12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хурсенко Надежда Васильевна102

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"СОШ №3" г. Братска


Конспект внеклассного занятия по русскому языку

«Интервью как жанр журналистики»


Подготовила:

Хурсенко Надежда Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории


 


 


 


 


 


 


 


 

Братск-2019

Цель занятия: формирование у учащихся навыков ведения беседы с одним или несколькими лицами. Применение знаний основ интервью на практике.

Обучающие:

дать понятие об интервью как жанре публицистики;

познакомить с классификацией интервью;

познакомить с правилами ведения интервью;

создать ситуацию для использования учащимися теоретических знаний в практических упражнениях.

Развивающие:

развивать речь учащихся;

развитие умения составлять вопросы;

развитие умения отвечать на вопросы;

Воспитательные:

воспитание умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

 

Оборудование занятия: ноутбук, проектор, доска, карточки с текстами

Ход занятия:

1.      Орг. момент: Приветствие

2. Создание проблемной ситуации (актуализация проблемы).

Объявление темы и цели занятия

3. Сообщение нового материала. Мозговой штурм.

4. Практическая работа

5. Итог занятия, домашнее задание

1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята! Если вы посмотрите на карту мира, где отмечены все, даже самые маленькие страны, то всё равно не найдете страны Журналистики. Но тем не менее она существует. Стоит нам включить радио или телевизор, взять в руки журнал или  газету, зайти в Интернет, как мы без особых усилий попадем в удивительное государство. Но, чтобы узнать все его законы и секреты, нужно пройти долгий путь по дорогам страны.

Создание проблемной ситуации (актуализация проблемы)

Представьте, что вы в редакции известной телевизионной передачи «Пусть говорят». Вы будете принимать участие в создании нового выпуска, и главный редактор даёт вам уникальное задание - необходимо взять интервью у одного из героев ток-шоу. Думаю, с этим заданием легко справиться …Итак, берём блокнот, ручку и отправляемся по нужному адресу брать интервью.

- Задание понятно? А куда мы отправимся? Мы уже решили, о чем будем его спрашивать? А он готов дать интервью? Как быть?

Сообщение темы занятия, цели для учащихся

А, чтобы все сомнения развеялись, мы проведём интересное занятие и сегодня мы с вами станем ещё на шаг ближе к этой удивительной профессии. На этом занятии мы познакомимся с таким жанром публицистики, как интервью, рассмотрим его классификацию, узнаем правила ведения интервью и подкрепим те знания, которые получим от теории на практике.

 

3. Сообщение нового материала

 Ребята, так что же такое интервью? Что обозначает это слово? Что входит в его понятие? (высказывания учеников)

В журналистике известны три группы методов сбора информации – изучение документов, наблюдение, третьим методом называют – опрос. В журналистике это прежде всего интервью – опрос «лицом к лицу», устная беседа, хотя иногда применяется и другая разновидность опроса – анкетирование. И все-таки один из самых распространенных методов получения сведений – есть интервью, получение информации в личном общении, но при этом журналист может интересовать и личность собеседника, его мнения, вкусы, пристрастия.

ИНТЕРВЬЮ (англ. interview) - жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. Подразделяется на интервью-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и интервью-мнение, комментирующее известные факты и события.

Какие бывают интервью. Классификация интервью.

Российские авторы выделяют следующие виды интервью:

1. Протокольное интервью; цель – получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики.

2. Информационное интервью; цель – получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями.

3. Интервью-портрет: цель – раскрытие личности собеседника.

4. Интервью – дискуссия: цель – выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблемы.

5. Интервью – анкета: цель – выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу.

Сегодня мы будем учиться брать интервью. Подготовка к интервью – обязательный элемент интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительности.

Мозговой штурм

- Подумаем над тем, каким должно быть успешное интервью.

