Сценарий родительского собрания с элементами тренинга «Я и мой ребёнок»
Сценарий родительского собрания с элементами тренинга «Я и мой ребенок»
Цель: улучшение понимания родителями своего ребенка, особенностей и закономерностей его развития; достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов друг друга; выработка навыков адекватного и равноправного общения.
Время проведения: 1,5 часа. В свободном изолированном помещении.
Материал: Лепестки и лучики из бумаги, заготовка картины на ватмане, высказывания
Ведущий предлагает родителям зайти, и занять любое место в кругу. Произносит вступительное слово по теме тренинга для родителей.
Игра-разминка «Здороваемся передвигаясь»
Образуем два круга, представляясь, приветствуем друг друга: глазами, улыбкой, кивком головы, рукопожатием, локтями правой руки, левым плечиком, коленками, как старинные друзья, как лучшие подруги, как дети.
Рефлексия
- Какие ощущения вызвало у вас это упражнение?
- Как менялись ваши чувства?
Упражнение «Наши дети»
Предложить родителям, которых вызывают в любом порядке, вспомнить несколько качеств своего ребенка, названия которых начинаются с той самой буквы, что и имя ребенка (например, Сережа — скромный, самостоятельный; Миша — молчаливый, мечтатель и т. д.).
Упражнение «Принятие чувств». Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:
• «Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».)
• «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Ho если боишься - давай перейдем на другую сторону».)
• «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Ho, может, мы вместе найдем выход?»)
• «Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)(Приложение 1)
B процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся c понятием «активного слушания», автором которого является T. Гордон, американский психолог. Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство. Слушать активно - значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой (еще один термин, описывающий это явление, - «эмпатия»). Навык активного слушания невозможно выработать одним упражнением, на одном занятии. Поэтому к этой теме необходимо возвращаться на протяжении всего курса.
Прием «Эхо»
Первая из них — это прием «Эхо»; суть его в том, что взрослый повторяет за ребенком часть его высказывания. Можно несколько перефразировать, подобрать синонимы. Например, ребенок говорит: «Не буду я делать вашу дурацкую контрольную!». Учитель повторяет: «Ты не хочешь делать эту контрольную». При том, что это выглядит несколько похожим на передразнивание, такое «эхо» не только не приводит к обиде, но, наоборот, вызывает желание прояснить свою фразу, продолжив диалог в более или менее рациональном русле.
Игра «Аборигены и инопланетяне».
Цель: развитие умения с помощью вербальных и невербальных средств общения вступления в контакт.
Описание. Ведущий предлагает группе разделиться на две команды. Одна из них покидает помещение. Оставшиеся становятся аборигенами, которые живут на острове. Им необходимо визуально сымитировать остров из подручных средств. У них на острове существуют два правила.
Они могут говорить только «да» и «нет».
Когда им задают вопрос с улыбкой, они отвечают «да», когда вопрос задается без улыбки они говорит «нет».
Вторая группа участников становятся инопланетянами. Они хотят освоить этот остров и подружиться с аборигенами. Ведущий: «Сейчас мы с вами приземлимся на острове аборигенов. Вам необходимо вступить в контакт, и выяснить какие два правила существуют на их острове».
Ведущий: «Существует положительное и отрицательное поглаживание. Многие дети не получая положительных поглаживаний, учатся получать отрицательные, т.е. ведут себя так, что провоцируют взрослых на сердитые окрики, шлепки. Причем ребенок, привыкший к негативной схеме, может не воспринимать и положительного поглаживания.
Если ребенок получает только положительные поглаживания, то в результате не различает негативное и позитивное поведение. Ребенок просто не понимает, что хорошо, а что плохо. И когда к такому ребенку начинают предъявлять требования, он начинает протестовать: кричать, топать ногами. В результате расшатывается нервная система, возникают психосоматические расстройства. Таким образом, только положительные и только отрицательные поглаживания одинаково вредны».
Упражнение «Поругай и похвали». Участники разбиваются на пары, и договариваются, кто будет первым, а кто вторым.
Задания: - похвалить себя, - похвалить другого, - поругать себя, -поругать другого.
В ходе упражнения ведущий отмечает, за что участники хвалят и ругают друг друга.
Рефлексия.
- Как вы себя чувствовали в процессе выполнения упражнения?
- Что было легче? Хвалить или ругать?
- Хвалить себя или другого?
- Что вы по этому поводу чувствуете?
Все мы допускаем ошибки и это нормально. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но ошибки можно и нужно исправлять. Давайте начнем прямо сейчас. Предлагаем выработать правила «поглаживаний».
Мозговой штурм «Правила «поглаживаний».
Ведущий предлагает участникам выработать правила положительного и отрицательного поглаживания. Правила могут быть следующими:
Один раз поругай, но десять раз похвали.
Поругать можно сразу после проступка, но никак не через время.
Ругаем поступок, а не ребенка.
Выговаривая ребенку претензии, говорим от себя (я считаю…)
Ругаем ребенка по схеме: +++ - - - + ++
Ругать запрещено перед сном и после сна. Это ведет к психосоматике.
Хвалить нужно сразу после поступка, доброжелательным тоном.
Хвалить нужно поступок, а не ребенка (можно в присутствии других).
Психологи в своих трудах отмечают, что необходимо не менее 8 раз в день погладить и полюбить своего ребенка (утро и вечер не считаются).
Помимо поглаживаний мы применяем поощрения и наказания. Чем мы можем поощрить наших детей, и чем мы можем наказать их? (ответы участников)
-Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая, ему плохое.
-Физических наказаний не должно быть.
-Ограничения требования запрета должны быть согласованы между взрослыми.
-Тон голоса – дружественно-разъяснительный, а не повелительный.
6. Упражнение “Лепестки”
Я раздаю вам лепестки. На них напишите одно качество, которое вы бы хотели видеть в своем ребенке.
Посмотрите на наш “Цветок”. Цветок – это наш ребенок. А чего не хватает нашему цветку для полноценного роста и развития?
Давайте прикрепим к цветку лепестки и, посмотрим каким стал наш ребенок.
Притча о двух волках. Волк белый и волк черный.
Когда-то давно старый индеец, сидя у костра, открыл своему внуку одну жизненную истину:
— Понимаешь, малыш, в каждом человеке идет борьба. Эта борьба очень-очень похожа на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, жадность, ложь, и другие плохие качества человека… Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, заботу, доброту, верность, правду… И другие хорошие качества человека.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, надолго задумался, а потом спросил:
— Дед, а какой волк в конце побеждает? Злой волк или добрый?
Старый индеец, едва заметно улыбнувшись, ответил:
— Запомни: всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Приложение 1.
«Не смей его бить! Это же твой брат!» |
«Не бойся. Собака тебя не тронет» |
«Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» |
«Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» |