Стимулирование эмоциональной чувствительности учащихся в процессе музыкального воспитания

3
0
Материал опубликован 18 August 2021

Стимулирование эмоциональной чувствительности

  учащихся в процессе музыкального воспитания.

Методическая разработка Версетиловой Ларисы Ивановны, учителя музыки гимназии имени Ф.К. Салманова, город Сургут, ХМАО-Югра.

1. Введение. Актуальность темы.

2. Музыка - источник эмоций и чувств. (Исторический экскурс)

3. Научное подтверждение связи эмоций и музыки.

4. Психологический взгляд на эмоции. Их влияние на жизненный опыт человека.

5. Восприятие музыки как психический процесс.

6. Стимулирование эмоциональной чувствительности в музыкальном воспитании. (Из опыта работы.)

7. Музыкотерапия в педагогической деятельности.

8. Выводы.

На высшей ступени соотношения способностей и эмоций учителя со способностями, силами и эмоциями своих учеников может зародиться настоящая, радостная, интересная педагогика, действительно духовная общность между учителем и его учениками.

Ш.А. Амонашвили

Музыка, изобретенная первобытным человеком еще в начале истории человечества, сопровождала ее все века, изменяясь вместе с развитием цивилизации.

  «Музыка является первоначальным языком, - считает Антонио Менегетти. - Ребенок, когда учится говорить, прежде всего учится петь. Он учит не слова, а звуковые формы, которые воспроизводятся в звуке». [1]

Звук, как и свет, можно рассматривать как одну из основных сил природы. Человек должен пытаться понять его во всех первоэлементах - мелодии, ритме и гармонии. Каждое музыкальное произведение представляет собой синтез этих трех элементов.

Имеем ли мы право вмешиваться в эмоциональное состояние ребенка?

Этот вопрос волнует многих учителей музыки. По моему мнению, искусство призвано влиять на эстетические вкусы человека.

Необходимо стимулировать эмоциональную чувствительность учащихся в процессе музыкального воспитания для того, чтобы развивать в них готовность использовать полученный опыт в самостоятельной деятельности в соответствии с универсальными общечеловеческими эстетическими ценностями и собственными духовно-мировоззренческими позициями.

Одной из основных задач общего художественного образования является обогащение эмоционально-эстетического опыта, формирование культуры чувств, развитие общих универсальных качеств личности и художественно-образного мышления.

За века, прошедшие в 2-х тысячелетиях, только последние три вывели музыку как самостоятельный вид искусства. Все предыдущие века оставили следы в архитектуре, скульптуре, астрономии, математике, письменности, живописи, в дизайне одежды и утвари, но музыка, в том виде, который считается искусством, вошла с 17 века, вынося музыку из обыденной жизни и церковного ритуального сопровождения в самостоятельное материальное бытие. Ведь, если вы возьмете музыкальное произведение, записанное на бумаге, оно, даже если не звучало в этот момент, является материальным предметом в ваших руках. Вот так, в 17 веке началось влияние музыки на человечество в полную силу его назначения. В чем заключалась она, эта сила?

С приобретением музыкального искусства в лице гениев: Баха и Генделя, их любовь к Богу обогатились новыми красками и эмоциями. Музыка должна была будить вас, вашу духовную сущность. Она призывает ваши чувства или эмоции, которые затем переходят в чувства. Музыкальные образы наполняют слушателя каскадом эмоций, поднимая в нем все страсти, и отпуская их по мановению дирижерской палочки и замыслу композитора.

Все должны были научиться слушать и чувствовать эмоции и чувства, которые с музыкальным искусством поднимаются на необычайную высоту, невиданную до сих пор: высоту эмоционального экстаза, высоту полета до облаков, высоту переживания и связи, неумирающей темой ЛЮБВИ И ЖИЗНИ, которая была главной темой в произведениях 18 века в истории человечества. Она подняла человеческие души, наполнив их непонятными эмоциями и чувствами, которые в основном были оптимистичными, носила характер, который выражал надежду на выживание и веру в будущее.