Прежде чем отправиться на интервью, нужно…

 (уч-ся  высказывают свои предположения, учитель делает пометки на доске мелом)

В процессе «мозгового штурма» могут быть  такие пометки:

- продумать тему интервью

- выбор собеседника

- подготовка вопросов

- договор о встрече

- создать комфортную обстановку – расположить к себе собеседника

- вопросы корректные, открытые

- уточнить подробности, факты, цитаты собеседника (правильно ли я понял Вашу мысль?)

-  показать черновой вариант статьи собеседнику до выпуска в печать.

 

Я предлагаю Вам остановиться на некоторых моментах более подробно, для этого я приготовила для вас памятку «Как готовиться к интервью?»

1.Определяем цель. Любой текст должен иметь цель и интервью — не исключение. От того, насколько точно вы сможете поставить цель, зависит качество и, соответственно, популярность интервью.

Чтобы определить цель, нужно ответить на вопросы:

Почему вы хотите взять интервью у этого человека?

Чем он может быть интересным читателям?

Что нового об этом человеке или событии вы можете раскрыть в интервью?

Какие результаты планируете получить после публикации интервью?

 

2. Сбор информации. Заранее просмотреть информацию о вашем герое, чтобы не попасть впросак с вопросами и расположить его к себе.

3. Договориться о встрече. Место и время должен назначать ваш собеседник. Так он получает возможность ответить на ваши вопросы в комфортном для себя месте и в удобное время.

4. Вопросы составляются заранее. Выстраиваются в определенном, логическом порядке. Возможно, во время интервью порядок нарушится, появятся новые вопросы, отпадут уже заготовленные. Здесь главное - держать нить беседы: вы должны вести героя, а не он вас. Помните, что у любого интервью должна быть тема. И вопросы этой теме должны соответствовать. Итак, некоторые тонкости в постановке вопроса:

-прекрасное общее знание предмета обсуждения

-формулирование вопросов так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа

- первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу

- предвидение возможных ответов собеседника и постановка от них следующих вопросов

Возможно также не встречаться лично, а, аккуратно оформив вопросы, передать герою. Затем забрать ответы на них.

5. Завизировать текст у героя, собеседника.

6. Диктофон обязателен, если это личная встреча.

7. Не нужно переубеждать собеседника, если вы не принимаете его точки зрения.

8. Гете заметил: «Каждый слышит то, что понимает». Чтобы не было ошибок, переспрашивайте, уточняйте. (Помните ли те фразы, которые мы записывали, говоря о достоверности и доверии читателей: «Верно ли я понял...», «Вы сказали, что...»? Какие еще фразы можно использовать? «Согласны ли вы с тем, что...», «Прав ли я, считая...»)

9. Готовясь к интервью, помните еще, что сказал Лорд Морли. «В речи имеют значение только три вещи - кто говорит, как говорит, что говорит. И из этих трех вещей наименьшее значение имеет третье». Это к тому, что в интервью вам надо стараться передать особенность речи, мышления собеседника, раскрыть его перед читателями как специалиста и человека.

10. Не забудьте спросить о разрешении записи вашего разговора и использования фотографий или других материалов!

Этапы интервью

1.Встреча. Приветствие. Установление первого контакта.

Интервью должно начаться в условленное время, и вы не должны на него опаздывать. Приветствие зависит от степени знакомства, социального статуса, возраста. Установление первого контакта. Цель - создать благоприятную атмосферу для разговора. Для «утепления» атмосферы интервьюер может начать разговор с отвлеченных тем, что покажется уместным для установления первого контакта. Вначале интервьюер называет себя и представляемую им организацию, помня, что не надо подчеркивать свою личную заинтересованность в содержании интервью. 

2.Закрепление контакта и первые вопросы по плану интервью.

На этом этапе продолжается общая разведка. Как и в анкетных опросах, первые сведения - чисто о фактах (обычные обязанности, описание условий жизни, быта). В этот период следует подчеркивать, что получаемая информация важна, интересна.

3.Переход к основным вопросам интервью.

