопед: Ваня, расскажи, ка ты нас будешь учить. Карточки-символы тебе помогут.

Ребенок выбирает символы, обозначающие этапы занятия по автоматизации звука (схема артикуляционного анализа звука, схема аккустического анализа звука, артикуляционная гимнастика,компьютерные игры, игры на развитие фонематического слуха, игры со словами, стихи)

Ребенок: Сначала я расскажу Лисе о звуке ЛЬ, потом мы сделаем артикуляционную гимнастику, я научу говорить звук ЛЬ, поучимся говорить звук с компьютером, будем играть и слушать звук ЛЬ, а потом играть со словами и стихами.

IV. Ориентировочный этап.

(рассказывание с использованием опорных схем - технология моделирования).

Логопед: Очень интересно. И Лисе понравилось. Расскажи нам, как же правильно говорить звук ЛЬ? И какой этот звук?

Ребенок описывает положение артикуляционных органов при произношении звука (анализ артикуляции звука) и дает аккустическую характеристику звука при помощи схем-моделей:

Ребенок: Чтобы правильно сказать звук Ль надо открыть губы в положение «оскал», язык поднять за верхние резцы, воздушная струя слабая, теплая, голосовые связки напряжены. Звук ЛЬ – согласный , звонкий, мягкий.

Теперь надо делать артикуляионную гимнастику.

Лиса: Как трудно! Зачем нам нужна эта гимнастика? Мы все-все упражнения будем делать?

V. Поисково-исследовательский этап.

Ребенок: Гимнастика нужна, чтобы хорошо работал язычок. Мы будем выбирать только нужные упражнения. Нам нужны те, где губы открыты, улыбаются и язычок поднимается наверх. Ребенок из всех карточек-символов артикуляционных упражнений выбирает необходимые.

Лиса «берет» несколько ненужных. Ребенок проверяет, доказывает, почему эти упражнения лишние.

Ребенок: (Упражнение «горка» не подходит, т.к. на этом упражнении тренируемся убирать язык за нижние зубы, а сегодня нам нужно потренироваться поднимать язык вверх)

Ребенок: Теперь давайте выполнять гимнастику.

Логопед: Можно я стихи к упражнениям буду рассказывать? Ребенок соглашается.

Логопед сопровождает упражнения стихами. Делает замечание Лисе, побуждая ребенка к правильному выполнению. Обращает внимание, что Лиса делает неверно, просит ребенка исправить ошибки Лисы.

«Чашечка»

1,2,3,4,5, -

Будем чашечку держать.

«Чищу зубы»

Чищу зубы, чищу зубы,

И снаружи и внутри

Не болели чтоб они

«Качели»

На качелях я качаюсь

Вверх, вниз, вверх, вниз

И все выше поднимаюсь

Вверх вниз вверх вниз.

«Маляр»

Красить потолки

Пригласили маляра.

Маляру мы помогаем

Ниже челюсть опускаем.

«Грибок»

На лесной опушке

Вырос гриб волнушка.

Наша Катя в лес пошла,

Наша Катя гриб нашла,

Вот и нет волнушки

На лесной опушке

Ребенок учит Лису правильно произносить звук Ль, используя зеркало. Объясняет правильную артикуляцию. Использует схемы артикуляционной и акустической характеристики звуков.

(Всю роль в обучении предоставляем ребенку.)

Лиса пробует произносить звуки, сначала у нее не получается. Логопед за Лису произносит неверно. Ребенок находят ошибку, объясняет причину неудачи. Обьясняет, как нужно расположить органы артикуляции, показывают еще раз. (Например: «Лиса, ты опустила язык вниз, «горкой». У тебя не получилось. Посмотри: губы растянуты, а язык за верхними зубами.) При необходимости логопед направляет ребенка. Предлагает вспомнить, как ребенок сам учился говорить, какие инструменты помогли, наводит на мысль использовать деревянный шпатель, чтобы «помочь» Лисе правильно поставить язык. Ребенок выполняет игровые действия шпателем.

В итоге Лиса «справляется» с заданием ребенка - правильно «произносит» звук.

VI. Практический этап.

(компьютерно-опосредованные технологии)

Логопед: Молодец! Научил нашу лесную гостью говорить правильно и красиво звук ЛЬ.

Что мы будем делать дальше?

Ребенок: Теперь Лисе надо поиграть на компьютере.

Изолированное произнесение звука «ЛЬ». Упражнения на АПК«Видимая речь» «Фонологичиские упражнения. Точность воспроизведения фонемы. Улитка»

Ребенок просит Лису помочь улитке на экране компьютера подняться по веточке, чтобы откусить листочек. Для этого необходимо правильно произнести звук Ль в микрофон, тогда улитка доползет до листочка. Сам несколько раз выполняет упражнение. Затем «выполняет» Лиса.

Закрепление произношения звука «ЛЬ» в слогах.

Ребенок проводит с Лисой игру «Запомни, повтори». Воспроизведение слоговых дорожек.

ля- ле-лю - ли

ле-лю-ли - ля

лю-ли-ля – ле

Развитие фонематического слуха

(авторская логопедическая компьютерная игра «Сказочная страна»)

Ребенок: Сейчас мы поиграем в компьютерную игру, чтобы научиться слышать звук ЛЬ.

Помоги Алладину найти слова на звук «ЛЬ». Лиса, называй картинки и нажимай мышкой на те, в названии которых слышишь звук «Ль». Если ты найдешь верно, картинка будет закрыта буквой. Правильно произноси звук «Ль». Лиса не справляется, ребенок ее учит и выполняет игровое задание

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

(технология развивающего обучения)

Закрепление произношения звука «ль» в семантическом поле слова «ЛЕС».

