Сценарий мероприятия, приуроченного Всемирному дню толерантности «Цветик-семицветик»
Сценарий массового мероприятия, приуроченного Всемирному дню толерантности «Цветик-семицветик»
Цель: духовно–нравственное развитие ребёнка, формирование дружеских чувств и толерантных отношений; усвоение нравственных понятий через игровую деятельность.
Задачи: вызвать уважение к людям; формировать у детей этические представления, знания о категориях добра и зла, дружбы; вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребёнка, включая их в мыслительный процесс думанья.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, доска флип-чарт.
Дидактические материалы: презентация к стихотворению про толерантность, силуэты деревьев, портреты сказочных героев (Буратино, Бабы Яги, Змея Горыныча, Красной Шапочки, Золушки, Карабаса Барабаса, Снежной Королевы, Дюймовочки). Аудиозаписи: минус «Песня о доброте», «В этом зале все друзья». Видеофрагмент из мультфильма «Цветик-семицветик», цветик-семицветик.
Ход мероприятия:
(Звучит фоновая музыка, под которую в зал выходят ведущие и дети)
1ведущий: Здравствуйте! Это пожелание здоровья, значит благополучия и исполнения надежд!
2 ведущий: Спасибо за то, что вы с нами. Спасибо-тоже пожелание, благодарность за приветливость вашу, внимание и доверие!
1 ведущий: Всего два слова, и мы делаем шаг навстречу друг другу. (ведущие делают шаг навстречу гостям). Произнося их, мы надеемся на душевный отклик, на взаимопонимание, становимся чуть-чуть толерантнее.
2 ведущий: А что же это такое-толерантность?
(Выходят 2 ребенка и вместе с ведущими читают стихотворения)
1 ребенок: Толерантность, толерантность,
Слово мудрое какое.
Что же значит толерантность?
Жить всем в мире и покое.
2 ребенок: Толерантность - значит это,
Если дружно все живут,
И теплом сердец согрет наш
Детский садик, где уют.
1 ведущий: Доброта, милосердие и сострадание,
Равенство, дружба и понимание,
Вера любая без принуждения
В толерантность включаются без сомнения!
2 ведущий: Чувствовать, думать, любить как другие,
Сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они- не такие!»
Это и есть толерантность!
(Дети садятся на места)
Показ слайда №1
1 ведущий: Сегодня 16 ноября, в России отмечается День толерантности. Этот праздник отмечают более чем в ста странах мира. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Показ слайдов № 2-3
2 ведущий: Знаете, мы не только внешне разные, но мы даже здороваемся по-разному.
- Сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
- Потереться носами – так здороваются в Новой Зеландии;
- Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга – Великобритания (англичане);
- Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки – Россия;
- Показать язык – Тибет;
- Очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
- Обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).
1 ведущий: А теперь давайте мы с вами поздороваемся по-разному. Покажите, как здороваются в Японии. (дети показывают)
Как приветствуют в Германии? (дети показывают)
Поздоровайтесь по-тибетски. (дети показывают)
2 ведущий: Если человек не похож на нас цветом кожи, поведением – это не повод его не любить. Поэтому, ребята, и появился праздник, который назвали Всемирный день толерантности. С появлением этого праздника связана такая история.
Показ слайда №4
1 ведущий: Когда то, давным-давно во Франции жил князь Талейран. Был он очень талантлив во многом, но ценили его за умение учитывать настроение окружающих, за уважительное отношение ко всем без исключения, за умение всегда найти выход из любой ситуации.
2 ведущий: Отсюда и происхождение слова толерантность, которое означает терпимость, сочувствие, понимание. Всеми этими качествами обладала героиня сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» девочка Женя, которая с помощью волшебного цветка совершила добрый поступок, помогла мальчику вылечиться, стать веселым и счастливым. Сегодня она у нас в гостях.
(показ фрагмента мультфильма «Цветик Семицветик»)
1 ведущий: Можно ли назвать поступок Жени толерантным? И почему?
(ответы детей: да, она совершила добрый поступок, помогла больному мальчику вылечиться).
2 ведущий: Давайте и мы попробуем вырастить такой же цветик-семицветик, который поможет сделать мир ярким и разноцветным. Женя оставила нам свой цветок (показ цветка), но нам предстоит раскрасить его волшебными красками добрых дел. Для этого вам придется пройти через ряд испытаний. Пройдя их, мы раскрасим волшебный цветок, который наполняет мир любовью, добротой, милосердием, состраданием, уважением к другим.
1 ведущий: Ребята, готовы вы принять участие в этих испытаниях, которые докажут нам, на сколько вы толерантны? (положительные ответы детей)
Первое испытание, которое нам предстоит называется «Добро побеждает зло»
В каждой сказке есть добро и зло. Добрые герои, которых можно назвать толерантными чаще побеждают злых, не толерантных. Если мы покажем портрет с изображением доброго сказочного героя, вы будете ему аплодировать, если герой злой, вы должны топать ногами, т.к. такие нам на празднике не нужны.
2 ведущий: показывает портрет Бабы Яги (дети топают),
показывает портрет Буратино (дети хлопают),
1 ведущий: показывает портрет Карабаса Барабаса (дети топают),
показывает портрет Золушки (дети хлопают),
2 ведущий: показывает портрет Снежной Королевы (дети топают),
показывает портрет Дюймовочки (дети хлопают),
1 ведущий: показывает портрет Змея Горыныча (дети топают),
показывает портрет Красной Шапочки (дети хлопают) и т.п.
2 ведущий: Молодцы, ребята! Все отлично справились с заданием. И наш первый лепесток становится красным. А мы приступаем к следующему испытанию «Легко сломать, да трудно сделать». Злой великан разрушил домики. Нам нужно их построить вновь. Для этого потребуется две команды. По моему сигналу вы приступаете к работе. И победит та команда, которая быстрее построит свой дом.
