12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петина Наталья Николаевна55
Моё педагогическое кредо - "Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового" (Д.Дидро")
Россия, Рязанская обл., Село Тырново Шиловский район

СЦЕНАРИЙ НРАВСТВЕННОГО КЛАССНОГО ЧАСА

«ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ...»


Цели:

Знакомство с фразеологизмами о доброте.

Формирование у учащихся нравственных ценностных ориентаций, способности формулировать нравственные суждения.

Воспитание нравственных качеств: забота, понимание, щедрость...


Оборудование: музыкальное сопровождение, дерево доброты, круги настроения, яблони настроения, пословицы, фразеологизмы о доброте, детские рисунки, высказывания великих людей о доброте.


Участники: учащиеся 5 класса


Предварительная подготовка:


рисование рисунков на тему: «Добрые дела»;

сбор пословиц, поговорок, высказываний о доброте;

подбор песен и частушек по теме;

чтение наизусть стихотворений.


Ход классного часа

Звучит песня «Если добрый ты...»

Дети входят в класс и садятся на свои места.

Обсуждение содержания песни.

Учитель: Ребята, а какая это песня: грустная или весёлая? Почему? Можно ли маршировать под эту песню?

Ребята, а можете ли вы по названию песни сказать о чём сегодня мы будем говорить?

Учащиеся: О доброте, о вежливости, о добрых человеческих качествах.

Учитель. Спасибо, ребята. Тема нашего классного часа «Если добрый ты...»

Мы послушали очень весёлую, радостную песенку. А какое настроение у вас? Покажите.

Учащиеся показывают своё настроение с помощью кругов.

Учитель: Ребята я предлагаю вам посадить настоящее дерево доброты, которое мы будем выращивать в течение всего занятия. Вы согласны?

Два ученика сажают дерево, поливают его.

Учитель: Мне кажется дерево будет расти в том случае, если все ребята будут активными, внимательными, послушными и конечно же добрыми.

Ребята, а что вы знаете о доброте?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель: Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, каждому человеку.

Ребята, а какими качествами должен обладать добрый человек?

Перед вами цветок, давайте на его лепестках напишем эти качества.

Молодцы, ребята. Добрые чувства проявляются у детей в детстве: это человечность, доброта, ласка, щедрость, сочувствие, доброжелательность, внимательность. Они рождаются в труде, заботах о людях, животных, окружающему нас миру.

Ученица:

Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды,

Может, вырастил деревце

На земле Кулунды?

Можешь, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Плавок мирным трудом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому.

Учитель: Много славных дел ждёт нас, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.

Ученики читают стихотворения С.Я Маршака «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы -

То есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,

То вам, товарищ, надо

Всегда без опоздания

Ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам,

Явившимся заранее,

Минуты на собрание,

Часы на ожидание!

И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном

И целом переплёте.

И ежели вы вежливы,-

Тому, кто послабее, вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Учитель: Для того чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту: поможет рассеять плохое настроение.

Ученица:

Дядя Саша огорчён.

Рассказал он вот о чём...

Видел Настю

Я на улице сейчас.

Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс!

Но... давно уже от Насти

Я не слышу слова... .

А слово то какое -

Очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа...

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из – за угла!..

Но представьте! - зря от Вити

Ждал я слова ... .

А слово – то какое -

Очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада!

Я портфель ей подарил,

Вижу: очень рада!

Но – нельзя ж молчать, как рыба.

Ну сказала бы... .

Слово – то какое -

Очень дорогое!

(1 росток)

Учитель: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Надо стараться везде и во всём быть полезными людям.

Ученики исполняют частушки:

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.


Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.


В поезд входят три юнната:

«Уж народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут»


Говорит лентяйке мать:

Убери свою кровать.

Я бы, мама, убрала,

Только я ещё мала.


А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.


Витя - очень умный парень,

Может всё он смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.


Учитель: А вы хотели быть похожими на ребят, о которых спели девочки?

Физкультминутка. Изобразить под музыку буквы слова «доброта» в парах.

Учитель: Самое главное человеческое качество – умение сопереживать, сострадать кому – то и в горе, и в радости, и не только человеку.

