Сценарий урока по окружающему миру с региональным компонентом «Саратовскими тропами»

5
0
Материал опубликован 2 May в группе


II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую методическую разработку урока с региональным компонентом



Сценарий урока по окружающему миру с региональным компонентом

«Саратовскими тропами»

для учащихся начальных классов (3 класс)



Автор:

учитель начальных классов

Фролова Светлана Сергеевна



Предмет: окружающий мир

Тип урока: урок «систематизации знаний».

Цель: обеспечить системный подход к созданию формирования опыта жизнедеятельности обучающихся в их взаимодействии с окружающей средой, создать условия для формирования познавательного интереса к экологическим проблемам родного края и стремление принять посильное участие в их решении, развитию эмоционально-нравственного отношения к природе.             

Личностные результаты:

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые достижения.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

познавательного интереса и бережного отношения к природе;

умений безопасного поведения в окружающей среде.

Форма проведения: урок-путешествие.

Оборудование:

аудиозапись (фоновая музыка), песня «Давайте сохраним» (муз. А. Черный, сл. Н.Старшинов);

видеоролик на стихи Сергея Михалкова «Прогулка»;

видеоролик из фотографий «Парк Кумысная поляна»;

карточки для групповых творческих заданий;

рабочие листы для индивидуальной работы;

мультимедийная презентация по теме “Саратовскими тропами” (фотографии природы);

схемы-знаки правил поведения в природе.


Предварительная подготовка:  экскурсии в сад-парк «Липки», Саратовский областной музей краеведения, в «Парк Кумысная поляна» (приложение); наблюдения за сезонными изменениями в природе во время прогулок; сбор природного материала для ручного труда; прослушивание экологических сказок; разгадывание загадок и викторин о природе; знакомство с Красной книгой.


Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Звучит музыка. СЛАЙД 1

- Добрый день, дорогие друзья! Все мы - жители одного большого дома под названием планета …Земля. Сегодня хочу напомнить вам о том, что планете, на которой мы живем, угрожает опасность, но в наших силах спасти ее.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете Мы останемся одни.

Звучит отрывок вальса.


Актуализация знаний и организация затруднений в пробной учебной деятельности

- Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. СЛАЙД 2

- Как, одним словом, можно назвать всё перечисленное? Это природа!

- Какие функции выполняет природа? Она нас кормит, поит, одевает, дает все для жизни. СЛАЙД 3

- Природа взамен требует совсем немного, чего же? Бережного, уважительного отношения к себе.

Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней.


Выявления места и причины затруднения

- Предлагаю посмотреть видеоролик про то, как ребята отдыхали на природе. На стихи Сергей Михалкова «Прогулка».

Мы приехали на реку воскресенье провести,

А свободного местечка не найти.

Тут сидят и там сидят, загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли,

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли,

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

- Эй, ребята, - крикнул Дима,

- Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода, чудный вид, прекрасный пляж.

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли.

Веселились, как могли: хороводом песни пели...

Отдохнули и ушли.

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки.

Словом, мусора гора...

Мы приехали на реку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти.

- Сколько ошибок совершили ребята, которые приехали отдохнуть на речку? О чем сейчас мы с вами поговорим?

- Наша тема будет посвящена… Продолжите. Защита природы, бережное отношение к природе.


Построение проекта, выход из затруднения.

- Какую цель поставим? Составить правила поведения в природе. Узнать/вспомнить термины, относящиеся к защите окружающей среды.

- Для начала вспомним некоторые понятия. На столах лежат конверты с заданиями. Вам необходимо собрать пазлы, совместить определение слова с его значением. Работайте в парах, не забудьте правила совместной работы. (Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Окружающая среда – это всё то, что окружает любое живое существо и с чем оно связано. Заповедник – это участок земли, где вся природа находится под строгой охраной. Национальный парк – это природный музей под открытым небом, др. Приложение 1). 

- Это общие термины, которые нам понадобятся сегодня на уроке. Давайте обсудим, где мы встречали эти понятия. Какую роль они играют в нашей жизни?

- Предлагаю погулять по весеннему лесу, который находится на территории нашего города. Кто знает, про какое значимое место я говорю? Я зову вас виртуально посетить «Парк Кумысная поляна», где будем вести себя, как друзья природы.


Реализация построенного проекта.