Выделение главного слова. Решение словесно-логической задачи.

Работа по закрытой картинке.

Лиса: У меня есть фотография, отгадайте, что на ней изображено. Если сразу не отгадаешь загадку, ты можешь задавать мне вопросы.

                            На горе шумит,

                            Под горой молчит.

Ребенок: Где он находится?

Лиса: На земле

Ребенок: Он живой или нет.

Лиса: Он относится к живой природе.

Ребенок: Какого он цвета?,

Лиса: летом зеленый, осенью -разноцветный (оранжевый, желтый, красный).

Ребенок:Лес.

Развитие фонематического слуха.

Логопед: Научи Лису по ладошке определять место звука Ль в слове. Ребенок «учит» Лису Произнося слова «лес» ведет по левой ладошке пальцем правой руки (от основания к кончикам пальцев). Определяет место звука Ль в слове. ( В начале )

Определяет звук в конце слова (на кончиках пальцев).(С)

Логопед: Лиса звук Ль научилась говорить, а в слове «Лес» не получается Что же делать?

Ребенок: Надо поиграть со словом «ЛЕС». Давайте поиграем в игры из этой корзинки.

Логопед: Давай.

                  Проходит по лесу молва

                  Что будто Новые слова

                  В корзине этой есть

                  Кто их найдет – тому и честь.

3. Игра «Дерево родственных слов». Подбор однокоренных слов

Ребенок достает карточки с картинками, изображающими однокоренные слова. Называет их. Прикрепляет на «Дерево родственных слов». Просит Лису повторить. При затруднениях подбора родственных слов ребенок обращается к логопеду за помощью. Логопед задает вопросы:

Как называют маленький лес? (лесок)

Растения леса, какие? (лесные)

Лес рубит кто? (лесоруб)

За лесом следит кто? (лесник)

Найди родственное слово к слову «ЛЕС» в стихотворении:

                                  Чтобы сосны, липы, ели 

                                            Не болели, зеленели, 

                                            Чтобы новые леса

                                            Поднимались в небеса, 

                                            Их под звон и гомон птичий,

                                            Охраняет друг – лесничий.

Игра «Слова-друзья». Подбор слов-синонимов.

Вот этот знак обозначает слова, которые говорят по-разному, но думают об одном и том же, о лесе.

Скажите, какие слова из однокоренных говорят по-разному, но об одном и том же человеке. (лесник, лесничий).

Как еще можно назвать лес? (бор, роща.).

Давайте запомним слово «роща».

Игра «Поймай слово»

Логопед: Бросай нам с Лисой слово и мы вместе будем играть. Подкидывать слова, ловить, прятать в кармашек. Логопед с ребенком выполняют движения и на каждое движение называет слово, как будто оно в ладошке.

Развитие общей моторики. (здоровьесберегающие технологии)

Ребенок достает карточки со следующей игрой.

И просит выполнить упражнения схематично изображенные на карточках.

Ребенок и логопед принимают позу схематично изображенную на карточке.

Игра «Путаница». Подбор слов-антонимов.

Ребенок с Лисой распутывает «путаницу» и называет слова-антонимы.

Лиса 1-ю картинку, а ребенок распутывает и называет по картинке слово-антоним.

Лес – поле                           лес садить – лес пилить

Лесник – браконьер            спасать – убивать, уничтожать.

Игра «Пальчиковый бассейн» (здоровьесберегающие технологии)

Ребенок опускает руки в «пальчиковый бассейн» и на каждое «угощение» леса соединяют большой палец с остальными.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Леню– земляникой,

Колю – костяникой,

Лялечку – орешком,

Толю – сыроежкой,

Леночку – малиной

Даню - хворостиной.

Работа с многозначными словами.

Логопед: посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и скажите о каких лесах идет речь.

Я сначала начерчу

Дом такой, какой хочу.

План готов, и вокруг

Сто работ на тыщу рук.

Упираются леса

В самые небеса.

Где трудна работка, там визжит лебедка.

Перетащит кирпичи, закаленные в печи.

Вспомогательные временные надстройки, которые нужны для строительства или ремонта домов тоже называют «Леса».

Введение слова «ЛЕС» в различные ситуации.

Ребенок предлагает составить предложения по картинкам с использованием слова «ЛЕС» и составляет вместе с логопедом и Лисой.

Логопед предлагает поиграть в «Театр» с Лисой.

Заучивается и разыгрывается диалог:

Мы идем лесной тропинкой

А куда не знаем сами.

         За малиной?

За малиной.

За цветами?

За цветами.

Логопед: Вот теперь Лиса красиво говорит звук Ль. Ты настоящий логопед.

Лиса: Спасибо. Теперь меня все в лесной школе поймут.

Итоговый этап.

Логопед:

Что вы с Лисой нового вы сегодня узнали?

Чему вы научились?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень понравилось ваше занятие!

29 November 2017

Спасибо. Для меня важно Ваше мнение.

29 November 2017

Интересное занятие!

3 December 2017

Спасибо. Рада, что Вам понравилось.

3 December 2017

Молодцы, занятие понравилось, удачи в конкурсе и в работе!

4 December 2017

Большое спасибо.

4 December 2017

Какая ВЫ УМНИЦА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

12 December 2017

Спасибо. Очень приятно!

13 December 2017

ОТЛИЧНАЯ РАБОТА!!! УДАЧИ!!!!

15 December 2017

Прекрасная идея!

10 January 2018

Молодец!молодец)))

8 February 2018

Очень интересное занятие. Буду использовать. С изменениями, оставив канву, можно использовать и на другие звуки.

19 July 2018

Спасибо большое,Ольга Александровна! Очень интересное занятие!

5 February 2019