Сценарий урока литературы в 7 классе «В поездку с машинистом»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 8 г.Тынды Амурской области
Образовательное событие «Как стать ПРОФИ»
« В поездку с машинистом»
Открытый урок литературы в 7Б классе по рассказу А.П. Платонова
«В прекрасном и яростном мире»
В. Поленов «Железная дорога близ станции Тарусская»
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей № 8 города Тынды Амурской области
Цель для учителя
создать условия для восприятия образа главного героя рассказа, машиниста паровоза А.В. Мальцева
Цель для учащихся
работать с учебником, видеть и выделять главное, рассуждать, анализировать
Задачи:
Личностные УУД:
- создавать устный рассказ с опорой на зрительные образы;
- развивать эмоциональную сферу учащихся;
- воспитывать любовь к профессии железнодорожника;
-создавать внутреннюю мотивацию к учению
Познавательные УУД:
- способствовать развитию устной речи учащихся, их творческих способностей;
- формировать умение строить речевое высказывание
Метапредметные УУД:
- овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала в соответствии с поставленной целью;
- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картин, видеоматериалы);
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение
Регулятивные УУД:
- учить постановке цели работы;
- учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать
Тип урока: урок-путешествие
Оборудование:
- учебник под ред. В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»;
- рисунок паровоза;
- столы-вагоны (3);
- фуражки железнодорожников, созданные руками учащихся;
- репродукции картин Георгия Нисского: «В пути», «Семафоры», «Синий паровоз»;
- репродукции картин В Поленова: «Железная дорога близ станции Тарусская»;
- репродукции картин И.Левитана: «Серый день», «Полустанок», «Поезд в пути»;
репродукции картин Алексея Капчикова: «Стрелочник», «Добрый вечер»;
- авторский экспромт-батл;
- акротекст;
- синквейн;
- компьютер, проектор, экран, презентация
Примечание:
- конверты с синквейнами находятся на столах-вагонах;
- конверты с акротекстами находятся на столах-вагонах;
- учебник «Литература. 7 класс, часть 2» под ред. В.Я. Коровиной лежат на столах;
- путевые листы самооценки находятся на столах-вагонах
1.Организационный момент (фонетическая зарядка)
Приветственное слово. Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи (учитель читает стихотворение, ученики повторяют).
«Солнечная терапия»
Я до солнышка проснусь,
Первых лучиков дождусь,
Улыбнусь светло и ясно,
Всё чудесно! Всё прекрасно!
Солнышко! Солнышко!
Войди в меня до донышка,
Душу, тело излечи,
Жить по-твоему научи!
Лидия Шатревич, Тында
Исаак Левитан «Поезд в пути»»
2.Введение в тему урока (мотивация)
Видео –ролик «Профессия машинист глазами машиниста» (https://www.youtube.com/)
(Обращаем внимание на картины художников)
- Какое настроение они создают вам? Чему посвящены? Тема. Цели.
Инструктаж (Работа с профессиональной лексикой)
Перед путешествием прочитать рассказ Андрея Платоновича Платонова «В прекрасном и яростном мире». Запомнить имя главного героя, машиниста паровоза, мастера своего дела - Александра Васильевича Мальцева.
По мере развития сюжета мы встретимся в рассказе с незнакомой нам профессиональной лексикой: бУкса, тЕндер, бАндаж, петАрда, инжЕктор, ревЕрс, прЕсс-маслЁнки .
В рассказе А.П. Платонова она необходима для того, чтобы мы прониклись атмосферой работы железнодорожников. Важно знать, что профессия машиниста требует глубоких знаний, трудолюбия и мастерства.
К профессиональной лексике относится слово «бУкса». Это деталь, образно говоря, «мускулы», которые находятся между рамой вагона и колёсными парами. Запомните это.
«Пресс-маслёнки» можно сравнить с ёмкостью, из которой течёт масло и смазывает определённые детали локомотива.
«Реверс» напоминает переключатель, который регулирует направление движения паровоза.
Другим профессиональным словом в рассказе является «бАндаж». Это часть колёс, которая соприкасается с рельсами, а колёсные пары передают вес на рельсы и, что самое главное, отвечают за безопасность движения.
Ребята! Будьте внимательны к слову.
Счастливого пути!
«Словами автора» (выразительное чтение отрывков из рассказа)
Чтец
«Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним. Глаза Александра Васильевича глядели вперед отвлеченно, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу, – даже воробей, сметенный с балластного откоса ветром вонзающейся в пространство машины, даже этот воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновение голову вслед за воробьем: что с ним станется после нас, куда он полетел»
Чтец
«Обычно мы работали молча; лишь изредка Александр Васильевич, не оборачиваясь в мою сторону, стучал ключом по котлу, желая, чтобы я обратил свое внимание на какой-нибудь непорядок в режиме работы машины, или подготавливая меня к резкому изменению этого режима, чтобы я был бдителен. Я всегда понимал безмолвные указания своего старшего товарища и работал с полным усердием, однако механик по-прежнему относился ко мне, равно и к смазчику-кочегару, отчужденно и постоянно проверял на стоянках пресс-масленки, затяжку болтов в дышловых узлах, опробовал буксы на ведущих осях и прочее. Если я только что осмотрел и смазал какую-либо рабочую трущуюся часть, то Мальцев вслед за мной снова ее осматривал и смазывал, точно не считая мою работу действительной»
Чтец
«Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал свое превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины. Мальцев понимал, конечно, что в усердии, в старательности мы даже можем его превозмочь, но не представлял, чтобы мы больше его любили паровоз и лучше его водили поезда, – лучше, он думал, было нельзя. И Мальцеву поэтому было грустно с нами; он скучал от своего таланта, как от одиночества, не зная, как нам высказать его, чтобы мы поняли»
Чтец
«Вскоре мы заметили пыльный вихрь, несшийся по степи нам навстречу. Значит, и грозовую тучу несла буря нам в лоб. Свет потемнел вокруг нас; сухая земля и степной песок засвистели и заскрежетали по железному телу паровоза; видимости не стало, и я пустил турбодинамо для освещения и включил лобовой прожектор впереди паровоза. Нам теперь трудно было дышать от горячего пыльного вихря, забивавшегося в кабину и удвоенного в своей силе встречным движением машины, от топочных газов и раннего сумрака, обступившего нас. Паровоз с воем пробивался вперед, в смутный, душный мрак – в щель света, создаваемую лобовым прожектором. Скорость упала до шестидесяти километров; мы работали и смотрели вперед, как в сновидении».
