12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Семкина Оксана146
Россия, Красноярский край, Сосновоборск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска

«В гости к бабушке Марусе»

развлечение для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Семкина

Оксана Геннадьевна,

учитель-логопед

2018г.

Цели:

- расширение представлений о народных праздниках, играх и песнях;

- расширение возможностей речевого общения детей со взрослыми и сверстниками;

- обогащение двигательного опыта;

- формирование интереса к народным традициям и активному досугу.

Задачи:

- закреплять знания детей о народных праздниках и играх;

- развивать речевую активность детей;

-   закреплять умения действовать по сигналу, играть в команде, участвовать в играх с элементами соревнования;

- формировать стремление активно учавствовать в народных играх в коллективе взрослых и сверстников, испытывая чувство веселья и радости.

Планируемые результаты:

- дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;

- дети имеют представление о традициях русского народа празднования Святок;

- активно используют в речи русский народный фольклор (колядки);

- знают правила народных игр, участвуют в играх соблюдая правила;

- активно учувствовать в народных играх;

- проявляют эмоции радости, удовольствия от совместных игр и подготовки к развлечению.

Образовательная среда:

1. Предметно-практическая среда – атрибуты для «ряжения», фонограммы русских народных песен и игр (Колядка, Бабушка Маруся), атрибуты для игр (скалка, канат, варежки красного и синего цвета), мешок с атрибутами для шуточного гадания, атрибуты для оформления площадки на улице (сушки, баранки, самовар, макет печки).

2. Среда взаимодействия «взрослый - ребенок» - внеситуативно-познавательная форма общения

3. Среда взаимодействия «ребенок - ребенок» - ситуативно-деловая форма общения, формы взаимодействия групповая

4. Среда отношений к миру, другим людям, к себе: дети активно участвуют в коллективных и командных играх, радуются победам товарищей, проявляют интерес к творческим выступлениям сверстников


 

Действующие лица:

Зима, бабушка Маруся, Мороз Красный нос, Мороз Синий нос, колядовщики.

Дети в приемной одеваются на прогулку, неожиданно к ним заходит Зима.

Зима:

Растворяй-ка ворота!

Заглянула к вам Зима!

(Читает указ).

Дети! Слушай мой указ,

Наряжайтесь, в сей же час!

Непременно все должны

Быть на празднике Зимы.

Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, играться,

Бегать, прыгать, забавляться.

Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный.

Наши прабабушки и прадедушки,

Веселились две неделюшки,

От Рождества и до Крещенья

Приготовив угощенье.

По дворам ходили в святки,

Пели разные колядки,

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили!

А вы, ребята, любите праздники? Тогда «наряжайтесь» и все за мной! Я приглашаю вас повеселиться в моих владениях и заглянуть в гости к моей знакомой бабушке Марусе!

Дети надевают атрибуты ряженья и выходят на улицу. На крыльце их встречают два Мороза (родители в костюмах синего и красного цвета).

Морозы по очереди:

- Здравствуйте, девчонки!

- Здравствуйте, мальчишки!

- Мы - два брата удалые,

- Два Мороза молодые.

- Я - Мороз Красный нос.

- А я - Мороз Синий нос.

- Шум и смех нас разбудили,

- И очень сильно рассердили!

Зима:

- Не сердитесь, братцы Морозы! Это я, Матушка Зима, детей на праздник позвала!

Морозы:

- Это что же за праздник такой зимний? Новый год давно отпраздновали?

Зима:

Ребята, давайте мы дедушкам споем о нашем празднике.

Русская народная песня «Колядка»

1. Уродилась коляда
Накануне Рождества.
Припев:
Ой, коляда,
Колядица, моя!
2. Открывайте окно,
Запускайте Рождество!
3. Открывайте двери,
Подымай с постели.

Зима:

Вот и отправились мы к бабушке Марусе колядовать.

Морозы:

- Что ж не будем нынче злиться,

- Отпустим вас повеселиться.

- Но нам хочется узнать,
- Все ль ребята смелые?

- Поиграйте в нашу игру.

- Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?

Народная игра «Два Мороза»

На противоположных сторонах площадки линиями обозначены два дома.
Дети располагаются в одном из домов.
Мороз – красный нос и Мороз – синий нос выходят на середину площадки, становятся лицом к детям и произносят:

Мы два брата молодые,
Два мороза удалые,
Я Мороз – красный нос,
Я Мороз – синий нос,

Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
 

Дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают в другой дом, а морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные остаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят там до окончания перебежки.
Морозы подсчитывают, сколько ребят им удалось заморозить.
После двух перебежек выбирают детей морозов.

Морозы:

- Да, ребята смелые!

- Отправляйтесь в гости, а мы с вами не пойдем, боимся растаять в ваших веселых играх!

- Только вот незадача! Мы все дорожки замели, заморозили, когда сердитые шли!

Зима:

Не печальтесь, это горе не беда! Я детей проведу через льды и сугробы.

Морозы уходят, дети с ними прощаются.

Народная игра «Змейка»

Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Зима бежит впереди, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая её вокруг крайнего игрока, затем её развивает.

