Сценарий урока химии 8 класс по теме: «Определение химической формулы металла по экспериментальным данным»
Пояснительная записка к презентации
Сценарий урока химии
8 класс
по теме: «Определение химической формулы металла по экспериментальным данным»
Автор: учитель химии МАОУ СОШ №1, г. Краснокамска, Пермского края
Давыдова Ирина Викторовна
Тема |
«Определение химической формулы металла по экспериментальным данным» |
|
Цель урока |
Изучить приёмы решения данного типа задач. |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
УУД |
В познавательной сфере: Учиться производить вычисления по химическим уравнениям. Учиться подкреплять полученные знания экспериментом. Учиться работать с веществом и лабораторным оборудованием. |
Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью. Самоконтроль и самооценка. Регулятивные: 1.Постановка цели и анализ условий достижения цели. 2. Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата. Познавательные: Определение понятий. Умение структурировать знания. Умение выделять существенные характеристики объектов. Умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; размышлять, делать предположения, прогнозировать. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, показать связь изучаемого материала с жизнью. Развивать способность ставить вопросы, вырабатывать новые аргументы, принимать решения. Развивать способность аргументировано убеждать в своей правоте. |
|
Основные понятия |
закон сохранения массы веществ, количество вещества. |
|
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
ИКТ |
Работа с информацией (лабораторный опыт, контекстная задача, текст). Работа с программой деятельности (алгоритмом). Работа в группах. |
Рабочая тетрадь, раздаточный материал: листы с шаблоном таблицы, карточки с заданиями, правилами ТБ, инструкциями к опытам, план с этапами урока. Оборудование: штативы с пробирками (5 шт.), держатели для пробирок, спиртовки, спички, газоотводные трубки, ложка для сжигания веществ. Реактивы: HCl, Zn, CuO, Mg, H2O, Li. Оборудование для учителя: ПК, проектор, экран, (презентация). |
Этапы урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Время |
1-й этап ВЫЗОВ. 1. Работа с информацией. 2. Актуализация знаний. 3. Работа в группах. (В основе занятия лежит исследование по составлению алгоритма для решения задач на «Определение химической формулы вещества по экспериментальным данным» с использованием приёма ЗУХ технологии развития критического мышления.) |
Внимание, каждая группа слушает информацию, потому что: Ваша дальнейшая работа будет связана с этой информацией. Учитель задаёт вопросы: Что известно из условия задачи? Что нужно определить (вычислить)?
Какие приёмы вы можете использовать для решения задачи? |
Класс делится на несколько групп. Группе учащихся выдаётся задание, которое включает в себя расчётную задачу, карту с таблицей, инструкцию по выполнению эксперимента, ящик с реактивами. 1. Дети читают задание по карточке. Задают вопросы учителю. 2. Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему урока. 3. Формулируют цель урока.
|
Познавательные: актуализация знаний о физических свойствах оснований для формулирования темы урока и постановки цели. Регулятивные: определение темы урока; постановка цели урока. Коммуникативные: работа в группе – составление вопросов. |
4 мин. – вопросы и определение темы. 2 мин.– определение цели урока. |
2-й этап ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ. Осмысление содержания. Первичное применение знаний. |
Учитель организует работу в группах по 4 -5 человек. Для решения выше поставленных задач нужно провести исследование (решить задачу). Даю на это 7 минут. Инструкции для групп написаны в технологических картах. Помните, что вы в группах должны помогать друг другу. По результатам исследования должен быть представлен чёткий отчёт. Выводы: Итак, ребята, результаты наших исследований на экране. Ребята, предлагаю вам решить совместно задачу группы №3: разбор задачи представлен на слайде 5. Выполняется рассмотренный нами алгоритм действий? |
