12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кучелаева Юлия Викторовна26

t1608018061aa.png

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

Дом детства и юношества «Факел» г. Томска


t1608018061ab.jpg

Интервью

как жанр журналистики

t1608018061ac.jpgt1608018061ad.jpg


Автор- составитель:

Шкуратова Юлия Викторовна,

педагог дополнительного образования






Томск, 2020


Пояснительная записка


Тема занятия: «Интервью как жанр журналистики»

Участники занятия: группа обучающихся первого года обучения творческого объединения «Пресс-центр»

Время проведения занятия: 90 мин.

Цель занятия: расширить знания учащихся об особенностях публицистического жанра «Интервью» и формирование языковой и коммуникативной компетенций.


Задачи:

Обучающие:

Познакомить со структурой интервью, с этапами подготовки и проведения интервью.


Развивающие:

Развивать умение самостоятельно усваивать новые знания на основе наблюдения языкового материала, делать выводы, чётко формулировать вопросы, а также навыки выделения главного в языковом материале.


Воспитательные:

Воспитывать внимательное отношение к родному языку, создавать условия для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику.


Оборудование: доска, тетрадь, ручка, газеты «Томские новости», мультимедийный проектор, компьютер, карточки для рефлексии.


Этапы занятия:

1. Подготовительный этап – 2 минуты.

2. Погружение в тему. Целеполагание, постановка проблемы – 5 минут

3. Проработка содержания темы – 80 минут.

4. Подведение итогов (рефлексия, оценка) – 3 минуты
















Литература:


Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений / Авт.: О.И. Лепилкина и др. – М.: Вентана-Граф, 2005.

Коваленко. Л. Журналистика в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону: издательский Дом «Вояж», 2006.

Овсепян Р.Г. История Отечественной журналистики. - М.: Моск. Университет,1996.

Портал журналиста. Интервью как жанр журналистики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://journ- port.ru/publ/139-1-0-132 7

Социальная сеть работников образования nsportal.ru . Дунаевская Наталия Михайловна. План-конспект занятия по теме: Интервью как жанр журналистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// nsportal.ru /shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/08/15/intervyu-kak-zhanr-zhurnalistiki-ili-raz-voprosik-dva


































Сценарий занятия


Интервью как жанр журналистики (1 слайд)


Подготовительный этап:


«Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь,

а тем, кто хорошо спрашивает,

мне и отвечать приятно».

Сократ


Сегодня мы начинаем знакомство с жанрами публицистики и нам предстоит познакомиться с особенностями «Интервью».  Представьте, что вы в редакции известной телевизионной передачи. Вы будете принимать участие в создании нового выпуска, и главный редактор даёт вам уникальное задание - необходимо взять интервью у одного из артистов советской эстрады. Думаю, с этим заданием легко справиться … Итак, берём блокнот, ручку и отправляемся по нужному адресу брать интервью. Задание понятно? А куда мы отправимся? Мы уже решили, о чем будем его спрашивать? А он готов дать интервью? Как быть? (Наверное, чтобы не испытывать таких вот затруднений, надо знать о правилах ведения интервью). На этом занятии мы познакомимся с таким жанром публицистики, как интервью, рассмотрим его классификацию, узнаем правила ведения интервью и подкрепим те знания, которые получим от теории на практике.

Постановка проблемы:


Ребята, что же такое интервью? Какие ассоциации возникают с этим словом?


(высказывания учеников).


Слово интервью - заимствованное, пришло к нам из английского языка, в переводе означает беседа, представляющая общественный интерес, предназначенная для передачи в СМИ.


Согласно определению:


(слайд 2) Интервью – это беседа журналиста с кем-либо для получения информации или комментария по общественно – значимым вопросам.

(слайд 3) Участники интервью:

Интервьюер – тот, кто берёт интервью

Респондент – лицо, отвечающее на вопросы





Проработка содержания темы:


Ребята, как вы считаете, как давно появился такой жанр – интервью?

(высказывания учеников).

(слайд 4) Интервью зародилось в IV веке – в виде бесед Сократа с учениками «Диалоги Платона».


