Методические указания «Методы эстетического воспитания детей в процессе музыкальной деятельности»
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Детская музыкальная студия «Карусель»
Методическая разработка на тему:
«Методы эстетического воспитания детей в процессе музыкальной деятельности»
Педагог дополнительного образования Корнишова Светлана Юрьевна
г. Муром 2017
Аннотация.
Данная работа содержит методические рекомендации для учителей музыки, педагогов дополнительного образования, преподавателей музыкальных школ.
Цель данной работы: раскрыть наиболее эффективные методы работы, исходя из комплексного рассмотрения музыкально – образовательного и воспитательного процесса, в их непрерывном единстве.
Задачи: повышение качества педагогической, организаторской, профессионально – музыкальной работы.
Содержание.
1.Творчество – процесс воспитания личности.
2.Методы воспитательной работы.
3.Методы музыкально – образовательной работы.
«Искусство есть сфера творческая…» Н.А. Бердяев
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, прежде всего, что он человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном. Музыка - искусство исполнительское, а исполнительство носит характер творческий. Человеческое творчество – это, пожалуй, один из самых удивительных и загадочных миров. Творческий опыт – это обращенность к преображению мира, к новому небу и новой земле. Творец одинок, и творчество носит индивидуально - творческий характер. Художественное творчество – это процесс творческой деятельности в сфере искусства. Это особое психологическое состояние творчества. Оно отличается подъемом духовных сил, активизацией эмоциональной и мыслительной деятельности личности, ее раскрепощением, порывом. Через творчество человек преобразует себя как личность с определенными социально нравственно – эстетическими установками на их воспроизведение в форме искусства или поведения.
Воспитательная и образовательная работа в музыкальной деятельности есть единый процесс. Воспитательная работа в музыкальном коллективе может проводиться по двум направлениям. Одно из них – формализованная воспитательная работа, включающая в себя беседы, рассказы, лекции на темы об ответственности, о необходимости регулярного посещения занятий, о культуре поведения, этике, эстетике. Другое направление связано с музыкально – образовательной работой, которая является основой педагогического процесса. В этом случае воспитание осуществляется через обучение и образует вместе с ним единый педагогический процесс. Оба направления связаны друг с другом как по формам и методам организации и проведения, так и по своей конечной цели – подготовке музыкально – образованной, нравственно – воспитанной личности. В каждом конкретном случае и конкретном музыкальном коллективе педагог применяет наиболее целесообразные методы воспитательной работы с учетом возрастного состава, уровня воспитательной подготовки, степени развитости художественного мышления, эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к искусству у учащихся. Все методы можно разделить на следующие группы:
1) Художественно – исполнительские
2) Художественно - образовательные
3) Методы самовоспитания
Художественно – исполнительские методы применяются в основном при разучивании и исполнении пьес. С их помощью вырабатываются навыки ритмичной игры, выразительного исполнения, игры в ансамбле. Художественно – образовательные методы используются в лекциях, беседах, лекциях - концертах, на занятиях по изучению музыкальной литературы, нотной грамоты. Методы самовоспитания применяются при самостоятельном изучении учащимися музыки, при чтении книг по искусству, во время выполнения домашних заданий. Нужно сказать, что в практике воспитательной работы «чистого» применения названных методов не встречается. При определяющем значении одного из них применяются и действуют несколько других, отличающихся по способу воздействия на личность. Так, во время занятия учащиеся могут получать определенные сведения о музыке, композиторах, слушать исполняемую пьесу в записи, то есть в данном случае одновременно используется художественно – образовательные и художественно – исполнительские методы. Ограничение одним или несколькими методами воспитания ослабляет эффект воздействия, ибо ни один из них не позволяет достаточно полно и исчерпывающе воздействовать на учащегося. Каждый из методов работает в определенных условиях, в определенной аудитории и с вполне определенными связями с остальными методами. Процесс воспитания – сложный процесс, обусловленный целым рядом факторов и включающий в себя несколько этапов. На первом этапе вырабатывается нравственная и эстетическая ориентация только в области художественных явлений. На втором – полученная из художественных произведений эмоционально – чувственная, нравственно – эстетическая информация переводится в целевые установки личности. На третьем – происходит их переосмысление и изменение действий человека в соответствии с выработанными новыми установками. Если два первых этапа протекают в форме ощущений, эмоциональных переживаний, то третий этап – это конкретное проявление в форме поступков, действий, поведения в целом. Следовательно, рассматривая воспитание общей культуры поведения, социально ценных качеств ка конечную цель педагогического процесса, упор в проводимой работе нужно делать на развитии таких качеств в их комплексе, как: умение раскрыть музыку, наличие эстетического вкуса, владение творческими и специальными навыками и умениями. Воспитание комплекса указанных и с ними связанных качеств личности возможно при комплексном применении разных методов воздействия. Методы музыкально – образовательной работы можно разделить на словесные (объяснение, рассказ, беседа); практические (обучение игре на инструменте); наглядные (показ, проигрывание, оформление плакатов, стендов). Каждый руководитель, в зависимости от степени овладения теми или другими методами, от личного вкуса, предпочитает использовать свой набор методов. Чаще всего это – объяснение и показ. Для развития у участников интереса к занятиям, для повышения их активности необходимо постоянно обновлять и обогащать применяемые методы. Важную роль в педагогическом процессе играет перспектива. Как писал А. С. Макаренко, «воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути». Участие в концертах, фестивалях, конкурсах стимулирует, организует, дисциплинирует учащихся. В целях повышения эффективности музыкально – образовательной работы можно использовать проблемные методы обучения. Проблемное обучение предполагает более активную умственную и эмоциональную деятельность учащихся, направленную на поиск знаний. Важным воспитательным средством является поощрение учащегося. Метод поощрения дает нужный воспитательный результат. Оценка – акт педагогический, воспитательный. С ее помощью человек получает представление о качестве, правильности своих действий. Она помогает формировать и поддерживать у учащихся устойчивого интереса к занятиям, сознания ответственности за свое дело. Говоря о воспитательной работе, нельзя не остановиться на системе требований. «Требование – необходимый элемент дисциплины учащихся». Требования должны быть понятны, оправданны, посильны для выполнения, последовательны. Весьма существенную роль в обучении играют здоровая моральная атмосфера, наличие объективного общественного мнения, доверчивых и открытых взаимоотношений между учащимися и руководителем. Успешная творческая деятельность немыслима без соблюдения определенных правил этики, этических норм, общепринятых в коллективе. Повышение исполнительского уровня вынуждает изыскивать качественно новый подход к обучению, методике воспитательных и образовательных процессов. Методика работы в музыкальной деятельности динамично развивается и постоянно обогащается практикой. Поэтому руководитель обязан в процессе своей творческой деятельности систематически их совершенствовать. Искать новые методы, приемы и формы, которые максимально обеспечили бы эффективность педагогического процесса.
Используемая литература:
1.Т.И.Бакланова «Педагогика художественной самодеятельности» М. 1992
2.Е.Н. Ильин «путь к ученику» Издательство «Просвещение» 1988
3. Г.С. Лабковская «Эстетическая культура и эстетическое воспитание» М.1983
4.В.А.Сухомлинский «О воспитании» М. 1979
5.А.Каргин «Работа с самодеятельным оркестром» М. «Музыка» 1982
6.Л.Г. Бендерский «Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах» Свердловск 1986