Чтец
«Все же я обеспокоился усталостью Мальцева и стал сам внимательно глядеть вперед – на путь и на сигналы. С моей стороны, над левой машиной, горела на весу электрическая лампа, освещая машущий, дышловой механизм. Я хорошо видел напряженную, уверенную работу левой машины, но затем лампа над нею припотухла и стала гореть бедно, как одна свечка. Я обернулся в кабину. Там тоже все лампы горели теперь в четверть накала, еле освещая приборы. Странно, что Александр Васильевич не постучал мне ключом в этот момент, чтобы указать на такой непорядок. Ясно было, что турбодинамо не давала расчетных оборотов и напряжение упало. Я стал регулировать турбодинамо через паропровод и долго возился с этим устройством, но напряжение не поднималось».
Самостоятельная работа «За страницей страница» (Обведи кружком цитаты, относящиеся к «прекрасному» и «яростному миру»)
1).«… растроганная радость…, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина»; 2).«Мы…шли навстречу мощной туче…»;
3).«…научиться …искусству вождения тяжёлых скоростных поездов»;
4).«…мы бешено мчались к … дальней земле, словно спеша на её защиту»;
5).«Александр Васильевич …снова проверял состояние машины…»;
6).«…заметили пыльный вихрь, нёсшийся по степи нам навстречу»;
7).«…с сосредоточенностью вдохновенного артиста…»;
8). «…сухая земля и степной песок засвистели и заскрежетали по железному телу паровоза…»;
9).«…он видел…всю дорогу впереди и всю природу…»;
10)«… трудно было дышать от горячего пыльного вихря…»;
11).«…всегда понимал безмолвные указания… и работал с полным усердием…»; 12).«…синий свет вспыхнул у моих ресниц и проник… до самого…сердца»; 13).«…чувствовал своё превосходство перед нами, потому что понимал машину точнее, чем мы…»;
14).«…мы прошли жёлтый светофор, … сигнал путевых обходчиков»;
15).«…не представлял, что мы больше его любили паровоз…»;
16).«…он попросил меня оставить его одного»;
17).«…он вскоре нагнал упущенное мною время»;
18).« …доказывать невиновность человека посредством его несчастья…»
Аутотренинг ( формирование творческого воображения)
Ясный день. Облака медленно плывут по небу. Вы взбираетесь на одно из них, уютно располагаетесь на его мягких подушках и плывете в этом море света и спокойствия. Над вами голубое небо, внизу расстилаются сине-зеленые картины, сады, блещет солнышко, стрекочут кузнечики
Творческая работа группах-вагонах «Кружева народной мудрости» (составить акротекст, используя пословицы и поговорки о труде и профессии)
Группа-вагон №1
Т ерпенье и труд всё перетрут
А збука- к мудрости ступенька
Л юби дело- мастером будешь
А хи да охи не дадут подмоги
Н а берегу плавать не научишься
Талант трудом добывают
Группа-вагон №2
Р азговорами каши не сваришь
А птека не прибавит века
Б ез терпения нет и умения
О дин –за всех, все- за одного
Т руд человека кормит, а лень – портит
А вось и как-нибудь до добра не доведут
Группа-вагон №3
Умение в работе родится
С пешить – людей смешить
И дрова без поджогу не горят
Л асковое слово слаще меда
И камень лёжа мхом обрастает
Я зыком не спеши- торопись делом
9. Фрагмент видео-спектакля по рассказу А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире» ( Режиссер-постановщик И. Саввина, Н. Баринова 1967 г.)
10.Рефлексия. Оцените свои впечатления от урока с помощью синквейна
Группа-вагон №1
Синквейн
Машинист
Уверенный, первоклассный
Проверял, осматривал, испытывал
Мастер своего дела
Профессионал
Группа-вагон №2
Синквейн
ПрофессионалОсобенный, артистичный
Старался, понимал, любил
Дело мастера боится
Трудолюбие
Группа-вагон №3
Случай
Неожиданный, молниеносныйВерил, понимал, сочувствовал
Друзья познаются в беде
Жизнь
11. Итоги урока.
Оцени работу на уроке знаком + |
|
Урок полезен, мне всё понятно |
|
Чуть-чуть неясно |
|
Ещё придётся потрудиться |
|
Трудно всё-таки учиться |
Ученикам вручается корзинка конфетами
12.Домашнее задание (дифференцированное):
1. Написать мини - этюд на тему: «Кто такой профессионал»
2. Нарисовать рисунок-впечатление от сегодняшнего урока.
Источники
Источник: http://www.smisl-zhizni.ru/
Источник: http://www.labirint.ru/books
Источник: http://pritchi.ru/id_8379
http://alexnest.ru/kursovye-referaty-sochineniya