Сценарий образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи «Приключение матрешки Зои»
Сценарий
образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
с нарушением речи(ФФНР).
«Приключение матрешки Зои».
Подготовила и провела
учитель – логопед I кв. кат.
ГБОУ Гимназии №1538
дошкольного отделения «Кораблик»
Качмар Екатерина Владимировна
Москва, 2017
«Путешествие матрёшки Зои»
Задачи:
Образовательные:
Знакомство со звуком «З» и его характеристикой.
Продолжать учить определять местонахождение звука «З» в словах.
Закрепление представлений о континентах и странах Земли.
Коррекционно - развивающие:
1.Развитие связной речи путем составления и пересказа рассказа.
2.Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса путем игровых методов.
3.Развитие навыков пространственной ориентировки, общей, тонкой и артикуляционной моторики, творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
1.Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
2.Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Демонстрационный материал:
Картины с континентами, матрешки (5шт), картина комар на нитке, чудесный мешочек, песок.
Раздаточный материал:
Зеркала, бумага, простой карандаш, камни.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, пальчиковая гимнастика, подведение итога.
Ход.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Дети входят в логопедический кабинет.
Логопед «Ребята, а вы любите путешествовать? А давайте сегодня отправимся в лес? Нам нужно произнести волшебные слова. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Раз, два, три — повернись,
В лесу очутись!
Их встречает большая матрешка Зоя и плачет.Дети спрашивают матрешку, что такое с ней произошло.
-Ой, ребята! Такое случилось, такое приключилось! Гуляли мы с сестрами по лесу и слушали пение птиц. Да налетел как ветер сильный, ураган настоящий и всех моих сестренок подхватил, и по свету белому раскидал. И не знаю, что мне делать, кто мне поможет сестер отыскать! Вот знаю от птиц перелетных, что видали моих сестер на всех пяти континентах нашей земли! Но я одна как всех соберу!
Дети предлагают матрешке помочь и отправиться всем вместе в путешествие.
Логопед: Дети, а скажите, в какой стране мы живем? (России). На каком континенте находиться Россия? (В Евразии.). Значит, мы сейчас вместе с матрешкой Зоей, где находимся? (В Евразии). Логопед показывает континент Евразию.
2.Карта. На ней Матрешка показывает кусочек карты, где видели одну из сестер. Дети называют континент, где надо искать матрешку (Австралия) и отправляются в путешествие.
Раз, два, три — повернись,
В Австралии очутись!
Скажите, а бывали вы
В загадочной Австралии
Где светит солнце – белое,
Где рано поутру
Зарядку дружно делают
Веселые и смелые,
Смешные, загорелые,
Большие Кенгуру.
Логопед:Как красиво здесь. Я, кажется, слышу какую-то песенку.
Появляется Комар со своей песенкой: ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ
Логопед:Познакомьтесь, дети, это Комар Комарович. Слышите, какую звонкую песенку он поет: ЗЗЗЗЗЗЗ. Я предлагаю вам тоже спеть комариную песенку. А чтобы петь ее правильно песенку нужно, взять зеркала, посмотрите губы улыбаются, а язычок находился внизу за нижними зубами.
Логопед: Какой дует ветерок при произнесении звука?
Дети: Холодный.
Логопед просит спеть то тихо, то громко.Выслушиваются хоровые и индивидуальные ответы детей.
Логопед: УважаемыйКомар Комарович, вы не видели сестру матрешки Зои. Покажите нам дорогу к ней.Что-то комар совсем не летит, а давайте на него подуем. Вытянули губки трубочкой и плавно подули на комара.
Очень трудно комару
Удержаться на ветру
«Вот опять не повезло.
Мимо дома пронесло»
Дыхательное упражнение: «Комар на ниточке».
Находят матрешку.
Матрешка: Ой, спасибо ребята, что вы нашли меня! А где все остальные сестренки?
3.Карта. На ней Матрешка Зоя показывает кусочек карты, где видели другую из сестер. Дети называют континент, где надо искать матрешку (Африка) и отправляются в путешествие.
