Сценарий урока биологии в 7 классе «Класс Паукообразные»
Преподаватель: Бугорская Н.В.
Технологическая карта
урока биологии (7 класс)
Тема: Класс Паукообразные.
Цель урока: Изучить особенности организации паукообразных.
Задачи
Образовательные: расширить представление воспитанников о многообразии членистоногих; изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, установить их приспособленность к среде обитания; выявить черты усложнения в связи с выходом на сушу; рассмотреть многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать мышление и наблюдательность, познавательные интересы и инициативу воспитанников; развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы; продолжить формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливанием; продолжить развитие элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение воспитанников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера; продолжить формирование навыков работы с рисунками и таблицами.
Воспитательные: воспитывать культуру общения и положительную мотивацию к учёбе, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы; продолжить экологическое воспитание - способствовать формированию бережного отношения к животному миру и его рационального использования человеком; формировать у воспитанников интерес к изучению биологии; сформировать понятие о необходимости защиты от клещей.
Формирование УУД
Личностные УУД:
осознание неполноты знаний и развитие познавательных потребностей на основе интереса к изучению животных;
осознавать необходимость изучения биологии, животного мира;
осознание ценности биологических знаний как компонента научной картины мира;
проявлять интерес к новому содержанию учебного материала;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
оценивать собственный вклад в работу класса;
развитие навыков сотрудничества с преподавателем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
развитие навыков работы с рисунками и таблицами;
развитие гигиенического воспитания;
применять полученные знания в практической деятельности.
Регулятивные УУД:
сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему;
определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выполнять задания в соответствии с поставленной целью и осознавать конечный результат работы;
оценивать совместно с преподавателем результаты своих действий;
сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, участвовать в коллективном обсуждении;
формировать приёмы работы с информацией: поиск и отбор информации;
умение применять полученные знания на уроке и в жизненных ситуациях;
развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи;
обсуждать информацию в рабочей группе;
продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение;
продолжить формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Познавательные УУД:
расширить представление о животном мире, многообразии членистоногих;
извлекать информацию о строении и жизнедеятельности паукообразных;
сформировать умение ориентироваться в учебнике, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал и использовать информацию;
сформировать умение анализировать, сравнивать и обобщать факты;
сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
сформировать умение индивидуальной работы рисунками и таблицами;
объяснять значения новых слов.
Планируемые результаты
Предметные:
знать:
- особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности паукообразных;
- черты приспособления паукообразных к наземной среде обитания;
- представителей класса Паукообразные;
- черты усложнения организации паукообразных в связи с выходом на сушу.
уметь:
- выявлять характерные признаки паукообразных;
- описывать особенности строения и жизнедеятельности паукообразных;
- устанавливать взаимосвязь между строением, образом жизни и средой обитания паукообразных;
- выявлять черты усложнения организации паукообразных в связи с выходом на сушу;
- распознавать представителей паукообразных на рисунках, таблицах;
- распознавать органы и системы органов паукообразных на рисунках, таблицах;
- выявлять роль паукообразных в природе и жизни человека;
- давать определения основных биологических терминов и понятий и объяснять их смысл.
Личностные:
- развитие познавательных потребностей на основе интереса к изучению паукообразных;
- формируется экологическая культура воспитанников: осознание ценности животного мира как важнейшего компонента природы;
- саморазвитие и самообразование воспитанников, восприятие научной картины мира;
- осознание ценности биологических знаний;
- ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека;
- применение полученных знаний в практической деятельности, самоанализ и самооценка.
Метапредметные:
- ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- выдвигают простейшие гипотезы;
- выделяют главное, осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- умение вести самостоятельный поиск необходимой учебной информации, работать с информацией и преобразовывать её;
- находят причинно-следственные связи;
- оценивают свою работу и работу своих одноклассников;
- осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение паукообразных;
- владение практическими навыками, уметь применять полученные знания на практике (определять части тела паукообразных, используя рисунки и т.д.);
- владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Тип урока: освоение новых знаний.