На смену жизнеутверждающей музыке 18 века, приходит романтическая музыка 19 века, выводя имена Шуберта, Шопена, Шумана, Листа, Брамса как мастеров создания субъективного искусства, когда героем произведения становится простой человек, с его повседневными заботами, радостями и переживаниями.

Романтизм приносит ощущение одиночества, отверженности, углубления в себя, но это только обогащает человечество познанием тонкостей человеческих чувств и эмоций. Музыка романтического периода вносит углубленность к внутреннему миру, который необходим каждому человеку.

К концу 19 века, романтизм переходит в импрессионизм, который наиболее ярко выразился в живописи. И хотя музыка и живопись - неотъемлемая часть вашего бытия, никогда они не были еще такими близкими, как в те годы и в этом течении. Те же поиски новых красок, новых форм, новых настроений, новых эмоций. Дебюсси. Равель, Сен-Санс - оставили замечательные по мастерству произведения искусства.

На рубеже 20 века начинает ощущаться политическое брожение как в России, так и в центральной Европе. И музыка, как отражение бытия, вносит в быт ноты диссонанса, гармонию, которая сначала режет слух и только потом через 50, 60 лет те произведения Прокофьева и Шостаковича, которые были непонятны другим кажутся небесной песней, по отношению к музыке, которая звучит сейчас, как сплошной диссонанс, вызывая ужас и трепет, приводя в состояние сумасшедствия и в способности создавать безумные действия под ее влиянием. Это относится и к произведениям современных композиторов, которые отошли от музыкальной части музыкального искусства, а затем полностью ушли в конструктивно-технологическую.

Компьютер пишет за вас музику, а электронные органы и синтезаторы играют всеми видами музыкальных ритмов и звучаний. Но это не то, что вы играете, это за вас играет ваша техника, оглушает вас, которая меняет ваш голос, вашу способность чувствовать, так как динамика повышается искусственным путем и вы труситесь только от ударов ритма, не испытывая пульсацию энергии света и музыки, которые и являются основными факторами в вашем музыкальном искусстве.

В такой сегодняшней музыке нет и не может быть духовности, она является разрушительной силой, которая уводит от духовности в животный мир, полный низких эмоций, которые уводят человека от его человеческого предназначения.

Ученые нашли связь эмоций и музыки. Почему во время звуков траурного марша мы чувствуем печаль, а соответственно Звуки Ру, наоборот, приносят только хорошее настроение? Ответы на эти, а также многие другие вопросы, собираются дать американские ученые, которые недавно нашли связь между частями головного мозга и слуховым аппаратом человека.

Серое вещество, которое находится в передней части головного мозга, демонстрирует активность во время прослушивания музыкальных тонов. Эта часть мозга, которая называется rostromedial prefrontal cortex, даже может различить фальшивые ноты в определенной мелодии. Нейрохирурги изучали мозг профессиональных музыкантов, которым во время опыта предлагалось прослушать музыкальные отрывки. Аппаратура исследуемого центра в то время фиксировала активность внутреннего человеческого мозга.

Более того, rostromedial prefrontal cortex в человеческом организме непосредственно отвечает за эмоциональное состояние индивида. Подобную близость двух функциональных центров дает научное подтверждение теории зависимости нашего настроения от музыки.

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам, явлениям, событиям к другим людям, к своей личности. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для человека в форме переживаний. Эмоции, чувства служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Эмоции - реакция не только на события, произошедшие, но и на вероятные, или те, которые можно вспомнить.

Известно, что кроме спонтанных выражений эмоций (например, внезапный испуг, гнев и другие проявления) человек может управлять своими эмоциональными реакциями, сознательно передавая их окружающим. В этом случае эмоциональные проявления выполняют коммуникативную функцию, выступая в качестве средства невербальной коммуникации.