СЛАЙД 4-8

- Прежде чем отправиться в путь, нам нужен для ориентира предмет. Что это? Правильно, карта. На карте мы будем отмечать места, которые сейчас посетим. Карты – листы лежат у вас на партах.

- Мы совершим виртуальную прогулку и заслушаем выступление об этом замечательном месте, парке «Кумысная поляна» (Обучающийся рассказывает заранее подготовленное сообщение на 1-2 минуты «Кумысная поляна». Приложение 2).


- Прогуливаясь по территории Кумысной поляны, мы оказались на Андреевских прудах. СЛАЙД 9

- Отметьте на карте наше местонахождение.

- Расположены Андреевские пруды в районе 9-й Дачной, в низовьях оврага Широкий. Их постоянно питают родники. Нам необходимо перебраться на другой берег. Переправиться через пруд можно только на единственном плавательном средстве - лодке, на которой должна уплыть вся команда. Команда – это ряд. По очереди будем выполнять это задание.

Игра на сплочение «Переплыви на лодке пруд». Цель игры — уместиться в лодке всем членам команды. «Лодка» — небольшая прямоугольная или квадратная площадка на полу, границы которой обозначены мелом/скотчем. В игре для достижения цели участники учатся принимать нестандартные решения. В результате повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе.


- Следуя дальше, мы очутились рядом с Малиновым родником.

- Отметьте на карте наше местонахождение.

- Малиновый родник известен всем горожанам, и многие саратовцы приезжают сюда за водой. Все немного устали, как же утолить жажду и попить вкусной воды из нашего родника? СЛАЙД 10

Учитель показывает разную тару: пластиковый стаканчик, бумажный стаканчик, стеклянная бутылка. Ученики делают выбор, обосновывая его. Все сделали вывод, что бумажная тара, самая экологичная.

- Ребята, мы же не будем тут оставлять стаканчики? Что необходимо сделать?

- Верно, собрать мусор в пакеты и унести с собой.


Закрепление с проговариванием и закреплением речи.

- Я слышу запах костра, разве можно разводить огонь здесь? Разводить огонь можно только в специально отведенном месте. СЛАЙД 11

- Как потушить огонь? (ответы). Предлагаю составить памятку «Правила пожарной безопасности в лесу», выбрав нужные определения. На парте у каждого лежит лист, работайте индивидуально. (Приложение 3)


Включение знаний в систему знаний и повторений.

- Пришло время возвращаться домой. Предлагаю в лесу установить знаки друзей природы, чтобы всем лесным жителям было хорошо. Нужно объединиться в мини-группы по 4 человека, выбрать нужную карточку, озвучить правило.

Задание

ПРАВИЛО 1: Не ломай ветви деревьев и кустарников!

ПРАВИЛО 2: Не рви цветы.

ПРАВИЛО 3: Не бери яйца из гнезд.

ПРАВИЛО 4: Не разоряй муравейники.

ПРАВИЛО 5: Не раскапывай норы.

ПРАВИЛО 6: Не тревожь лесных обитателей.

ПРАВИЛО 7: Не разводите костер в лесу.

ПРАВИЛО 8: Не оставляйте после себя в лесу беспорядок.

ПРАВИЛО 9: Не шуми.

ПРАВИЛО 10: Не сбивай ногами грибы.


- Ребята, вот наша прогулка по лесу окончена. Надеюсь, что вы не забудете правила поведения на природе, ведь ...


Три ученика читают заранее выученные строки.

Природа – это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым

Хотим мы в доме том жить вовеки


Природа – это дом, украшенный трудом,

Ты, знаешь ли, мой друг, такому дому цену.

Что будет, если в нем всё будет под огнем,

Что будет, если в нем сломаются все стены


Природа – это дом, в котором день за днем

Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.

И этот дом, и смех – один, один на всех,

Другого дома нет на целом свете.


СЛАЙД 12

Видеоролик из фотографий «Парк Кумысная поляна»

Исполняется песня «Давайте сохраним»



Список используемых источников

Видеоролик на стихи Сергей Михалкова «Прогулка» https://vkvideo.ru/video225997307_456239502?ref_domain=yastatic.net

Кумысная поляна

http://кумыска-онлайн.рф/places/17-andreevskie-prudy

Песня "Давайте сохраним" муз. А. Черный, сл. Н.Старшинов https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2017/01/pesnya-davayte-sohranim-muz-a-chernyy-sl-n-starshinov

М. В. Булычев, А. В. Воронежцев, Е. К. Максимов, В. П. Тотфалушин. История Саратовского края – Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 2000. – 416 с.