Методы:
- словесные (беседа, устная монологическая речь, диалог);
- наглядные (работа с рисунками, влажным препаратом);
- проблемно-поисковый (работа с учебником, поиск информации);
- практический (составление таблиц);
- дедуктивный метод (анализ, применение знаний, обобщение).
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Применяемые технологии обучения: проблемное обучение, диалоговое обучение, здоровьесберигающие технологии, информационно-коммуникативные, системно-деятельностный подход.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска, учебник, рисунки (таблицы) строения и многообразия паукообразных.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность кадет |
Планируемые результаты. Формирование УУД. |
||
Предметные результаты |
УУД: Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Личностные результаты |
|||
1. Мотивационный этап |
Приветствие. Отмечает отсутствующих. Мотивирование кадет к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки. |
Приветствие преподавателя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку, настраиваются на урок. |
Р: Самоорганизация |
Нравственно-этическое оценивание |
|
2. Актуализация опорных знаний |
Организует проверку домашнего задания, готовности к уроку. Устный фронтальный опрос по теме "Тип Членистоногие. Класс Ракообразные" (приложение 1). |
Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. |
Обобщают полученные ранее знания по теме "Тип Членистоногие. Класс Ракообразные". |
Р: Исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников. П: Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания. К: Высказывают свою точку зрения. |
Смыслоопределение. Ответственное отношение к выполнению учебных задач. |
3. Выявление затруднения |
Постановка проблемы. Послушайте одну древнегреческую легенду. В Греции жила девушка Арахна, которая была настолько искусной ткачихой, что, вызвал на состязание саму покровительницу этого ремесла - богиню Афину, выткала лучшую, чем она ткань. Раздосадованная богиня превратила соперницу в паука, объявив, что отныне Арахна и весь её род будут прясть и ткать до скончания века. От имени Арахна произошло латинское название пауков, которых называют арахнидами. Как вы думаете, о каком классе животных сегодня пойдет речь на уроке? |
Отвечают на вопрос, дополняют друг друга. |
Формирование интереса к изучаемому вопросу. |
П: Установление причинно-следственных связей. Р: Предлагают способы решения поставленной преподавателем проблемы. К: Инициативное сотрудничество. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями одноклассников в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Ответственное отношение к выполнению учебных задач; уважительное отношение к другому человеку и его мнению. |
4. Целеполагание |
Предлагает сформулировать тему и задачи урока, спланировать учебную деятельность на уроке. |
Формируют тему и цель урока, планируют учебную деятельность. |
Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. |
Р: Умение определять цель работы, ставить задачи, планировать её выполнение. К: Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. |
Осмысливают тему и цель урока. Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира; уважительное отношение к другому человеку и его мнению. |
5. Реализация построения проекта ("Открытие" нового знания) |
Класс Паукообразные объединяет свыше 36 000 видов животных. Паукообразные первыми среди членистоногих вышли на сушу и приспособились к наземным условиям существования. Давайте выявить эти черты приспособления. 1. Внешнее строение паукообразных Преподаватель предлагает изучить особенности внешнего строения паукообразных с помощью учебника стр. 151 и подписать части тела паука (приложение 2). После завершения работы преподаватель предлагает ответить на вопросы: Сколько пар ходильных ног и какова их особенность? Сколько отделов тела у паукообразных? Где располагаются конечности? Какова роль хелицер? Педипальп? Предлагает записать особенности внешнего строения паукообразных в тетрадь. Предлагает сформулировать вывод к работе: Как паукообразные приспособились к наземной среде обитания? 