Конспект урока по биологии в форме «круглого стола» на тему «Вода» (6 класс)

0
0
Участник педагогического конкурса ‒ Конкурс на лучший урок-круглый стол по биологии
Материал опубликован 2 November 2015

В форме «Круглого стола» в основном проводятся уроки обобщающего повторения. На таком уроке работа строится следующим образом. Все парты сдвигаются в центр, ребята садятся вокруг. По кругу пускается конверт, в котором находятся карточки с вопросами по изучаемой теме. Вопросы могут быть как репродуктивного, так и проблемного характера в зависимости от целей урока, сложности материала, уровня обученности класса.

Ученики по очереди достают карточки из конверта, читают вопрос и сразу же отвечают на него. Первоочередное право ответа принадлежит ученику, вытащившему вопрос. Если кто-то хочет дополнить или опровергнуть точку зрения отвечающего, он также может участвовать в обсуждении данного вопроса. Затем конверт переходит к следующему ученику. Количество карточек должно соответствовать количеству учащихся в классе.

Какова ценность данного типа урока? 

Во-первых, происходит обобщение изученного материала, а также осмысление основных проблем современного общества через призму собственного жизненного опыта учащихся.

Во-вторых, у ребят формируются умения излагать, аргументировать либо опровергать ту или иную точку зрения, участвовать в дискуссии по определенной теме. Часто при подобной форме работы выявляются полярные точки зрения по одному и тому же вопросу. Этого не стоит пугаться – наоборот, у учителя появляется прекрасная возможность научить ребят прислушиваться к чужому мнению и уважительно относиться к взглядам других людей по данному вопросу. 

В-третьих, бывают случаи, что класс коллективно формулирует проблему и так же коллективно ищет возможные пути ее решения. Таким образом, при данной форме работы достигается единство основных дидактических целей учебного процесса.

Предлагаю разработку урока, построенного по принципу «Круглого стола»: урок биологии по теме «Вода».


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Конспект урока по биологии в 6 классе «Вода».


 

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о воде, осмысление связей и отношений в изученных объектах.

Задачи урока:

Образовательные: Создать условия для повторения, закрепления, коррекции знаний по теме «Вода»;

Коррекционно-развивающие: Развивать наглядно - образное и логическое мышление, воображение учащихся; развивать устную и письменную речь учащихся через обогащение словарного запаса; развить познавательный интерес и творческую активность;

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, в частности к воде и её охране.

Оборудование:

- Учебник Никишиной А.Н. Биология. Неживая природа. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2011.

- Карточки с заданиями;

- Конверты, карточки с вопросами.

Тип урока: Обобщение и закрепление материала.

Форма урока: Урок-круглый стол.

 

Ход урока.

1. Мобилизующая часть урока.

- Отчет дежурного;

- Усаживание учащихся по местам вокруг стола;

- Вводные слова учителя:

Вспомните, какие есть свойства воды. Вспомните три состояния. Чтобы вам легче было вспомнить виды состояния воды, я зачитаю вам загадки-подсказки:

Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лёд. Твёрдое состояние).

Он длиннющий,

Он большущий,

Он от тучи, до земли…

Пусть идёт он пуще, пуще.

Чтоб грибы скорей росли. (Дождь. Жидкое состояние).

В морях и реках обитает,

И часто в облаках летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Круговорот воды в природе. Газообразное состояние).


 

2. Основная часть урока:

1. Вопросы на карточках в конвертах: каждый учащийся по очереди отвечает на вопрос, который вытащил из конверта:

1. Какие свойства воды ты знаешь?

2. В каких трёх состояниях вода существует в природе?

3. Где вы можете наблюдать воду в твёрдом состоянии?

4. Когда образуется лед?

5. Где в природе находится вода?

6. Что происходит с водой при нагревании?

7. Чем лед отличается от воды?

8. Какой процесс называют испарением воды?

9. При какой температуре происходит кипение воды?

10. Что такое раствор?

11. Как можно очистить воду от нерастворимых в ней веществ?

12. Какую воду называют чистой?

13. Для чего человек использует воду на фабриках и заводах?

14. Почему пресную воду нужно беречь?

15. Как может беречь воду в быту каждый человек?

16. Какую воду называют минеральной?

17. Какие изменения происходят с водой при нагревании и охлаждении?

2. Задания  на  карточках  для  работы группе:

Задание для 1 группы:  

Если  в  чайник  или  кастрюлю  налить  воду  до  краев  и  начать  нагревать, то  через  некоторое  время  вода  начнет  выливаться  через  край.  Почему это  происходит?

Задание для 2 группы:  

Почему  садоводы  перед  наступлением  зимы  обязательно  спускают  воду  из  труб  на  садовом  участке?

Задание для 3 группы:

Почему  водопроводные  трубы  прокладывают  в  земле  на  сравнительно  большой  глубине?

Задание для 4 группы:

Вода  попадает  в  мельчайшие  трещины  скал,  отчего  горные  породы  разрушаются.  С  каким  свойством  воды  это  связано?

3. Устное задание: учащиеся должны перечислить свойства воды во очереди:

 Прозрачна,  бесцветна,  без  запаха  и  вкуса.

Обладает  текучестью  (демонстрация).

Не  сохраняет  форму,  сохраняет  объем  (демонстрация).

Может  находиться  в  трех  агрегатных  состояниях  одновременно.

Может  переходить  из  одного  агрегатного  состояния  в  другое.

При  нагревании  расширяется.

При  охлаждении  сначала  сжимается,  но  при  переходе  через  +4   градуса  по  Цельсию  начинает  расширяться.

Плохая  теплопроводность.

Высокая  теплоемкость.

Вода  - растворитель.

Способность  запоминать  информацию  особым  образом?

Вода  -  самое  распространенное  вещество  на  Земле.

4. Самостоятельная работа по карточкам: учащиеся должны дописать нужные слова вместо точек:

Вода  при  нагревании………………………………………………………

Вода  при  охлаждении………………………………………………………

Вода  при  замерзании……………………………………………………..

Вода  кипит  при  температуре……………………………………………

Превращение  жидкой  воды  в  газообразную  -  это…………………..

Что  такое  раствор?........................................................................................

3. Завершение урока:

Прием « Синквейн» - своеобразное стихотворение из 5 строк.

1 строка - название темы (имя существительное) ВОДА

2 строка - описание темы в двух словах (двумя прилагательными) ОБЫЧНАЯ, УДИВИТЕЛЬНАЯ

3 строка – описание характерных действий предмета (три глагола) ТЕЧЁТ, ЛЬЕТСЯ, ЖУРЧИТ

4 строка – фраза из четырёх слов, показывающих отношение к теме. БЕРЕГИТЕ ВОДУ!

5 строка – синоним, который повторяет суть темы. ВЛАГА

 

4. Рефлексия.

- Какой вывод вы сегодня для себя сделали?

- Как вам работалось на уроке?

- Что получилось и что ещё не получается?

5. Итог урока.

Учитель: Дети, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за творческую работу на уроке.

Выставление оценок за урок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.