Правила. 1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.
2. Точно повторять движения ведущего.

Змейка останавливается, приблизившись к веранде на участке для прогулок (веранда оформлена как комната в народном стиле – веники, рушники, баранки, бублики, макет русской печки, ухват, лопата, чугунок, самовар и др).

Бабушка Маруся:

- Ой, гости-то, какие! Колядовщики!!!

Милости прошу, люди добрые, проходите!

Я гостей ждала, наряжалася,

Бусы красны надевала, украшалася.

Будем время коротать, песни петь, играть, плясать!!!

Зима:

Коляда, Коляда,

Подай пирога.

Подавай, не ломай,

А по целому давай!

Ребята, давайте поможем бабушке Марусе испечь пироги.

Бабушка Маруся:

- А давайте, деточки, помогите мне, я как раз хотела за пироги браться.

(Бабушка и дети рассаживаются вокруг стола, поют и выполняют движения по тексту)

Пальчиковая народная игра «Бабушка Маруся»

1.  Испеки нам пироги, милая бабуся,

Испеки нам пироги, бабушка Маруся

Проигрыш: ля-ля (месят тесто)

Припев

Положили 2 яйца (колечко из пальчиков)

И налили молока (наливаем сверху – вниз)

А теперь муки – (сыплем щепотку)

Будут пироги! (раскрыли ручки ладошками вверх)

2.  Испеки нам куличи, милая бабуся,

(лепим пирожки, показываем круг среднего размера)

Испеки нам куличи, бабушка Маруся!

Припев

Проигрыш и припев повторяются, меняются только последние слова: «Будут куличи» (лепим пирожки, показываем круг среднего размера)

3.  Испеки нам пирожки, милая бабуся, (показываем пирожки маленького размера)

Испеки нам пирожки, бабушка Маруся!

Припев

4.  Испеки нам колобок, милая бабуся, (показываем ладошками «мячик»)

Испеки нам колобок, бабушка Маруся

Припев

Положили 2 яйца (колечко из пальчиков)

Молока чуток (показываем «чуть-чуть»)

Соли, масла и муки – (сыплем Щепотку)

Здравствуй, колобок! (раскрыли ручки ладошками вверх)

Бабушка Маруся:

- Ой, какие молодцы, деточки! Помогли бабусе! Давайте посмотрим, готов ли наш пирог! Бабушка достает из печки настоящий пирог. Какой он румяный да пышный.

- А давайте теперь пирог резать! Делитесь на две команды.

Народная игра «Пирог» (под русскую народную мелодию)

Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий - «пирог».

Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мягошенький,

Режь его, да ешь.

После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая больше «пирогов». 

Бабушка Маруся:

- Пирога отведали, давайте меряться силой богатырскою.

Игра «Перетягивание каната»

Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту.

Зима:

- Настоящие добры молодцы! А теперь вставайте в круг.

Хотите погадать, да судьбу свою узнать? Мешочек волшебный по кругу передавать будем, на ком музыка остановится, тот из мешочка один предмет и достанет, а мы все вместе и угадаем, кем же он станет, когда вырастет?

Шуточное гадание (Детские ножницы - парикмахер, маленькая книжка – писатель, библиотекарь, дудочка - музыкант, градусник - доктор, монетки – банкир, кассир, машинка – водитель, автослесарь, кисточка - художник, булочка – пекарь, поварешка - повар, сувенир глобус - путешественник, самолетик - летчик, кораблик - моряк, паровозик - машинист, автобусные билеты - кондуктор, конверт - почтальон, указка – учитель и др.)

Дети сами предлагают варианты ассоциаций)

Бабушка Маруся:

Печь пирог мне помогали,

Поиграли, погадали,

Славный выдался денек,

Уж пора попить чаек.

Зима:

Не пора ль, тебе, хозяйка,

Колядовщиков дарить?

Ты нас дарить,

мы тебя благодарить.

Бабушка Маруся:

Чтоб угощенье получать,

Надо вам колядки запевать!

Дети хором поют песню.

Русская народная песня «Колядка»

Что в лесу осинок,

Столько вам свинок.

Что в лесу лозочек,

Столько вам козочек.

Что в лесу елок,

Столько вам коровок.

Далее дети по желанию поют и читают колядки, которые разучивали с родителями, бабушка угощает их конфетами.

Бабушка Маруся:

Спасибо, спасибо!

Вот вам награда:

Сладостей побольше,

кому, что надо!

Вручает корзинку со сладостями и пирог. Дети приглашают бабушку в группу на чай.

Источники информации:

1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Громова О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. В. Руссковой. - М.: Просвещение, 1986.

4. Приобщение детей к истокам русской народной песни: Репертуарный сборник для руководителей детских вокальных коллективов народного пения. - Ростов-на-Дону, 2013.

5. http://www.prisnilos.su/prazdniki/kolyadki-russkie-narodnye.html

6.https://vk.com/doc11901334_471680640?hash=348e322949b746e012&dl=ab797c0fc8e7871bc8

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.