12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Давыдова Ирина Викторовна54
Россия, Пермский край, Краснокамск
1

Сценарий урока химии 8 класс по теме: «Определение химической формулы металла по экспериментальным данным»



Сценарий урока химии

8 класс

по теме: «Определение химической формулы металла по экспериментальным данным»

Автор: учитель химии МАОУ СОШ №1, г. Краснокамска, Пермского края

Давыдова Ирина Викторовна

Тема

«Определение химической формулы металла по экспериментальным данным»

Цель урока

Изучить приёмы решения данного типа задач.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

Учиться производить вычисления по химическим уравнениям.

Учиться подкреплять полученные знания экспериментом.

Учиться работать с веществом и лабораторным оборудованием.

Личностные: 

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Самоконтроль и самооценка.

Регулятивные: 

1.Постановка цели и анализ условий достижения цели.

2. Прогнозирование результата и оценивание уровня

достижения результата.

Познавательные: 

Определение понятий.

Умение структурировать знания.

Умение выделять существенные характеристики объектов.

Умение устанавливать причинно-следственные связи,

сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; размышлять, делать предположения, прогнозировать.

Коммуникативные: 

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, показать связь изучаемого материала с жизнью.

Развивать способность ставить вопросы, вырабатывать новые аргументы, принимать решения.

Развивать способность аргументировано убеждать в своей правоте.

Основные понятия

закон сохранения массы веществ, количество вещества.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

ИКТ

Работа с информацией (лабораторный опыт, контекстная задача, текст).

Работа с программой деятельности (алгоритмом).

Работа в группах.

Рабочая тетрадь, раздаточный материал: листы с шаблоном таблицы, карточки с заданиями, правилами ТБ, инструкциями к опытам, план с этапами урока.

Оборудование: штативы с пробирками (5 шт.), держатели для пробирок, спиртовки, спички, газоотводные трубки, ложка для сжигания веществ.

Реактивы: HCl, Zn, CuO, Mg, H2O, Li.

Оборудование для учителя: ПК, проектор, экран, (презентация).

Этапы урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Время

1-й этап ВЫЗОВ.

1. Работа с информацией.

2. Актуализация знаний.

3. Работа в группах.

(В основе занятия лежит исследование по составлению алгоритма для решения задач на «Определение химической формулы вещества по экспериментальным данным» с использованием приёма ЗУХ технологии развития критического мышления.)

Внимание, каждая группа слушает информацию, потому что:

Ваша дальнейшая работа будет связана с этой информацией.

Учитель задаёт вопросы:

Что известно из условия задачи?

Что нужно определить (вычислить)?


 

Какие приёмы вы можете использовать для решения задачи?

Класс делится на несколько групп. Группе учащихся выдаётся задание, которое включает в себя расчётную задачу, карту с таблицей, инструкцию по выполнению эксперимента, ящик с реактивами.

1. Дети читают задание по карточке. Задают вопросы учителю.

2. Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока.

3. Формулируют цель урока.

 

Познавательные:

актуализация знаний о физических свойствах оснований для формулирования темы урока и постановки цели.

Регулятивные: определение темы урока; постановка цели урока.

Коммуникативные:

работа в группе – составление вопросов.

4 мин. – вопросы и определение темы.

2 мин.– определение цели урока.

2-й этап ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ.

Осмысление содержания. Первичное применение знаний.

Учитель организует работу

в группах по 4 -5 человек.

Для решения выше поставленных задач нужно провести исследование (решить задачу).

Даю на это 7 минут.

Инструкции для групп написаны в технологических картах.

Помните, что вы в группах должны помогать друг другу.

По результатам исследования должен быть представлен чёткий отчёт.

Выводы:

Итак, ребята, результаты наших исследований на экране.

Ребята, предлагаю вам решить совместно задачу группы №3: разбор задачи представлен на слайде 5.

Выполняется рассмотренный нами алгоритм действий?

1 этап. Решение задачи.

Учащиеся в группах выполняют задание по карточке: решают задачу, выполняют расчётную часть, заполняют таблицу, составляют алгоритм решения.