1 этап. Решение задачи. Учащиеся в группах выполняют задание по карточке: решают задачу, выполняют расчётную часть, заполняют таблицу, составляют алгоритм решения. 1-я группа: Задача 1. Металл А, самый лёгкий из всех известных металлов, хорошо растворяется в воде выделением газа В и получением щелочного раствора. Газ В легко горит с образованием вещества С. Определите, какой металл взят для опыта, если его масса 0,7 г, а объём выделившегося газа В равен 2,24 л. (Li) 2-я группа: Задача 2. Для реакции с 36,5 г соляной кислоты был взят металл массой 32,5 г. Определите, какой металл вступил в реакцию с соляной кислотой. (Zn) 3-я группа: Задача 3. При полном восстановлении водородом 16 г оксида металла со степенью окисления +2 образовалось 12,8 г этого металла. Оксид какого металла был подвергнут восстановлению? (CuO) 4-я группа: Задача 4. Сожгли 6 г неизвестного двухвалентного металла в избытке кислорода. Получили оксид металла, который полностью растворили в растворе, содержащем 7,3 г соляной кислоты. Определите исходный металл. (Mg) 2 этап. Первичное применения знаний. После выполнения задания учащиеся аргументированно выступают с отчётом о решении задачи. 3 этап. Первичное применения знаний. Учащиеся проводят эксперимент (инструкции к эксперименту в приложении № 1) 4 этап. Первичное применения знаний. После обсуждения результатов работ делают выводы о том, какой алгоритм действий нужен при решении данного типа задач. Алгоритм решения задачи. Обозначить, какая химическая реакция протекает. Представить формулу искомого вещества в общем виде, написать уравнение реакции. Обозначить, какие физические величины даны по условию, а какие можно записать по уравнению реакции. Вычислить молярную массу искомого вещества, приняв её за неизвестную величину. Составить пропорцию и решить её. Найти в ПСХЭ Д.И. Менделеева, какому из элементов соответствует найденная молярная ( атомная) масса. Составить уравнение реакции с найденным веществом. |
Познавательные: извлечение информации из различных источников (контекстная задача, лабораторный опыт, текст) переработка, систематизация, структурирование информации и предъявление её разными способами; выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение. Регулятивные: управление своей деятельностью (планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов); контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и адекватная формулировка их в устной и письменной форме; внесение необходимой коррекции в процессе деятельности; волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий). Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении; аргументированное изложение своего мнения; работа в группе, корректировка поведения; осуществление контроля, выполнение заданий. |
7 мин. –решение задачи. 5 мин. – заполнение таблицы. 3 мин. - оформление выводов. 10 мин.–выполнение лабораторного опыта. 9 мин. - представление отчёта о работе. |
3-й этап РЕФЛЕКСИЯ. |
После выступления групп – выводы: Проводим рефлексию: что получилось, какие трудности возникли при решении задачи, что нужно для преодоления возникших трудностей. |
Регулятивные: управление своей деятельностью (планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов); контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности. Коммуникативные: Умение работать в группе, давать рефлексию; осуществление контроля. |
5 мин. - рефлексия |
|
Домашнее задание |
Задача дом. При полном восстановлении водородом 14,4 г оксида металла со степенью окисления +2 образовалось 11,2 г этого металла. Оксид какого металла был подвергнут восстановлению? При растворении металла в хлороводородной кислоте образуется хлорид металла с содержанием хлора 56 массовых %, а при сгорании этого же металла в атмосфере хлора образуется хлорид с содержанием хлора 66 мас. %. Определите исходный металл. Приведите уравнения соответствующих реакций. |
презентация к уроку по теме "Нахождение формулы металла"
PPT / 1.54 Мб
Приложение №1
Инструкция к эксперименту.
Вариант 1
Закрепите пробирку в лапке штатива вертикально. Под пробирку поместите чашку Петри с речным песком. В пробирку налейте 2 мл воды,
поместите в неё маленький кусочек металлического лития. Что наблюдаете? Соберите выделяющийся водород. Докажите его наличие.
Инструкция к эксперименту.
Вариант 2
В пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты, поместите в неё гранулу цинка. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.
Инструкция к эксперименту.
Вариант 3
Закрепите пробирку с оксидом меди (II) горизонтально в лапке штатива. Нагрейте пробирку по всей длине, а затем поставьте спиртовку
под пробирку так, чтобы помещённый в неё оксид меди постоянно нагревался. Получите водород действием соляной кислоты на гранулы
цинка в пробирке с газоотводной трубкой. Проверьте выделяющийся водород на чистоту: поднесите зажжённую спичку к отверстию
газоотводной трубки. Если раздастся сильный хлопок, пропустите водород и ещё раз поднесите горящую спичку к отверстию
газоотводной трубки. Если раздаётся мягкий хлопок, можно поместить конец газоотводной трубки в пробирку над нагретым оксидом меди.
Опишите свои наблюдения, составьте уравнение реакции.
Инструкция к эксперименту.
