Урок «Валентность. Определение валентности по формулам их соединений» (Химия, 8 класс)
Тема урока: «Валентность. Определение валентности по формулам их соединений»
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная
работа.
Цели урока:
Дидактические:
- опираясь на знания учащихся, повторить понятия “химическая формула”;
- способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ;
- акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики.
Развивающие:
- продолжить формирование умений формулировать определения;
- разъяснять смысл изученных понятий и объяснять последовательность действий при определении валентности по формуле вещества;
- способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;
- развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.
Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;
- повысить уровень эстетического воспитания учащихся;
- ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знать определение понятия «валентность».
Уметь определять валентность элементов по формулам бинарных соединений. Знать валентность некоторых химических элементов.
Метапредметные: формировать умение работать по алгоритму для решения учебных и познавательных задач.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению.
Основные виды деятельности учащихся. Определять валентность элементов в бинарных соединениях.
Основные понятия: валентность, постоянная и переменная валентность.
Оборудование для учащихся: учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 8 класс». – М.: Просвещение, 2015; на каждом столе “Алгоритм определения валентности” (приложение 2); раздаточный материал.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент |
Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку, создает благоприятный микроклимат в классе |
Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку |
2.Актуализация знаний |
Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме “Химическая формула”. Задание 1: Что здесь написано? Учитель демонстрирует формулы, отпечатанные на отдельных листах (приложение 1). Задание 2: индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся работают у доски). После окончания расчетов проверка. Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O. Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, читают формулы на «химическом языке» Учащиеся получают карточки: первый вариант - № 1, второй вариант - № 2 и выполняют задания. Двое учащихся выходят к доске и производят расчеты на обратной стороне доски. Когда выполнят задания, проверяют все вместе правильность, если есть ошибки, находят пути их устранения. |
3.Изучение нового материа
|
1. Объяснение учителя. Постановка проблемы. Понятие о валентности. – До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой. Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4. – Что общего в составе молекул? – Чем они отличаются друг от друга?
Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода? Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью. Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила. - Запишите определение в тетрадь: Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении. Валентность обозначается римскими цифрами. Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода – два. Далее объясняет, как определить валентность каждого элемента в соединении NH3. 1.Отметить валентность известного элемента: I NH3 2. найти общее число единиц валентности известного элемента: I NH3 1*3 = 3 3.общее число единиц валентности делят на количество атомов другого элемента и узнают его валентность: 3 : 1 = 3 III I N H3 Далее объясняет, как определить валентность каждого элемента в соединениях: Р2О5, HBr. |
Слушают учителя
Наличие атомов водорода. HCl – один атом хлора удерживает один атом водорода H2O – один атом кислорода удерживает два атома водорода NH3 – один атом азота удерживает три атома водорода CH4 – один атом углерода удерживает четыре атома водорода.
Фиксируют проблему, высказывают предположения, совместно с учителем приходят к выводу.
Записывают определение, слушают объяснения учителя. Используя алгоритм определения валентности, записывают в тетрадь формулу и определяют валентность элементов Слушают объяснения учителя |
4.Первичная проверка усвоенных знаний |
Упражнение 1: определить валентность элементов в веществах. Задание в раздаточном материале. SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3, SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3. Упражнение 2: В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале. Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO. Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2. Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом. Учитель выборочно проверяет тетради учащихся, за правильно выполненные задания ставит оценки. |
тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске и определяют валентности элементов в предложенных формулах Учащиеся выполняют предложенные задания, выбирая тот уровень, на который, по их мнению, они способны. Анализируют ответы вместе с учителем |
5.Подведение итогов урока |
Беседа с учащимися: - Какую проблему мы поставили в начале урока? - К какому выводу мы пришли? - Дать определение “валентности”. - Чему равна валентность атома водорода? Кислорода? - Как определить валентность атома в соединении? Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся. |
Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке. |
6.Домашнее задание |
§ 16, упр. 1, 2, 5, тестовые задания |
Записывают задание в дневник |
7.Рефлексия |
Организует выбор учащимися адекватной оценки своего отношения к уроку и состояния после проведенного урока (приложение 3, распечатать для каждого) |
Выполняют оценку своих ощущений после проведенного урока |
Литература:
Гара Н. Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. - М.: Просвещение, 2014.
Контрольно-измерительные материалы. Химия 8 класс/Сост. Н.П. Троегубова. – М.: ВАКО, 2013.
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 8 класс». – М.: Просвещение, 2015.
Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии 8 класс. – М.: ВАКО, 2014.
Журнал «Биология» - www.1september.ru - технология личностно-ориентированного обучения.
Приложение 1
Что означает следующая запись?
а) 4H; 7Fe; H2; 4H2 б) NaCl; AlBr3; FeS
Приложение 2
Алгоритм определения валентности.
Алгоритм определения валентности |
Пример |
|
1. Запишите формулу вещества. |
H2S Cu2O |
|
2. Обозначьте известную валентность элемента |
I |
II |
3. Найдите число единиц валентности атомов известного элемента, умножив валентность элемента на количество его атомов |
2 |
2 |
4. Поделите число единиц валентности атомов на количество атомов другого элемента. Полученный ответ и является искомой валентностью |
2 |
2 |
5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента |
I II |
I II |
Приложение 3
Оцените свои ощущения после урока, нужный ответ подчеркните.
На уроке я работал: активно/пассивно
Своей работой на уроке я: доволен/не доволен
Урок для меня показался: коротким/длинным
За урок я: не устал/устал
Мое настроение: стало лучше/стало хуже
Материал урока мне был: понятен/не понятен, интересен/скучен.
Раздаточный материал.
Упражнение 1: определить валентность элементов в веществах:
SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3, SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3.
Упражнение 2:
В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь.
Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.
Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.