12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Брускова Елена Владимировна33

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

Тема: «Общаться с ребёнком Как?»

Цели: формирование у родителей навыков эффективного общения с детьми.

Форма проведения: практическое занятие с элементами тренинга.

Задачи:

  • Познакомиться ближе с родителями учащихся;
  • Провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности в общении с ребёнком;
  • Научиться распознавать чувства детей в различных ситуациях;
  • Приобрести навык применения техники Активного слушания.

 

Раздаточный материал:  лист формата А4; карточки с описанием различных ситуаций, памятки.

Ход собрания.

Вводная часть. Знакомство и разминка.

 

  • Знакомство.

Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Я благодарю вас за то, что вы пришли на родительское собрание. Тема сегодняшней встречи — «Общаться с ребёнком. Как?».
Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом. Можно представиться так, как вам хотелось бы, чтобы к вам обращались и добавить прилагательное на первую букву вашего имени. Например: Ольга - обаятельная. Если захотите, можно рассказать о себе.
(Каждый участник тренинга по кругу представляется.)
Ведущий. Спасибо. Предлагаю вам задать любой вопрос соседу справа. Несколько секунд на раздумывание.
(Иногда участники тренинга изъявляют желание задать вопросы нескольким людям. Просьба удовлетворяется. После вопросов и ответов у участников уходят страх, скука, душа просыпается, в глазах появляются свет, доброта и осмысленность.)
Ведущий. Продолжаем знакомство. Закончите, пожалуйста, такое предложение: «Мне нравится в себе...».
(Участники отвечают по кругу. Если ведущий видит, что уже создана доброжелательная атмосфера, то переходит к основной теме. Если люди чувствуют себя «зажато», то ведущий предлагает выполнить еще одно задание.)
Ведущий. Вам предлагают выбрать себе друга, одного из четырех — Атоса, Портоса, Арамиса или Д’Артаньяна. Краткая характеристика каждого: Атос — человек скрытых, тайных, загадочных знаний; Портос — добрейшей души человек; Арамис — романтическая натура; Д’Артаньян — ловкий, предприимчивый человек, легко находит выход из любой ситуации. Прошу вас по кругу сообщить о своем выборе.
(Участники называют имена мушкетеров. Иногда просят разрешения выбрать двоих. По условиям теста — нельзя. Ведущий объясняет присутствующим, что означает их выбор.)
Ведущий: По одной версии, люди выбирают себе в друзья того, кто обладает такими качествами, которых у них самих в жизни не хватает, по другой — родственную душу.

 

  • Разминка.

Ведущий. Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решить эти проблемы.

Но перед тем как мы приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

Игра: «Меняются местами те, кто…». Эта игра очень информативная, можно многое узнать о семьях.

После проведения игры видно, что участники взбодрились, напряжение ушло и группа готова к дальнейшей работе.

2. Основная часть. Просмотр презентации «Общаться с ребёнком. КАК?». Знакомство с техникой активного слушания.

Слайд №1. Безусловное принятие ребёнка .

Слайд№2. Как построить нормальные отношения с ребёнком? – эти вопросы мы наиболее часто задаём.

Слайд №3. Фундаментальная потребность человека в любви, принадлежности.

Слайды № 4 - №13. Уроки общения с ребёнком.

Слайд № 14. Активное слушание.

В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребёнок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или его обидели и т.д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребёнком.

Вот несколько типичных ситуаций:

Обсуждение. Разбор типичных ситуаций.

Родителям раздаются листочки с описанием ситуаций, они по очереди их зачитывают.

Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».

Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!».

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

 

 Что обычно вы говорите своим детям в таких случаях?

Родители делятся своим опытом и произносят хорошо знакомые нам фразы:

Ну, ничего, поиграет и отдаст...

Как это ты не пойдешь в школу?!

Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

и т.д.

По ходу ответов родителей ведущий записывает на доске, какие фразы родители используют, чтобы убедить своих детей в обратном: «назидания», «обещания», «угрозы», «лекции», «вопросы», «нотации».

Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием.  

- Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?

Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребёнок ждёт понимания, а не родительских лекций и номинаций, а порой и угроз.

- Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то  показать, научить, направить  ему не поможешь. В таких случаях лучше всего... его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».

- Что значит «активно слушать»? Что вы знаете об этой технике?

Родители по желанию говорят о том, что они понимают под техникой активного слушания, а некоторые даже делятся опытом использования этой техники.

- Вы совершенно верно изложили суть этой техники - активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.

Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка (слайд №14):

СЫН: Он отнял мою машинку!

МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН: Больше я туда не пойду!

ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

МАМА: Тебе она очень не нравится.

- Ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление. Многие родители, которые впервые попробовали спокойно «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результатах. Приведу два реальных случая.

Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок.

МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате!

ДОЧЬ: Ну, мам, потом!

МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться...

ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!

-  Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники.

Вывешивается чистый лист.

Ведущий. Представим, что у вас случилось что-то подобное, и вы решили использовать эту технику. Что вы будете делать вначале?

Родители высказывают свои мнения.