На этом этапе корреспондент задаёт основные вопросы, которые подготовил заранее.

4.Завершающий этап интервью. 

Закончить интервью нужно вовремя, не задерживая собеседника. В ходе беседы интервьюер подытоживает логические части беседы. В заключение он может вернуться к некоторым вопросам, ссылаясь на то, что теперь это кажется ему более важным, чем представлялось в ходе разговора. Интервьюер благодарит за беседу, еще раз подчеркивает, что она была очень важна для исследования и что сведения, которые он записал, не будут использованы ни в каких иных целях, кроме изучения вопроса в целом.

5. Обработка материалов для интервью.

Практическая работа

Теперь у нас есть основательный фундамент из теории, предлагаю Вам попробовать свои силы на практике.

Практическая работа № 1: «Первая фраза». Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам. Главное требование – фраза должна привлечь внимание, заинтересовать читателя, вызвать желание читать дальше. Цель – определить роль первых фраз в журналистском тексте.

Практическая работа № 2: «В редакции»

   Действующие лица:

   Корреспондент –ученик.

   Редактор отдела –ученик.

   Ответственный секретарь –ученик.

   Главный редактор –ученик.

Действие первое. Ученик приносит на занятие написанный дома материал по заранее проведенному интервью.

Задание корреспонденту – ученику: докажите, что представленный Вами материал – статья. Убедите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите, как «работают» в вашей статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис, система аргументации.

Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание ученику, играющему роль редактора отдела:
1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.

2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем, критической ситуации или положительного опыта? Обоснованны ли его рекомендации?

3. Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.
4. Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.

Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание ученику, играющему роль ответственного секретаря:

1. Примите решение по представленному материалу.

2. Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.

3. Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?

4. Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.

Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание ученику, играющему роль главного редактора.

1. Дайте оценку материала.

2. Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.

3. Определите возможную реакцию читателя на этот материал.

4. Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.

Действие пятое. Материал опубликован (условно). Задание ученика, играющим роли сотрудников редакции: оценить достоинство и недостатки материала.

Действие шестое. Учитель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала, определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.

Практическая работа № 3: «Анализ текста интервью»

Задание: Прочитать внимательно интервью и проанализировать его по следующим критериям, определить:

с кем ведется беседа

вид интервью

соответствие названия содержанию интервью

соответствие правилам ведения интервью

 

Иду по жизни с песней!

Второй открытый конкурс юных вокалистов «Звуки музыки» проводит «Радио России – Санкт-Петербург». Одаренные дети смогут воспользоваться уникальной возможностью заявить о себе, сделать первый шаг на пути к звездной карьере.

Победители в номинациях получат дипломы и смогут записать дуэт с популярными петербургскими артистами. В жюри конкурса входят такие известные исполнители, как «Терем Квартет», Станислав Пьеха, Сергей Рогожин и Лариса Луста, а возглавляет его народный артист России Эдуард Хиль. С именем певца, представляющего прекрасные традиции «ленинградского» стиля – той доброкачественной эстрады, которая никогда не уйдет со сцены, независимо от тенденций рынка и моды – ассоциируется замечательная история советской песни. Он исполнял произведения лирические и задорные, героические и мужественные, песни-баллады о человеческих судьбах. С гостем редакции, народным артистом России Эдуардом Хилем беседует журналист Владимир Дмитриев.

Эдуард Анатольевич, как молодой исполнитель мог обратить на себя внимание в советское время?

Всевозможные конкурсы проводились тогда довольно часто. Помню, был фестиваль «Белые ночи», в котором участвовали и профессионалы, и самодеятельность, и студенты театральных и музыкальных учебных заведений. Работали десятки дворцов культуры, где на высочайшем уровне преподавались и оперное искусство, и камерное, и песенное, и актерское мастерство, и навыки игры на народных инструментах. Выступали потрясающие самодеятельные коллективы, хоры и ансамбли. На радио и телевидении были детские редакции. Таким образом, молодые артисты могли пробиться «наверх», получить известность у широкой публики.