Однако, наибольшую популярность интервью приобрело в первой половине XX века, связанно это с развитием радио. Страны переходили к демократии, кандидаты были вынуждены отвечать на вопросы граждан.


В настоящее время интервью стало очень популяризировано. Интервью можно найти в любом источнике СМИ: TV, радио, интернет и пресса.


Ребята, скажите, знаете ли Вы знаменитых интервьюеров? Может быть видели по телевидению? Смотрели в интернете?

(высказывания учеников).

(слайд 5-8) Сейчас мы с вами познакомимся со знаменитыми интервьюерами: Владимир Познер, Юрий Дудь, Иван Ургант.


Какое из приведенных интервью Вам понравилось больше? Почему?

(высказывания учеников).


(слайд 9) Интервью, пожалуй, самый интересный жанр, но без подготовки он не будет иметь особого шарма, и даже беседа с незаурядной личностью может показаться скучной. Поэтому, подготовка к беседе – обязательное требование. Но не только нужно подготовиться к беседе, но и обратить внимание на свой внешний вид. Ребята, как Вы считаете, на что обращают внимание респонденты при встрече с журналистом? (запись на доске)

(ответы детей)


(слайд 10) По данным А. Болдарева и В. Панферова рейтинг значимости компонентов имиджа, влияющих на формирование первого впечатления, заключается в следующем:


1.Прическа

2.Глаза

3.Улыбка

4.Манеры поведения

5.Жесты

6.Походка



Если рассматривать одежду во время интервью, то можно отметить следующее:

В одежде не использовать элементы новейшей моды (время утверждения нового стиля полгода).

Женщине – минимум украшений, лишних аксессуаров, мужчине – убрать всё из карманов (включая верхний левый). Одежда должна соответствовать возрасту.

Обратили внимание как одеты журналисты на предыдущих видео? Что можете сказать по поводу их внешнего вида? Что бы Вы надели на первое интервью?

(ответы детей)


Виды интервью

Какие бывают интервью? Здесь рассмотрим основные виды интервью. Стоит сказать, что их достаточно много. Поэтому многие люди их могут классифицировать по-разному.


(слайд 11) Информационное — сбор данных по новостям. В этом жанре журналистики всегда заложен информационный повод. Тут важна динамичность и короткие вопросы. Например, что, где и когда происходит. Почему нам это интересно и зачем мы журналисты об этом рассказываем.

(слайд 12) Аналитическое — выявляет важную социальную проблему с последующим анализом фактов. Тут важно мнение эксперта по данным вопросам. Например, «почему?», «каким образом?», «что это значит?» и так далее.

(слайд 13-14) Блиц интервью — очень короткое интервью (2 — 3 минуты), которое проводится сразу после какого-то события. Часто используется на телевидении после каких-то политических собраний. Например, могут спросить у депутата, о чем было собрание, какие изменения планируют ввести и так далее. Также часто встречается в культуре и спорте.

(слайд 15-16) Оперативное — это подвид информационного, где осуществляется сбор мнений по узкой теме. Вопросы тут для разных спикеров одинаковые. Проводится в виде опроса для одной или разных социальных групп.

(слайд 17) Портрет — персональное интервью с одним известным героем для раскрытия его качеств. Человек как-то проявил себя в общественной жизни. Поэтому нам при помощи вопросов и ответов нужно раскрыть детали, которые сформируют индивидуальность героя.


(слайд 18) Сегодня мы будем учиться брать интервью. Давайте подумаем над тем, что нужно, чтобы интервью было успешным? Итак, прежде чем отправиться на интервью, нужно…

(высказывания учеников)

В первую очередь от вас потребуется хорошая подготовка к интервью. Вы просто не сможете нормально провести беседу если не подготовитесь.


Общие вопросы можно задать и без подготовки. На такие темы можно говорить с кем угодно. Но если вы хотите провести именно интересное интервью, то нужно готовиться.


(слайд 19) Существует квадрат успешного интервью.

В первую очередь мы определяем цель.  От того, насколько точно вы сможете поставить цель, зависит качество и популярность интервью.

(слайд 20) Чтобы определить цель, нужно ответить на вопросы:

Почему вы хотите взять интервью у этого человека?