Ведущий. Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребёнку. Вспомните только что разыгранную сцену. Какое положение занимала мама, когда разговаривала с дочерью?

Участники должны сказать, что глаза ребёнка и матери были на одном уровне.

Ведущий. Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребенку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную (бессловесную) информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы их слушать и услышать.

На листе появляется первая запись:

Занять правильное положение по отношению к ребенку (глаза взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне).

Ведущий. Теперь вспомните, в какой форме беседовала мать?

Участники должны выйти на то, что ответы матери звучали в утвердительной форме.

Ведущий. Верно, вы сказали о том, что ответы должны отражать сочувствие (обозначать чувства ребенка) и звучать в утвердительной форме. Во время беседы бывает очень важно и полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.

Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики:

А что случилось?

Ты что, на него обиделся?

На листе появляется вторая запись, второй пункт алгоритма:

Повтор услышанного от ребенка.

Ведущий. Вы, наверное, обратили внимание, что в нашей сценке после каждой реплики мама молчала, делала небольшие паузы. Эти паузы помогали ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что радом с ним мать.

На листе появляется третья запись, третий пункт алгоритма:

Делать паузы между фразами.

Ведущий. И самый главный момент – это обозначение чувства ребенка.

На листе появляется четвертая запись, четвертый пункт алгоритма:

Обозначение чувства ребёнка.

Ведущий. Если говорить о коротком варианте этой техники, то он может выглядеть так: чувства – в утвердительной форме.

На листе появляется последняя, пятая запись, пятый пункт алгоритма:

Чувства – в утвердительной форме.

Далее ведущий еще раз зачитывает все пункты получившегося алгоритма. На этом этапе участники могут задавать друг другу вопросы по алгоритму. Лучше, если ответы родители будут получать не от ведущего, а друг от друга.

Ведущий. А теперь давайте потренируемся в использовании техники АС. Каждый из вас (если много участников, можно разделиться на группы) получит карточку, на которой описана ситуация. Ваша задача – понять, какие чувства испытывает в данной ситуации ребенок. Пять минут на выполнение. (см. Приложение 1.)

Данные и затем другие карточки можно вывести на экран, чтобы ситуацию видели не только родители, работающие над ней, но и другие участники тренингового занятия.

Работа родителей.

Ведущий. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я прошу по желанию зачитывать карточку и говорить, какие, по вашему мнению, чувства испытывает ребенок.

Ведущий. Спасибо за эту работу. А теперь попробуйте, используя технику АС, решить эту сложившуюся проблему.

Ответы родителей.

После высказываний родителей предлагаются карточки с положительным решением ситуации. (см. Приложение 2.)

Ведущий. Сейчас разбейтесь, пожалуйста, на пары, чтобы обсудить различные ситуации, с которыми сталкиваетесь вы в процессе общения с детьми. Затем запишите на листочках эти ситуации и отдайте мне. Работаем 5 минут.

Работа родителей.

Ведущий. Сейчас каждая пара будет вытягивать по одной карточке. Задача пар: познакомиться с описанной ситуацией и попробовать ее показать, используя технику АС.

Работа родителей.

Ведущий. Вы только что пробовали использовать технику АС. Убедились в том, что это не так просто. Увидели, что вам так и хочется задать вопрос и прокомментировать ситуацию. Что же, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе на такой вопрос: что может дать нам техника АС для общения с ребенком?

Ответы родителей могут быть примерно такими: данная техника помогает выстраивать отношения с детьми, лучше понимать детей; с ее использованием ослабевает напряжение в общении.

  Итоги обсуждения:

Исчезает, или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

Ребенок сам учится решать свои проблемы.

Ребенок начинает активно слушать своих родителей.

Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители.

Профилактика таких деструктивных чувств как тревожность, агрессивность.

Ведущий. Возможно, многим из вас показалось, что предложенная техника является искусственной, неестественной для нашей среды. Навыки общения. вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.

Я прошу всех по очереди ответить на два вопроса:

- Готовы ли вы попробовать использовать эту технику?

- Считаете ли вы полезным и нужным проведение подобных мероприятий?

Ведущий. Раздача памяток с коротким описанием основных моментов техники активного слушания, список где подробно с большим количеством примеров, описан этот метод.

- Спасибо, за работу. До свидания.

 

Используемая литература.

  1. Интерактивные формы взаимодействия семьи и школы. Автор-составитель О.С.Гришанова. школа и родители. Издательство «Учитель», 2008. Издание 2009 г.
  2. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». А.Фабер. Москва. ЭКСМО. 2009
  3. «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б.Гиппенрейтер.
  4. «Общаться с ребёнком .Так?» Ю.Б.Гиппенрейтер.
  5. Азбука воспитания: советы родителям. Г. Перегибов. Воспитание школьников. 2001 г. №7.
  6. Базарова Р.А. Взаимодействие школы, семьи общественности в воспитании школьников: метод, рекомендации, практические материалы из опыта сотрудничества школы, семьи, общественности. Пенза. Издательство ИПКиПРО, 1994.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.