Обратимся к высказыванию А.П. Чехова: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой». В чём заключается смысл этих слов?

Ученик:

Я предал пса,

Что был ко мне привязан,

Как добрый человек

И друг большой.

Я подарил его, как дарят вазу,

Забыв, что он с понятьем и душой,

Своей судьбе он покорился молча,

Но глянул мне в глаза с такой тоской!

А у чужих всю ночь он выл по-волчьи,

Бросая вызов совести людской.

Он звал меня. И я его услышал,-

Я тоже был с разлукою знаком,-

И вот он у меня под боком дышит

И руку лижет вязким языком.

Ну что тут скажешь? - Рабская натура!

Давно ли от обиды голосил?

Ну хоть бы раз в отместку или сдуру

Меня по-зверски яро укусил!

Учитель: Бывает жалко сломанную и брошенную цветущую яблоневую ветку, сорванный и брошенный цветок, раненую птицу, хромающую собаку. Добрый человек всё это замечает, причём не только глазами, но и сердцем.

Ребята, давайте посмотрим, что же заметили вы в своих рисунках

«Добрые поступки». (2 росток)

Учитель: Спасибо, ребята. Посмотрите, как подросло наше деревце! Доброте посвятили свои книги С. Михалков, С.Я Маршак, В. Осеева, Л.Н. Толстой.

Народ сложил много пословиц и поговорок о доброте.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы!

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Давайте поиграем в игру «Собери пословицы»

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

Не смейся над старым: и сам будешь стар.

Объясните смысл пословиц.

Ребята, давайте польём наше деревце, но сначала надо помочь детям исправить ошибки. Поможем?

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Мальчик допустил четыре ошибки. Ответьте, какие это ошибки? (Мальчику не следовало кричать, а спокойно спросить: «Который час?» После ответа сказать «спасибо», забыл сказать «пожалуйста»).

Одна девочка жаловалась маме:

- Во дворе один мальчик зовёт меня Галькой.

- А как ты его зовёшь? - спросила мама.

- А я ему просто кричу: «Эй ты!»

Учитель: Скажите, права ли Галя?

«Добрый, добрый... Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно. Это непросто.

Песенка «Доброта»

1. Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник – не конфета.

Припев:

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Припев тот же. (3 росток)


Знакомство с фразеологизмами о дружбе.

Фразеологизмы – это образные выражения, которые мы должны понимать в переносном значении. Мы должны учиться правильно понимать смысл этих выражений. Они часто встречаются в речи воспитанных взрослых людей, детей. Для того, чтобы уточнить смысл фразеологизма, можно обратиться за помощью к фразеологическому словарю русского языка. Например:

Будь добр (будьте добры) – форма вежливого обращения к кому – либо с просьбой: пожалуйста, прошу.

Добро пожаловать – приветствие, вежливое приглашение прийти, войти, зайти.

Поминать добром (добрым словом) – вспоминая, хорошо, с благодарностью, отзываться, говорить, думать.

От доброго сердца – из добрых побуждений, без злого умысла.

В добрый час, час добрый – пожелания удачи, благополучия в чём – либо, особенно в начале какого – либо дела.

Ребята, а кто вам так говорит, провожая вас в школу? Это ваши близкие, родные люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Кто, как не вы, ребята, должны заботиться о них, помогать им, слушаться их.

Ученица:

В доме добрыми делами занята, тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама!

Учитель: Чем больше ваша любовь к матери, тем радостнее и светлее становится жизнь.

Ребята, давайте подведём итоги классного часа. Что вам понравилось, не понравилось? Продолжите название нашего классного часа

«Если добрый ты....»

Ученица:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому – то, кому – то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Песня «Улыбка»

Учитель: Ребята, посмотрите от нашей улыбки, доброты выросла яблонька, но чего – то на ней не хватает? Давайте украсим её добрыми плодами нашего настроения.

Вывод: Дети, берегите добро в своём сердце! Не дайте злу взять верх над добром, загубить его. Помните: от того, куда приведёт эта борьба, зависит не только чья – то жизнь, но и ваша судьба.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.