А Вы каким образом отличились?

В оперной студии Консерватории, где я занимался вокалом, мы, молодежь, поставили спектакль Обера «Черное домино». Я там исполнял комическую партию лорда Эльфорда. Спектакль понравился комиссии, мы выступили на фестивале «Белые ночи» и получили дипломы лауреатов. Это очень льстило таким молодым исполнителям, как мы. Но узнавать меня стали в начале шестидесятых после победы на Всероссийском конкурсе в Москве. В жюри там были такие легенды эстрады, как Клавдия Шульженко и Леонид Утесов.

Как сейчас, по-вашему, развивается ситуация с детским творчеством?

Сегодня акценты, безусловно, сместились в коммерческую сторону. Поэтому очень хорошо, что конкурсы и фестивали для одаренных детей все же проводятся. Их должно быть еще больше, но этим процессом надо руководить, направлять его в нужное русло. Хотелось бы, чтобы и менеджеры не просто брали готовенькое, а оказывали реальную помощь начинающим артистам. Предположим, выделяли бы средства для создания произведений для детского исполнения. Потому что в настоящее время дети поют на конкурсах все, что придется.

Вы участвовали во многих фестивалях и конкурсах. Какие моменты особенно запомнились?

Мне довелось представлять нашу страну на популярных фестивалях в Сопоте и в Ополе. Я был членом жюри Сочинского фестиваля политической песни, а в 1969 году возглавлял жюри по вокалу IV-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Вот этот конкурс наиболее запомнился. Собрался очень сильный состав участников из всех союзных республик. Мы отметили тогда «Песняров», «Ореро» и Льва Лещенко. При этом надо было прислушиваться к мнению номенклатурных чиновников и партийных деятелей. В итоге все остались довольны.

На что должен ориентироваться каждый артист в своей творческой карьере?

Главное – никогда не останавливаться, сколько бы лет тебе не было, каких бы высот ты не достиг. Надо все время делать что-то – петь новые песни, придумывать новые программы. Разве художник может остановиться, написав одну-две картины. Вот, Илья Репин до самой смерти рисовал, хотя кисть держал в левой руке. Правая уже не работала. Так и артист – он не может без конца исполнять одни и те же песни, будь они даже очень популярны. Конечно, проще всего эксплуатировать то, что когда-то имело успех. Помните, около десятка групп скрывалось под именем «Ласковый май» и столько же прикрывались «Миражом». А теперь всеми любимые «Песняры» распались на несколько коллективов с похожими названиями. Берут старые фонограммы, выступают с концертами. Но ведь это обман, а не шоу-бизнес. Разве можно представить себе, что есть два Тома Джонса? Ну давайте, второй Битлз сделаем?! У нас теперь всё возможно. Как говорится, было бы смешно, если бы не было так грустно. В живом исполнении и заключается прелесть вокального искусства, где бы это ни происходило – в опере или на эстраде. В зависимости от того, как ты себя ощущаешь в этот момент, так и прозвучит музыкальное произведение – ария, дуэт, баллада, песня.

Победители конкурса получат возможность записать дуэт со звездой. Кстати, сейчас мэтры эстрады с удовольствием поют с молодыми звездами. Модно также исполнять ремиксы на известные произведения. Как вы к этому относитесь?

В общем, положительно. Помните, у нас была такая программа «Хиль и сыновья». Мы с сыновьями записали несколько песен, популярных в 1960-70 годах, снимали клипы, ездили по стране и за рубеж. И сейчас что-то поем вместе. Теперь мы планируем выпустить диск под названием «Дедушка, папа и я – музыкальная семья», включающий много новых произведений, написанных сыном и другими композиторами. Но все же, ремиксы это хорошо, когда вещь лучше сделана, чем когда-то звучала. А не для того, чтобы просто добавить себе популярности.