Электронная библиотека Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского

http://elibrary.sgu.ru/djvu/books/321b.pdf

Легенды и предания Саратовского края

https://needlewoman.ru/articles/skazki-i-legendy-saratovskogo-kraya.html

Туристическая привлекательность лесопарка "Кумысная поляна" https://multiurok.ru/files/turisticheskaia-privlekatelnost-lesoparka-kumysnai.html

Проект "Кумысная поляна - памятник Саратовской области" https://infourok.ru/proekt-kumisnaya-polyana-pamyatnik-saratovskoy-oblasti-2805670.html

Приложение


t1746202199aa.jpg



t1746202199ab.jpg



Приложение 1


t1746202199ac.png



Приложение 2

В 1991 году на поляне был организован лесопарк «Кумысная поляна». Расположен он на Лысогорском плато, Саратов охватывает его с трех сторон. Свое название поляна получила еще в 19 веке, когда её арендовали татары для выпаса табунов лошадей. Кумыс производили в большом количестве для продажи дачникам и горожанам. 

На территории Кумысной поляны располагается самая высокая точка в пределах Саратова – Лысая гора. С неё почти весь город и красавица Волга, как на ладони. Пик Пионеров имеет относительную высоту около 10 метров. С его вершины открывается вид на Савельевские горы. Ещё есть Вишневая гора, Октябрьское и Смирновское ущелье, очень много оврагов с интересными названиями (овраг Плакучих берез, Денежный овраг), Корольков Сад, Лаптев Сад.

На территории парка много прудов и родников с кристально чистой и целебной водой (Малиновый родник, Богатырский родник, Татарский родник и др.). Русалий пруд – дивное тихое место в нашем лесу.

Одной из природных достопримечательностей Кумысной поляны является Дуб-великан. Его возраст составляет примерно 200 лет, высота – 30 метров. По народному поверью, если у дуба о чем-то попросить совета, он обязательно ответит, надо только суметь услышать.

Роща пробкового дерева (Бархата Амурского) расположена неподалеку от радиовышки. Появилась рощица, этого экзотического для Саратовского края растения, благодаря проведенному научному эксперименту по приживаемости в условиях засушливой степной зоны. А вообще это дерево растет на Дальнем Востоке.

Сосны Веймутова считаются экзотическими для Саратовского региона. Широко они распространены в США, вначале 18 века были привезены Лордом Веймунтом и впоследствии посажены у него в поместье. Отсюда и пошло название Веймутова сосна. Возраст их составляет примерно 100 лет, высота 20-25 метров, хвоя длинная и мягкая, а шишки имеют оригинальную форму.

На Душистую поляну и Поляну лесника люди заходят не часто, благодаря этому природа сохранила свою первохданную красоту.

Во время Великой Отечественной войны в лесу располагались воинские части, направленные с близкого фронта на отдых и переформирование. Об этом напоминают заросшие травой окопы и обвалившиеся землянки.

Также есть еще очень много интересных мест, надо просто приехать в лесопарк и всё увидеть своими глазами.


Приложение 3

Памятка «Правила пожарной безопасности в лесу»

Никогда не поджигайте сухую траву на полях или полянах в лесу.

Прежде чем развести костер сгребите лесную подстилку с кострища и вокруг нее в радиусе 0,5 метра.

Хорошо залейте костер перед уходом. После этого разгребите золу и убедитесь, что под ней не сохранилось тлеющих углей, если сохранились, то залейте еще раз.

Никогда не пользуйтесь в лесу различными пиротехническими изделиями: петардами, бенгальскими огнями, свечами.

Не отставляете на поляне стекло, т.к. оно может стать причиной пожара.

Не заезжайте в лес на автомобилях и особенно мотоциклах. Искры из глушителя могут вызвать пожар.

При обнаружении загорания в лесу или вблизи главная задача – не дать пожару набрать силу и распространиться. Для этого следует потушить огонь, тщательно осмотреть место горения и убедиться, что не осталось очагов горения.

В тех случаях, когда самостоятельно огонь потушить не удается, необходимо сообщить о пожаре в органы лесной охраны, в местные органы власти.


Слайды


t1746202199ad.png


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.