(дети участвуют в конкурсе)
1 ведущий: Победила команда, где ребята действовали дружно, помогали друг другу. И наш второй лепесток раскрашивается в оранжевый цвет.
2 ведущий: Наступило время третьего испытания под названием «Добрые слова дороже богатства». Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.
Сейчас мы поиграем с вами в игру «Доскажи словечко», которая поможет проверить на сколько вы знакомы с этими словами.
Я буду начинать стихотворение, а вы должны продолжить, используя «волшебные» слова.
1 ведущий: Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняясь, не лукавствуй,
А скажи погромче… (здравствуй).
2 ведущий: Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Меня…(извините).
1 ведущий: Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет).
2 ведущий: Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее
В минуту расставания
Говорите…(До свидания).
1 ведущий: Тебе подарят что-нибудь -
Благодарить не позабудь!
Когда я что-то подарю,
Ты говори: …(Благодарю).
2 ведущий: Если, словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо)!
1 ведущий: Молодцы, ребята, вы знаете добрые слова, но волшебными они станут тогда, когда вы научитесь применять постоянно в общении с разными людьми, независимо от их возраста, положения, национальности. А наш третий лепесток стал желтым.
2 ведущий: Четвертый лепесток у цветика - семицветика Жени был зеленым. Это цвет травы, распустившихся листочков, новогодней елки. Это цвет жизни, мира природы. А чтобы он всегда оставался ярким, нужно с любовью и уважением относиться к окружающему миру. Следующее испытание называется «Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить».
1 ведущий: Мы будем загадывать загадки о братьях наших меньших, которые так же нуждаются в нашей любви и терпеливой заботе.
(Ребятам предлагается отгадать загадки. За правильные ответы вручаются символические деревья, из которых должен вырасти большой лес).
2 ведущий: Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран)
1 ведущий: Голодна - мычит,
Сыта - жует,
Малым ребяткам
Молочка дает.
(Корова)
2 ведущий: С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
(Собака)
1 ведущий: Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается.
(Кошка)
2 ведущий: Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги.
(Черепаха)
1 ведущий: Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке беленькой зимой,
А в серой шубке — летом.
(Заяц)
2 ведущий: Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?
(Белка)
1 ведущий: Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами.
(Еж)
2 ведущий: Посмотрите какой зеленый лес посадили мы. Если мы будем заботиться о природе, то наша жизнь будет красивой, яркой, как этот осенний танец.
(Дети исполняют танец с листочками)
1 ведущий: А наш лепесточек становится зеленым. Действительно, с природой нужно дружить. Но также еще необходимо уметь дружить и со своими сверстниками. Нельзя быть равнодушными к чужому горю. Будьте готовы всегда должны прийти на помощь. Давайте творить добро каждый день.
2 ведущий: Если тебя обидел товарищ,
Не торопись ему отомстить.
Попытайся не раздражаясь,
Неправоту его объяснить.
Не отвечай злобой на злобу.
Сдержанным будь всегда.
В этом случае насилью любому
Дать отпор ты сумеешь тогда.
1 ведущий: Мы приступаем к пятому испытанию «Давайте жить дружно». Чтобы жить дружно, нужно уважительно относиться друг к другу, дарить тепло и заботу тем, кто рядом с тобой. И мы предлагаем встать всем в круг и поиграть в игру «Назови ласково».
2 ведущий: Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Хочу я, чтоб общими были на веке –
И небо, и море, и горы, и реки,
И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.
Пусть будут все дети на веке друзьями!
1 ведущий: Под музыку мы передаем друг другу мяч. Как только музыка перестанет звучать, тот, у кого мяч в руках, должен сказать соседу ласковые слова или ласково его назвать.
(дети играют в игру «Назови ласково»)
2 ведущий: Молодцы, ребята! Наш следующий лепесток стал голубым. Всегда помните, что словом можно обидеть человека, а можно сделать счастливым. Старайтесь совершать хорошие поступки. Человек рождается и живет на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботиться друг о друге, быть вместе не только в беде, но и в радости. Поэтому наше шестое испытание называется «Всех веселить-добро творить!». Нам нужно вспомнить песню –игру «В этом зале все друзья» и исполнить ее.
(Детьми исполняется песня-игра «В этом зале все друзья»)
1 ведущий: Ребята исполнили песню и на душе у всех нас стало весело и радостно. Действительно, тот, то веселит других, творит для нас добро! А шестой лепесток нашего волшебного цветка раскрасился в синий цвет.
2 ведущий: У нас остался не закрашенным только один лепесток. Разукрасить его поможет самое важное испытание «Помогая другим, не оставляй их в беде». К сожалению, не все дети могут сами ходить, слышать окружающие нас звуки, видеть этот мир ярким и красочным. Помните, ребята, что они, как и вы хотят играть, веселиться, иметь друзей. Им нужна ваша поддержка, внимание, дружба, ваша помощь. Сейчас мы поиграем в одну игру, которая называется «Помоги другу». Представать ситуацию, что вы собираетесь на прогулку, но кто-то из ребят не умеет самостоятельно одеваться, им нужно помочь.
(проведение игры «Помоги другу»)
1 ведущий: вот и стал наш цветик-семицветик стал ярким, красочным, нарядным. А в жизни добрые дела помогают сделать мир по-настоящему толерантным. Желаем всем жить в доброте, дружбе и согласии!
2 ведущий: Мне хочется завершить нашу встречу словами: «Если каждый будет друг к другу терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир!»
(Песня «Друзья» исполняют Барбарики)