1-я группа:

Задача 1. Металл А, самый лёгкий из всех известных металлов, хорошо растворяется в воде выделением газа В и получением щелочного раствора. Газ В легко горит с образованием вещества С. Определите, какой металл взят для опыта, если его масса 0,7 г, а объём выделившегося газа В равен 2,24 л. (Li)

2-я группа:

Задача 2. Для реакции с 36,5 г соляной кислоты был взят металл массой 32,5 г. Определите, какой металл вступил в реакцию с соляной кислотой. (Zn)

3-я группа:

Задача 3. При полном восстановлении водородом 16 г оксида металла со степенью окисления +2 образовалось 12,8 г этого металла. Оксид какого металла был подвергнут восстановлению? (CuO)

4-я группа:

Задача 4. Сожгли 6 г неизвестного двухвалентного металла в избытке кислорода. Получили оксид металла, который полностью растворили в растворе, содержащем 7,3 г соляной кислоты. Определите исходный металл. (Mg)

2 этап. Первичное применения знаний.

После выполнения задания учащиеся аргументированно выступают с отчётом о решении задачи.

3 этап. Первичное применения знаний.

Учащиеся проводят эксперимент (инструкции к эксперименту в приложении № 1)

4 этап. Первичное применения знаний.

После обсуждения результатов работ делают выводы о том, какой алгоритм действий нужен при решении данного типа задач.

Алгоритм решения задачи.

Обозначить, какая химическая реакция протекает.

Представить формулу искомого вещества в общем виде, написать уравнение реакции.

Обозначить, какие физические величины даны по условию, а какие можно записать по уравнению реакции.

Вычислить молярную массу искомого вещества, приняв её за неизвестную величину.

Составить пропорцию и решить её.

Найти в ПСХЭ Д.И. Менделеева, какому из элементов соответствует найденная молярная ( атомная) масса.

Составить уравнение реакции с найденным веществом.

Познавательные: извлечение информации из различных источников (контекстная задача, лабораторный опыт, текст)

переработка, систематизация, структурирование информации и предъявление её разными способами;

выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение.

Регулятивные:

управление своей деятельностью (планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов);

контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и адекватная формулировка их в устной и письменной форме;

внесение необходимой коррекции в процессе деятельности;

волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).

Коммуникативные:

участие в коллективном обсуждении; аргументированное изложение своего мнения;

работа в группе,

корректировка поведения; осуществление контроля,

выполнение заданий.

7 мин. –решение задачи.

5 мин. – заполнение таблицы.

3 мин. - оформление выводов.

10 мин.–выполнение лабораторного опыта.

9 мин. - представление отчёта о работе.

3-й этап

РЕФЛЕКСИЯ.

 

После выступления групп – выводы:

Проводим рефлексию: что получилось, какие трудности возникли при решении задачи, что нужно для преодоления возникших трудностей.

Регулятивные:

управление своей деятельностью (планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов);

контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности.

Коммуникативные:

Умение работать в группе, давать рефлексию; осуществление контроля.

5 мин. - рефлексия

Домашнее задание

 

Задача дом.

При полном восстановлении водородом 14,4 г оксида металла со степенью окисления +2 образовалось 11,2 г этого металла. Оксид какого металла был подвергнут восстановлению?

При растворении металла в хлороводородной кислоте образуется хлорид металла с содержанием хлора 56 массовых %, а при сгорании этого же металла в атмосфере хлора образуется хлорид с содержанием хлора 66 мас. %. Определите исходный металл. Приведите уравнения соответствующих реакций.

   


презентация к уроку по теме "Нахождение формулы металла"
PPT / 1.54 Мб

Приложение №1

Инструкция к эксперименту.

Вариант 1

Закрепите пробирку в лапке штатива вертикально. Под пробирку поместите чашку Петри с речным песком. В пробирку налейте 2 мл воды,

поместите в неё маленький кусочек металлического лития. Что наблюдаете? Соберите выделяющийся водород. Докажите его наличие.

Инструкция к эксперименту.

Вариант 2

В пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты, поместите в неё гранулу цинка. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Инструкция к эксперименту.

Вариант 3

Закрепите пробирку с оксидом меди (II) горизонтально в лапке штатива. Нагрейте пробирку по всей длине, а затем поставьте спиртовку

под пробирку так, чтобы помещённый в неё оксид меди постоянно нагревался. Получите водород действием соляной кислоты на гранулы

цинка в пробирке с газоотводной трубкой. Проверьте выделяющийся водород на чистоту: поднесите зажжённую спичку к отверстию

газоотводной трубки. Если раздастся сильный хлопок, пропустите водород и ещё раз поднесите горящую спичку к отверстию

газоотводной трубки. Если раздаётся мягкий хлопок, можно поместить конец газоотводной трубки в пробирку над нагретым оксидом меди.