2. Внутреннее строение паукообразных Преподаватель предлагает изучить материал учебника стр. 152-153 и заполнить таблицу (приложение 3). Учит выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение и анализ фактов и на основе сравнения и анализа устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения. Учит представлять результаты своей работы в классе, отстаивать своё мнение. Преподаватель контролирует выполнение работы. Корректирует деятельность воспитанников, дополняет ответы. Предлагает сформулировать вывод к работе: Какие особенности внутреннего строения паукообразных указывают на приспособленность к наземной среде обитания? Формирует такие формы мыслительной деятельности: доказательство, аргументация рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 3. Значение паутины в жизни паукообразных Демонстрация и анализ фильма о пауках. 4. Многообразие паукообразных Объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации и элементов диалогового общения. Преподавать предлагает составить блок-схему многообразия паукообразных на доске и в тетрадях. 5. Значение паукообразных Почему многие люди не любят и боятся пауков? Есть ли для этого основания? Преподаватель предлагает высказать своё мнение относительно значения паукообразных в природе и жизни человека. Корректирует деятельность воспитанников, дополняет ответы. |
Слушают и анализируют новый материал, излагаемый преподавателем. Работают с рисунками, извлекают информацию. Выявляют особенности внешнего строения паукообразных. Отвечают на вопросы. Дополняют друг друга. Записывают особенности внешнего строения паукообразных в тетрадь. Формулируют вывод о приспособленности паукообразных в наземной среде обитания. Выявляют признаки приспособления во внешнем строении к наземной среде обитания. Работают с текстом и рисунками учебника, извлекают необходимую информацию. Изучают внутреннее строение паукообразных. Заполняют таблицу. Отвечают на проблемный вопрос, формулируют вывод к работе. Выявляют черты приспособления во внутреннем строении паукообразных к наземной среде обитания. Смотрят и анализируют видеофрагмент. Определяют значение паутины в жизни паукообразных. Слушают и анализируют новый материал, излагаемый преподавателем. Составляют блок-схему многообразия паукообразных. Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение о роли паукообразных, дополняют друг друга. |
Расширяют знания о многообразии членистоногих. Изучают внешнее и внутреннее строение паукообразных. Выявляют характерные черты строения и жизнедеятельности паукообразных. Устанавливают взаимосвязь между строением, образом жизни и средой обитания паукообразных. Устанавливают черты усложнения организации паукообразных в связи с выходом на сушу. Распознают органы и системы органов паукообразных на рисунках, таблицах. Знакомятся с представителями класса Паукообразные. Учатся распознавать представителей паукообразных на рисунках, таблицах. Выявляют роль паукообразных в природе и жизни человека. Дают определения основных биологических терминов и понятий и объясняют их смысл. |
Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. Формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Умение организовывать выполнение заданий преподавателя согласно установленным правилам работы в кабинете. П: Строить логическое рассуждение. Информационный поиск. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, представлять результаты работы классу. Установление причинно-следственных связей. К: Участие в совместной деятельности. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Владение вербальными способами коммуникации (слышу, слушаю, отвечаю). |
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; оценивать собственный вклад в работу группы. Ответственное отношение к выполнению учебных задач; осознание ценности каждого живого организма. |
Физкульт- минука |
Раз - подняться, подтянуться, |
Выполняют упражнения. |
Снятие утомления, повышения внимания и работоспособности. |
||
6. Первичное закрепление нового знания с проговариванием |
Обсуждение новой темы (беседа). Вернёмся к основным этапам нашей темы. Преподаватель предлагает устно ответить на вопросы: По каким внешним признакам можно отличить паукообразных от ракообразных? По каким внутренним признакам можно отличить паукообразных от ракообразных? Как паукообразные приспособились к жизни на суше? Как усложняются черты организации паукообразных в связи с выходом на сушу? Преподаватель организует первичное обобщение, побуждает воспитанников к высказыванию своего мнения. Учит доказывать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи. Корректирует деятельность воспитанников, дополняет ответы. |
Отвечают на вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. Сравнивают строение паукообразных и ракообразных, выявляют черты приспособления паукообразных к обитанию на суше. Выстраивают цепочки биологической зависимости, в ходе рассуждений учатся устанавливать аналогии. Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Проявляют познавательную инициативу. |