Вариант 4
Поместите в ложку для сжигания веществ небольшую щепотку магниевой стружки. Сожгите магний над пламенем спиртовки.
Что наблюдаете? Остудите ложку для сжигания веществ, затем соскоблите полученный оксид магния стеклянной трубочкой в пробирку,
прилейте 1 мл соляной кислоты.
Опишите наблюдения, напишите уравнения реакций.
Приложение №2
Правила техники безопасности при работе со спиртовкой.
Проверьте, достаточно ли заполнен резервуар спиртом (2/3 от объёма резервуара).
При работе со спиртовкой контролируйте, чтобы диск не смещался.
Фитиль должен находиться в спирте.
При работе не переворачивайте спиртовку во избежание возгорания спирта за пределами спиртовки.
Прогревайте пробирки сначала по всей длине, а затем производите местный нагрев.
Следите, чтобы нагреваемая пробирка была сухой.
Крепите держатель у основания пробирки.
Тушите пробирку, накрывая колпачком.
При использовании ложки для сжигания веществ не держите руки над спиртовкой, не опрокидывайте ложечку, старайтесь находиться вдали от огня.
Правила техники безопасности при работе с веществами.
При пользовании склянкой с реактивами кладите крышки вверх дном.
Приливайте в пробирку небольшое количество раствора.
Работайте аккуратно, не проливайте реактивы. Помните, что многие вещества ядовиты, некоторые едкие и агрессивные.
Не пробуйте вещества на вкус.
Мойте руки по окончании лабораторных опытов.
При попадании кислоты на кожу рук вымойте руки большим количеством воды, нейтрализуйте кислоту содой.
Не сливайте реактивы из пробирок в склянки с растворами веществ.
Не переливайте растворы из одной склянки в другую.
Не подносите пробирку к носу. Чтобы определить запах у вещества, нужно подогнать к себе рукой поток воздуха.
Приложение №3
Что известно? |
Требуется узнать? |
Расчёт |
Требуется уточнить (рефлексия) |
Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи? |
Алгоритм решения задачи.
Обозначить, какая химическая реакция протекает.
Представить формулу искомого вещества в общем виде, написать уравнение реакции.
Обозначить, какие физические величины даны по условию, а какие можно записать по уравнению реакции.
Вычислить молярную массу искомого вещества, приняв её за неизвестную величину.
Составить пропорцию и решить её.
Найти в ПСХЭ Д.И. Менделеева, какому из элементов соответствует найденная молярная
( атомная) масса.
Составить уравнение реакции с найденным веществом.
Групповые карточки
Задача 1
Металл А, самый лёгкий из всех известных металлов, хорошо растворяется в воде выделением газа В и получением щелочного раствора.
Газ В легко горит с образованием вещества С. Определите, какой металл взят для опыта, если его масса 0,7 г, а объём выделившегося
газа В равен 2,24 л.
Составьте алгоритм решения задачи.
Оформите данные в таблицу.
Подтвердите результат решения лабораторным опытом.
Что известно? |
Требуется узнать? |
Расчёт |
Требуется уточнить (рефлексия) |
Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи? |
Задача 2
Для реакции с 36,5 г соляной кислоты был взят металл массой 32,5 г. Определите, какой металл вступил в реакцию с соляной кислотой.
Составьте алгоритм решения задачи.
Оформите данные в таблицу.
Подтвердите результат решения лабораторным опытом.
Что известно? |
Требуется узнать? |
Расчёт |
Требуется уточнить (рефлексия) |
Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи? |
Задача 3
При полном восстановлении водородом 16 г оксида металла со степенью окисления +2 образовалось 12,8 г этого металла.
Оксид какого металла был подвергнут восстановлению?
Составьте алгоритм решения задачи.
Оформите данные в таблицу.
Подтвердите результат решения лабораторным опытом.
Что известно? |
Требуется узнать? |
Расчёт |
Требуется уточнить (рефлексия) |
Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи? |
Задача 4
Сожгли 6 г неизвестного двухвалентного металла в избытке кислорода. Получили оксид металла, который полностью прореагировал с
раствором, содержащим 7,3 г соляной кислоты. Определите исходный металл.
Составьте алгоритм решения задачи.
Оформите данные в таблицу.
Подтвердите результат решения лабораторным опытом.
Что известно? |
Требуется узнать? |
Расчёт |
Требуется уточнить (рефлексия) |
Что было трудно? Какие вопросы возникли при решении задачи? |