Чем он может быть интересным читателям?

Что нового об этом человеке или событии вы можете раскрыть в интервью?

Какие результаты планируете получить после публикации интервью?

(слайд 19) 2. Изучение собеседника и изучение темы интервью. Заранее просмотреть информацию о вашем герое, чтобы не попасть впросак с вопросами и расположить его к себе.

3. Вопросы составляются заранее. Выстраиваются в определенном, логическом порядке. Возможно, во время интервью порядок нарушится, появятся новые вопросы, отпадут уже заготовленные. Здесь главное - держать нить беседы: вы должны вести героя, а не он вас. Помните, что у любого интервью должна быть тема. И вопросы этой теме должны соответствовать. Итак, некоторые тонкости в постановке вопроса:

-прекрасное общее знание предмета обсуждения

-формулирование вопросов так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа

- первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу

Следует отметить, что существуют ещё правила для успешного интервью:

4. Место и время должен назначать ваш собеседник. Так он получает возможность ответить на ваши вопросы в комфортном для себя месте и в удобное время. Интервью должно начаться в условленное время, и вы не должны на него опаздывать. Приветствие зависит от степени знакомства, социального статуса, возраста.

5. Не нужно переубеждать собеседника, если вы не принимаете его точки зрения.

6. Гете заметил: «Каждый слышит то, что понимает». Чтобы не было ошибок, переспрашивайте, уточняйте такими фразами: «Верно ли я понял...», «Вы сказали, что...»? «Согласны ли вы с тем, что...», «Прав ли я, считая...»

7. Не забудьте спросить о разрешении записи вашего разговора и использования фотографий или других материалов! Закончить интервью нужно вовремя, не задерживая собеседника. Не забудьте поблагодарить за беседу, подчеркивая, что она была важна для исследования и что сведения, которые были записаны, не будут использованы ни в каких иных целях, кроме изучения вопроса в целом.

(слайд 21) Теперь у нас есть основательный фундамент из теории, предлагаю Вам попробовать свои силы на практике. Сейчас каждый из вас попробует себя в роли интервьюера.

Я раздам каждому вопросы, ваша задача решить кто из вас для начала будет интервьюером, а кто респондентом. Затем поменяетесь ролями. На выполнение задания – 15 минут.

Приложение №1

вопроса

Вопросы


Ответ / имя собеседника

1

Есть ли у Вас любимый герой, персонаж, на которого Вы бы хотели быть похожим? Какой это персонаж?




2

Если бы вы были волшебником, какими сверхъестественными возможностями вы бы наделили себя?


3

Если бы у вас была возможность полететь куда-либо абсолютно бесплатно, куда бы вы отправились?


4

Чем вы больше всего любите заниматься на выходных?


5

Что ты возьмешь с собой в кругосветное путешествие?




6

Почему люди не летают как птицы?



7

Если бы вы поймали золотую рыбку, какие три желания вы бы загадали?


8

Стали бы вы дружить со своим двойником? Почему?





9

Если бы вы могли быть невидимкой, то куда бы вы пошли?


10

Свой вопрос



Учащиеся выступают со своими интервью. Вопрос после каждого интервью: Что Вы нового узнали о своём собеседнике?

Опрос у учеников после всех интервью:

- Как вы считаете, кто из корреспондентов справился лучше с заданием? Почему?

- Как вы считаете, у кого было самое содержательное интервью?

- А у кого было самое интересное интервью?



Подведение итогов. Рефлексия ​​​​​​​

Сегодня мы узнали много нового по теме интервью и даже попробовали себя в роли интервьюеров. Настало время подводить итоги. Попрошу вас заполнить карточки и ответить на три вопроса. Всем спасибо за занятие. 

Анкета обратной связи
Фамилия Имя ___________________________________________________________________
Что мне запомнилось на занятии? __________________________________________________

Если бы у меня было интервью с директором школы, я бы задал ему вопрос: ______________________________________________________________________________

Домашнее задание: 1) попробуйте взять интервью у друга, или у кого-либо из близких на свободную тему; 2) напечатать их к следующему уроку.


Урок окончен. Спасибо за внимание!




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.