Обобщают изученный материал. |
Р: Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам. Развитие навыков самооценки и самоанализа. К: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Владение диалогической, монологической речью. П: грамотно формулировать вопросы, представлять результаты классу. |
Оценивать собственный вклад в работу группы, осознавать свои возможности и важность данной темы. Самооценка результатов деятельности. |
7. Включение в систему знаний и умений |
Преподаватель предлагает: исправить ошибки в тексте (приложение 4). сформулировать вывод к уроку. |
Выполняют работу, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями. Формулируют выводы. |
Систематизируют полученные знания по теме. Оценивают результаты своей деятельности. |
П: Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Ориентируются в системе знаний. Р: Осуществляют контроль учебных действий. |
Самооценка результатов деятельности. осознание важности данной темы. |
8. Д/з |
Комментирует домашнее задание: учебник стр. 151-156 читать, выучить строение паукообразных, повторить стр.144-147. |
Слушают и записывают задание в дневник. |
Осмысливают объем задания. |
||
9. Рефлексия. |
1. Дает качественную оценку работе класса и отдельных воспитанников. 2. Облако "тегов": сегодня я узнал...было трудно… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д. Каждый воспитанник выбирает по 1 предложению и заканчивает его. |
Участвуют в обсуждении, осознанно формулируют выводы, выражают собственное мнение о работе и полученном результате. |
Анализ и обобщение урока. |
Р: Проводят рефлексию учебной деятельности. Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |
Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом. Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности |
Приложение 1
Какова численность членистоногих?
Почему членистоногие получили такое название?
Какие признаки также характерны для членистоногих?
В чём недостаток хитинового покрова?
Какие классы данного типа вы знаете?
Какие отделы тела можно выделить у речного рака?
Что такое антенны? Антеннулы? Для чего они нужны?
Какие конечности находятся на головогруди у речного рака? Сколько их? Какую функцию они выполняют?
Для чего нужны клешни?
Есть ли конечности на брюшке у речного рака? Для чего они нужны?
Что также помогает речному раку передвигаться в водной среде обитания?
Назовите части тела речного рака (внешнее строение), используя рисунок.
Какие органы чувств есть у ракообразных?
Чем отличаются глаза ракообразных от глаз человека?
Какая кровеносная система у ракообразных? Чем она представлена?
Как дышат ракообразные?
Какая пищеварительная система у ракообразных? Чем она представлена?
Чем представлена выделительная система ракообразных?
Опишите половую систему ракообразных.
Что такое половой диморфизм? Как определить самку речного рака?
Как устроена нервная система ракообразных? Что выполняет функцию головного мозга?
Приложение 2
1.__________________________________
2.__________________________________
3.__________________________________
4.__________________________________
5.__________________________________
6.__________________________________
Приложение 3
Особенности |
Паукообразные |
Нервная система |
|
Органы чувств |
|
Кровеносная система |
|
Дыхательная система |
|
Пищеварительная система |
|
Выделительная система |
|
Половая система |
|
Развитие |
Приложение 4
у паукообразных 3 пары ходильных конечностей.
первая пара конечностей паукообразных - педипальпы.
хелицеры выполняют чувствительную функцию.
педипальпы предназначены для раздавливания пищи.
у паукообразных выделяют 3 отдела тела.
на брюшке находятся брюшные конечности.
органы зрения - 2 сложных фасеточных глаза.
органами осязания являются 2 пары усиков.
кровеносная система паукообразных замкнутая.
органами дыхания паукообразных служат кожные жабры или лёгкие.
трахеи открываются дыхательными отверстиями на головогруди.
пищеварительная система паукообразных замкнутая.
пищеварение у паукообразных внутреннее.
органы выделения паукообразных - зелёные железы.
паукообразные - гермафродиты.
развитие паукообразных непрямое.
особенностью нервной системы у паукообразных является то, что высокое развитие получает окологлоточное нервное кольцо.
брюшная нервная цепочка у паукообразных, в отличие от ракообразных, отсутствует.
выделяют 2 отряда паукообразных: пауки и клещи.
паутинные железы имеют все отряды паукообразных.
Дедушка ГуРу
Дедушка ГуРу
Медведева Татьяна Александровна