Вы, как популярнейший певец и председатель жюри, что можете пожелать молодым вокалистам, участникам конкурса «Звуки музыки»?

Пользуясь возможностью, я хочу через вашу газету передать свои пожелания тем молодым людям, что делают свои первые шаги в искусстве, начинают соприкасаться с прекрасным – с музыкой, со стихами, с песенной культурой. Не останавливайтесь на первой, пусть даже удачной записи. Помню, было так, что я несколько раз перезаписывал песню, в которой угадывал шлягер. Переделывал аранжировку, старался спеть ее по-новому, приглашал других дирижеров и музыкантов. И добивался того, что песня становилась популярной. Не расстраивайтесь, если ваше исполнение «не прозвучало». Тренируйтесь, оттачивайте мастерство, чаще выступайте перед родными и знакомыми, в школе и в институте. Главное – это живая публика, она реагирует, оценивает. И, когда подойдет новый конкурс, вы уже будете готовы к нему. Чтобы стать звездой на эстраде надо прежде всего сделать свой репертуар. Работать с композиторами, которые знают твой диапазон, твои вокальные способности, понимают с каким сопровождением «прозвучит» та или иная песня. Да и тексты должны быть «без сучка, без задоринки», чтобы каждое слово было понятно. Идите по жизни с песней!

Владимир Дмитриев

Проверка задания

- давайте проверим, что у вас получилось

 

Практическая работа №4 : «Интервью»

Задание: Взять интервью у одноклассника на определенную тему: «Ваше хобби», «Любимый учитель», «Любимая книга», «Любимое животное », «Любимая музыкальная группа», «Любимый журналист», «Любимое время года».

План выполнения работы:

-Выбрать пару для работы;

- Выбрать тему для интервью;

- Составить вопросы;

- Провести интервью.

- Чтобы правильно составить вопросы к собеседнику, у которого вы будете брать интервью, необходимо знать правила, по которым строится интервью. Данные правила перед вами, воспользуйтесь ими.

Выводы:

- Как вы считаете, кто из корреспондентов справился лучше с заданием? Почему?

- Как вы считаете, у кого было самое содержательное интервью?

- А у кого было самое интересное интервью?

- Молодцы, справились с заданием.

Подведение итогов занятия

- Еще раз повторим основные правила интервью.

Рефлексия

Ребята, наша встреча подходит к концу, вспомните ситуацию начала занятия. А теперь вы сможете взять интервью? Чему научились, какие знания приобрели?

Домашнее задание: 1) попробуйте взять интервью у друга, или у кого -либо из близких; 2) напечатать их к следующему уроку.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Алые паруса - проект для одарённых детей. Проект ученика Филиппова Тимофея «Профессия журналист». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/11/04/proekt-professiya-zhurnalist

Информационный портал «Большая библиотека». Курсовая работа «Интервью» Гаскиной И.В., студентки Иркутского государственного университета, г.Иркутск,1998г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-ng.ru/zhurnalistika/intervyu.html

Сборник электронных словарей. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://slovorus.ru/index.php

Реферат «Интервью», Айнура Новруз кызы Беседская, Алтайский государственный университет, Барнаул 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xreferat.ru/60/2497-1-metod-interv-yuirovaniya-pri-podbore-personala.html

Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Дунаевская Наталия Михайловна. План-конспект занятия по теме: Интервью как жанр журналистики, или Раз вопросик, Два вопросик... [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/08/15/intervyu-kak-zhanr-zhurnalistiki-ili-raz-voprosik-dva

Портал журналиста. Интервью как жанр журналистики. [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://journ-port.ru/publ/139-1-0-132

Конспект занятия по журналистике, Исмламгулова Ида Рафиковна, МБОУ ДОД ДЮЦ "Прометей" Югорск. Дистанционный Образовательный Портал «Продлёнка». [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.prodlenka.org/

Рефераты по менеджменту. Метод интервьюирования при подборе персонала. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.refmanagement.ru/ritem-5137-9.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.