Урок окружающего мира для 3 класса «Стебли и корни»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по окружающему миру
разработана Кликушиной Г. Е.
учителем начальных классов
МОУ «СОШ п.Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Предмет окружающий мир класс 3 «а»
Тема урока Стебли, корни
Место и роль урока в изучаемой теме урок 53, по теме «Развитие растений и животных» 6 урок
Тип урока УОНЗ
Цель урока: Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока
дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;
развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;
способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения;
прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;
воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.
Формирование универсальных учебных действий.
ЛичностныеУУД:
·Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;
·Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
·Формировать бережное отношение к природе.
Регулятивные УУД:
Развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.
Коммуникативные УУД:
учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
строить речевое высказывание в устной форме.
Этап урока |
Время, мин |
Содержание учебного материала |
Методы и приёмы работы |
ФОУД (формы организации учебной деятельности) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД (формирование универсальных учебных действий) |
||||||||||||||||
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
2мин |
Добрый день! Я рада видеть каждого из вас. Пусть весна прохладой в окна дышит,Нам будет здесь уютно, ведь наш классДруг друга любит, чувствует и слышит. 1. Предлагаю всем встать в круг и урок начать с игры, которая называется “Поменяйтесь местами те,… Поменяйтесь местами те, Кто готов к уроку; Кто любит уроки окружающего мира; Кто хорошо помнит, о чём вели речь на прошлом уроке; Кто любит проводить опыты и эксперименты |
Словесный метод Игровой метод |
фронтальная |
Включение в деловой ритм. Устное сообщение |
Подготовка к работе |
Личностные Формирование положительного отношения к процессу учения, к приобретению новых знаний; Коммуникативные учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; строить речевое высказывание в устной форме |
||||||||||||||||
Цель подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
6 |
Игровое упражнение «Третий лишний»
1-роза, помидор,рожь 2-дуб,осина, астра 3-полынь, свекла,сирень 4-питается,растёт, тает 5-тополь,ель,осина 6-ландыш,красавка,нарцисс 7- абрикос,ива, яблоня 8-ясень,клён, ель Чему посвятим урок? Девиз урока Все, что мы делаем, нужно! Значит, давайте трудиться Честно, усердно и дружно Вспомним о том что уже знаем 1 группаТест( приложение 1) Взаимопроверка по слайду 2 группа Знаете ли вы части растений?. -Вспомните последовательность их появления при прорастании семян . -Почему корень у молодого растения появляется первым? Соберите растение и подпишите его части Проверка фронтально |
Словесный метод -беседа -тест Наглядный метод( для взаимопроверки со слайда) Практический метод -моделирование |
Индивидуальная форма организации работы Парная форма работы Фронтальная форма организации |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. |
Выполняют задание Среди слов одно «лишнее» найди его.На доску прикрепи букву с которой слово начинается. Из букв собирают общее слово Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. |
Познавательные УУД: осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов. Коммуникативные УУД: учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; строить речевое высказывание в устной форме. |
||||||||||||||||
цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
3 |
Как вы думаете, какой орган растения самый важный, самый значимый для него? Какую познавательную задачу ставим перед собой? |
Словесные методы -беседа Предположение |
фронтальная |
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. |
Предполагают Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. |
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Коммуникативные УУД: учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; строить речевое высказывание в устной форме. |
||||||||||||||||
Цель -постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
10 |
Предлагаю организовать работу Мини-лаборатории Каждая группа будет изучать материал учебника, отвечать на вопросы 1 группа - корень 2 группа - стебель 3группа – семя Работа в группе: Ответьте на вопросы: - Что такое корень? Стебель?Семя? - Зачем нужен? - Представить, что было бы с растением, если бы у него не было данного органа? -Как использует человек Вывод. Согласны ли вы с мнением? Что можете добавить? |
Словесные -чтение текста -беседа |
Индивидуально-групповая |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации |
Каждая группа читает текст, выделяя главные понятия, обсуждает внутри группы и потом делится своим ответом со всем классом. |
ЛичностныеУУД: ·Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний; ·Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; · Регулятивные УУД: Развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; Познавательные УУД: осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов. Коммуникативные УУД: учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; строить речевое высказывание в устной форме. |
||||||||||||||||
Цель:построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
10 |
Выступление групп – Семя Вывод: Семя – важный орган размножения и развития растений Корень Вывод: Корни закрепляют растение в почве, снабжают расте-ние водой и минеральными солями Стебель Вывод: Стебель выполняет опорную и проводящую функции, часто служит местом отложения запасных веществ |
Словесный метод Наглядный метод |
Фронтальная Звеньевая |
Устанавливает осознанность ситуации |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. |
ЛичностныеУУД: ·Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; ·Формировать бережное отношение к природе. Регулятивные УУД: Развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; Познавательные УУД: осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов. Коммуникативные УУД: учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; строить речевое высказывание в устной форме. |
||||||||||||||||
Цель:усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
5 |
Выполнение заданий № 22, 23 в рабочей тетради |
Словесный Наглядный |
Фронтальная Индивидуальная |
Устанавливает осознанность ситуации |
Решают типовые задания |
|||||||||||||||||
Цель:повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. |
5 |
Блиц-опрос Приложение 2 Кто же из органов растения –корень или стебель самый нужный? Вывод:Растение – единый организм, в котором согласованно функционируют все его органы.) |
словесный |
Фронтальная форма Индивидаульная |
Задаёт вопросы цепочкой каждому ученику, подводит к выводу |
Отвечают на вопросы. Делают вывод |
ЛичностныеУУД: ·Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; ·Формировать бережное отношение к природе. Регулятивные УУД: Развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; Познавательные УУД: осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов. Коммуникативные УУД: учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; строить речевое высказывание в устной форме. |
||||||||||||||||
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
4 |
«Я узнал …» -«Я удивился …» - «Я хочу узнать..» Скоро мы услышим звонок, Пора заканчивать урок. Положите в корзину: - зелёное яблочко, если на уроке было всё понятно и со всеми заданиями справились самостоятельно - жёлтый апельсин, кому на уроке было не всё понятно, не сразу всё получалось - красный помидор, кому многое на уроке было не понятно. Запись домашнего задания |
Игровой метод Словесный метод |
Фронтальная работа |
ЛичностныеУУД: · ·Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; ·. Коммуникативные УУД: учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; строить речевое высказывание в устной форме. |
11