Многочисленные межкультурные эксперименты убедительно доказывают существование шести универсальных эмоциональных проявлений на лице (гнев, отвращение, страх, радость, печаль и удивление), последние исследования добавили к ним седьмой - презрение.

Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности могут повышать или снижать жизнедеятельность человека. Гельгорн Е. Пришел к выводу, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Рассмотрение эмоций с биологической точки зрения (П.К.Анохин) позволяет определить, что эмоции закрепились в эволюции как механизм, сдерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатков или остаток каких то факторов жизни данного организма.

Стимулируя эмоциональную чувствительность, воздействуя на чувства людей, музыка углубляет и направляет эти чувства. Она учит правильной эмоциональной реакции на вещи, события, поступки. Искусство помогает любить достойное и ненавидеть все, что унижает человека и тянет его назад. Музыкальное искусство формирует симпатии и антипатии. А все это важно ребенку не только для его художественной деятельности и для понимания искусства, но важно прежде всего в самой жизни, в любой этой сфере. Музыкальное искусство в этом отношении развивает не только музыкальные, но и универсальные способности человека.

Восприятие музыки - это сложный эмоциональный чувственно-интеллектуальный процесс познания, оценки и переживания музыкального произведения. Воспринимая музыку, ученик выражает свое эмоциональное "Я". В его сознании воспроизводятся переживания, обиды и мысли, воплощенные композитором в музыкальном произведении.

Музыка часто передает такие оттенки чувств и переживаний, которые трудно выразить словами.

Главная цель урока, учебно-познавательных задач в том, чтобы направить ребенка к самому себе, на развитие собственных способностей и возможностей, на самовоспитание. Сущность деятельности - развитие мысли, чувств и воли учащихся.

Учитель часто говорит: «Сейчас мы разучим песню», но он не уверен, что она понравится, необходимо обеспечить мотивацию. Скажем:

- Разучим песню о цветах, и все вокруг станет ярким и разнообразным!

- А эту песню можно вспоминать, если вам станет грустно.

Иногда смысл мотивировать деятельность вообще - сказать о том, что пение поможет нам услышать, как прекрасно звучит человеческий голос, лучше узнать себя и других, научить преодолевать трудности, быть добрее. Все обязательно сбудется, если хорошо исполнишь песню.

Любая работа на уроке начинается с активного восприятия музыки, с ее эмоционально-образного прослушивания. Музыкальные произведения, их фрагменты, мелодия, которая потом оказывается песней для разучивания и исполнения, даже маленькие попевки, все подается как прекрасная музыка, раскрывающая тот или иной жизненный смысл. Например, в теме «Развитие музики» на одном из уроков звучат две прелюдии Ф. Шопена (8 и 18 тактов всего), две жемчужины мирового музыкального искусства. Если подходить к этому уроку с точки зрения «чистого звучання», то урок не выдерживает никакой критики. Однако если взять одну музыку, которая звучит на уроке, оттеняя прелюдии по принципу тождества и контраста, а также учитывая обращения учителя к другой музыки Шопена, уже знакомой детям (Полонез ля мажор - в начале учебного года), к музыке других композиторов, - то получится, что встреча с прелюдиями №7, №20 учитель готовит весь урок с помощью звучания другой музыки, выстраивая эмоционально-психологический сценарий урока, на вершине которого оказываются два шедевра.

В теме «Классика и современность в музыке» ученики говорят, что современность музыки Баха и Моцарта заключается в чувствах, которые испытывали композиторы, когда писали ее. А эта музыка передает чувства, переживания, горе, а где-то и счастье. Музыка прожила долгие годы, века, но не потеряла свою актуальность. Изменилось все, менялся мир, менялись условия жизни, менялись люди, но чувства людей не изменились. Слушая эту музыку, мы не погружаемся в историю, а погружаемся в мир чувств и переживаний, которые остались неизменными на протяжении всех веков.