Раз, два, три — повернись,
В Африке очутись!
-Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место? Африка. В Африке много пустынь , но самая большая – это пустыня…Сахара (дети продолжают предложение) . Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
Логопед:Смотрите Верблюд, не зря его назвали "кораблем пустыни". Передвигаясь по песку, верблюд создает впечатление плывущего по морю корабль. Ребята смотрите, как далеко от нас верблюд. Как нам до него добраться, и узнать про матрешку? (нужно выложить на горячем песке из камушек дорожку).
Давайтепройдем по звуковой дорожке. Закрепление произношения звука «3» в слогах. Игра «Повтори правильно»:
за- зы-зо, зу-зэ-за, за-за-зо, зу-зу-зы, за-зо-зу, зы-зу-за, за-за-зы, аза-аза-аза
Логопед: Здравствуй уважаемый верблюд, а ты не знаешь, где Матрешки Зои сестра?
Верблюд: Знаю, но сначала найдите картинки со звуком «З».
При работе с картинками организовать игры «Один –много», «Назови ласково», «Есть или нет».
Находят матрешку в волшебном мешочке.
Матрешка: Ой, спасибо ребята, что вы нашли меня! А где все остальные сестренки?
4.Карта. На ней Матрешка показывает кусочек карты, где видели другую из сестер. Дети называют континент, где надо искать матрешку (Антарктида) и отправляются в путешествие.
Раз, два, три — повернись,
ВАнтарктиде очутись!
Антарктида самое холодное место на земле.Там никогда не бывает тёплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идёт снег и метут метели.
Логопед сообщает ребятам, Нас встречает полярник Захар и предлагает придумать про него рассказ. Логопед читает текст, останавливаясь в тех местах, где необходимо договорить слово на звук «3»и показывает картинки:
«Жил был полярник. …(Захар). Захар утром встал, постель….. (заправил), сделал…. (зарядку), почистил…. (зубы) зубной пастой. Захар причесался и пошел на кухню….(завтракать). После завтрака он стал разбирать свои вещи. Вещей у него было много, но самые любимые вещи, те - в названии которых есть звук «3».
Игровое упражнение «Вещи Захара».
Логопед предлагает детям подойти к столу, на котором лежат картинки, и выбрать те из них, в названии которых есть звук «3». Дети по очереди выбирают, определяют место звука «3» в названиях картинок.
Находят матрешку.
Матрешка: Ой, спасибо ребята, что вы нашли меня! А где последняя сестренка?
4.Карта. На ней Матрешка показывает кусочек карты, где видели другую из сестер. Дети называют континент, где надо искать матрешку (Америка), и отправляются в путешествие.
Раз, два, три — повернись,
В Америке очутись!
Вот она, Америка, –
Два материка:
Северная, Южная,
Все легко пока.
Логопед: В Южной части Северной Америки очень тепло. Здесь растут вечнозеленые леса, в которых можно увидеть пальмы, древовидные папоротники, вечнозеленые дубы, кипарисы. Очень разнообразный животный мир.
- Давайте посмотрим, кто у нас в корзине? (Змеи) Уважаемые змеи, вы не видели матрешку?
Задание «Доведи змею до тропического леса» (Лабиринт).
Находят матрешку. Уважаемая матрешка Зоя всех ли мы нашли сестер? (Да). Давайте возвращаться в Россию!
Раз, два, три — повернись,
В Евразии очутись!
Как, мы рады возвращению домой!! Дети от радости захлопали в ладоши.
Упражнение «Хлопните в ладоши, когда услышите звуки [з], в словах»
Логопед произносит: зонт, жаба, мак, змея, жираф, рыба, суп, медуза, насос, замок, забор. Дети выполняют задание.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Посмотрите на наши континенты.
Давайте вспомним название континентов?
Скажите, какой звук везде с нами был?
Кому, на каком континенте понравилось больше?