Опишите свои наблюдения, составьте уравнение реакции.

Инструкция к эксперименту.

Вариант 4

Поместите в ложку для сжигания веществ небольшую щепотку магниевой стружки. Сожгите магний над пламенем спиртовки.

Что наблюдаете? Остудите ложку для сжигания веществ, затем соскоблите полученный оксид магния стеклянной трубочкой в пробирку,

прилейте 1 мл соляной кислоты.

Опишите наблюдения, напишите уравнения реакций.

 

Приложение №2

Правила техники безопасности при работе со спиртовкой.

Проверьте, достаточно ли заполнен резервуар спиртом (2/3 от объёма резервуара).

При работе со спиртовкой контролируйте, чтобы диск не смещался.

Фитиль должен находиться в спирте.

При работе не переворачивайте спиртовку во избежание возгорания спирта за пределами спиртовки.

Прогревайте пробирки сначала по всей длине, а затем производите местный нагрев.

Следите, чтобы нагреваемая пробирка была сухой.

Крепите держатель у основания пробирки.

Тушите пробирку, накрывая колпачком.

При использовании ложки для сжигания веществ не держите руки над спиртовкой, не опрокидывайте ложечку, старайтесь находиться вдали от огня.

Правила техники безопасности при работе с веществами.

При пользовании склянкой с реактивами кладите крышки вверх дном.

Приливайте в пробирку небольшое количество раствора.

Работайте аккуратно, не проливайте реактивы. Помните, что многие вещества ядовиты, некоторые едкие и агрессивные.

Не пробуйте вещества на вкус.

Мойте руки по окончании лабораторных опытов.

При попадании кислоты на кожу рук вымойте руки большим количеством воды, нейтрализуйте кислоту содой.

Не сливайте реактивы из пробирок в склянки с растворами веществ.

Не переливайте растворы из одной склянки в другую.

Не подносите пробирку к носу. Чтобы определить запах у вещества, нужно подогнать к себе рукой поток воздуха.

 

Приложение №3

Что известно?

Требуется узнать?

Расчёт

Требуется уточнить (рефлексия)

     

Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи?

Алгоритм решения задачи.

Обозначить, какая химическая реакция протекает.

Представить формулу искомого вещества в общем виде, написать уравнение реакции.

Обозначить, какие физические величины даны по условию, а какие можно записать по уравнению реакции.

Вычислить молярную массу искомого вещества, приняв её за неизвестную величину.

Составить пропорцию и решить её.

Найти в ПСХЭ Д.И. Менделеева, какому из элементов соответствует найденная молярная

( атомная) масса.

Составить уравнение реакции с найденным веществом.


 

Групповые карточки

Задача 1

Металл А, самый лёгкий из всех известных металлов, хорошо растворяется в воде выделением газа В и получением щелочного раствора.

Газ В легко горит с образованием вещества С. Определите, какой металл взят для опыта, если его масса 0,7 г, а объём выделившегося

газа В равен 2,24 л.

Составьте алгоритм решения задачи.

Оформите данные в таблицу.

Подтвердите результат решения лабораторным опытом.

Что известно?

Требуется узнать?

Расчёт

Требуется уточнить (рефлексия)

     

Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи?

Задача 2

Для реакции с 36,5 г соляной кислоты был взят металл массой 32,5 г. Определите, какой металл вступил в реакцию с соляной кислотой.

Составьте алгоритм решения задачи.

Оформите данные в таблицу.

Подтвердите результат решения лабораторным опытом.

Что известно?

Требуется узнать?

Расчёт

Требуется уточнить (рефлексия)

     

Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи?

 

Задача 3

При полном восстановлении водородом 16 г оксида металла со степенью окисления +2 образовалось 12,8 г этого металла.

Оксид какого металла был подвергнут восстановлению?

 

Составьте алгоритм решения задачи.

Оформите данные в таблицу.

Подтвердите результат решения лабораторным опытом.

Что известно?

Требуется узнать?

Расчёт

Требуется уточнить (рефлексия)

     

Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи?

Задача 4

Сожгли 6 г неизвестного двухвалентного металла в избытке кислорода. Получили оксид металла, который полностью прореагировал с

раствором, содержащим 7,3 г соляной кислоты. Определите исходный металл.

Составьте алгоритм решения задачи.

Оформите данные в таблицу.

Подтвердите результат решения лабораторным опытом.

Что известно?

Требуется узнать?

Расчёт

Требуется уточнить (рефлексия)

     

Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи?


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.