Когда ученица говорит о музыке, которую хотела создать: «Я бы передала значимость, огромную жизненную силу, вселяющую в человека свободу дыхания, глубину чувств и мыслей, желание идти вперед к достижению больших, высоких жизненных идеалов. Моя музыка была бы глубоко человечной (гуманной), полной эмоциональной силы».

Для стимулирования эмоциональной чувствительности и художественно-образных представлений использовать на уроках «Пиктограммы настроения».

Первый вариант. Дети сами изготавливают карточки с изображением настроения: радость, печаль, гнев, удивление, внимание, задумчивость. Прослушав музыкальное произведение, признают настроение музыки, подняв карточки. (Как дидактический материал можно использовать произведения из альбомов для детей П. Чайковского, Р. Шумана, В. Косенко и другие).

Второй вариант. Описать устно настроения двух музыкальных произведений, прозвучавших на уроке, сравнить их с карточками настроений (произведения должны быть контрастными по характеру, например, Л. Бетховен «Веселая. Грустная»; П. Чайковский «Болезнь куклы» - «Новая кукла», В. Косенко «Не хотят купить мишку» - «Купили мишку» и т.д.).

Музыка - это полифункциональное образование, искусство и средство психотерапевтического воздействия на личность, лечебный эффект которой использовали еще в Древней Индии, Египте, Греции и Риме. Эмпирический опыт и исследования влияния музыки на организм и психику не только человека, но и животных, растений обосновывает применение ее во всех сферах человеческой деятельности.

Психологи выделяют как направление лечебной музыкотерапии эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии. В качестве механизмов лечебного действия музыки указывают на катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоциональных состояний, облегчение осознания своих переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

Через музыку может осуществиться защитный механизм эго-сублимация, как преобразования негативных чувств боли, гнева, страха, агрессии и их выражение в социально принятой форме в процессе творчества.

Сейчас разработаны специальные музыкальные рецепты для лечения различных заболеваний и эмоциональных состояний.

Рисование во время прослушивания мелодии помогает ребенку символически выразить свой внутренний мир. Пантомима под музыку - это игра. Ребенок с интересом пытается передать свое эмоциональное состояние, поделиться счастьем свободного движения. Подвижная драматизация под музыку - синтез музыки, движения, драматического и языкового выражения, где применяются элементы пения. Музыкальные рассказы сочетают движение, музыку, драматизацию и язык, когда участники в роли героев выступают с короткими речами. Эмоциональная окрашенность таких музыкальных рассказов создает определенные ритмические, динамические и выразительные стимулы.

Профессия учителя музыки требует от него физических и духовных сил, психической уравновешенности и любви к людям.

В наше сложное время, когда наблюдается процесс отчуждения личности, искусство призывает раскрыть все свои реальные и потенциальные возможности. Потому истинное искусство противостоит неорганизованности и хаосу, оно помогает человеку гармонизировать мир и себя.

В любом случае, для работы над собой, своим духовным миром каждому образованному человеку нужно пройти школу музыкальных чувств, присоединиться к культуре восприятия музыки!

Литература

1. Иванчикова О.С. Свободные вариации на тему нетрадиционные методы музыкального воспитания. - Симферополь, издатель О.П. Виродов, 2003.

2. Кадцин Л.М. Музыкальное икусство и творчество слушателя. М., «Высшая школа», 1990.

3. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер Ком, 1998.

4. Котляревская М., Штуден Л. Приобщение к творчеству. - Новосибирское книжное издательство, 1987.

5. Менегетти А. Введение в теорию онтопсихологической музыкотерапии. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия. Сост. К.В.Сельченок. – Минск: Харвест, 1999. – с.531.

6. Рюгер К. Домашняя музыкальная аптечка. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

8. Фрид Г. Музыка Общение Судьбы. М., «Советский композитор», 1987.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.