Театрализованная деятельность в процессе музыкального воспитания дошкольников

0
0
Материал опубликован 8 September 2020

Театрализованная деятельность в процессе музыкального

воспитания дошкольников

Статья посвящена важности внедрения в дошкольную программу театрализованной деятельности. Перечислены формы работы в данном направлении, а также изложена практика использования театрализации в процессе музыкального воспитания в детском саду.

Работая много лет музыкальным руководителем в детском саду, я заметила, что дети недостаточно знакомы с произведениями детской художественной литературы, имеют ограниченный словарный запас, у многих отсутствуют навыки связной речи, некоторые не умеют строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Проведя педагогическую диагностику детей старших и подготовительных к школе групп на определение уровня развития театрализованных навыков и умений детей, я выявила, что:

–  дети скованны;

–  они не уверенны в правильности выбранных движений;

–  не знают, как изобразить того или иного героя;

–  детям трудно совмещать речь и движения, пение и движения;

им трудно владеть мимикой и пантомимой.

Проанализировав все выше сказанное, я сделала вывод, что дети мало интересуются театрализованной деятельностью, слабо владеют умением вживаться в создаваемый образ, используя при этом мимику и жесты.

Поэтому я решила обратить свое внимание на музыкально-театрализованную деятельность и поставила перед собой цель - создать условия для раскрытия творческого и артистического потенциала ребенка посредством использования театрализованных игр-сказок на музыкальных занятиях.

Для решения поставленной цели я определила следующие задачи: – приобщение детей к театральному искусству;

– обогащение и активизация словаря детей;

– стимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, интонация);

– развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности: общительности, доброты, отзывчивости, вежливости, умения довести дело до конца;

– поддерживание желания участвовать в праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.

Эти задачи я решила реализовать через образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» и интеграцию образовательных областей:

– «Познавательное развитие». Расширение кругозора в части театрализованной деятельности (в процессе познания окружающего мира, отношение к другим людям).

– «Речевое развитие». Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи, расширение словаря), развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе театрализованной деятельности

В содержание работы по театрализованной деятельности я включаю:

– беседу о театре, о театральных профессиях;

– просмотр кукольных спектаклей, поставленных силами воспитателей и беседы по ним; разыгрывании сценок в детском саду и дома;

– выполнение различных творческих заданий на развитие детской пластики, речевой интонационной выразительности, упражнения на развитие дикции, выразительной мимики, ритмические минутки (логоритмика); игры с элементами театрализации; игры-этюды; обыгрывание стихотворений.

Театрализацию в работе с детьми я применяю с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С младшими дошкольниками я уделяю внимание отражению сказочных образов животных, анализирую вместе с детьми характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко появилось из-за тучи и т.п.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности я усложняю, дети старших групп уже инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. В песенном творчестве старшие дошкольники сочиняют мелодии в жанре колыбельной для куклы, плясовой для мишки. В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах - зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Огромное внимание уделяю такому виду деятельности, как, ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В работе также использую ритмопластику, которая направлена, соответственно, на психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента.

В исполнительном творчестве дети имитируют игру на музыкальных инструментах: балалайке, дудочке, барабанах, пианино. Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещотках, ложках. Дети самостоятельно подбирают музыкальные инструменты для героев сказки: зайке - барабан, мишке - бубен.

При слушании музыки использую следующие методические приёмы:

«Послушай и протанцуй»; «Послушай и сыграй»; «Слушай и пой» и др.

Работая над актерским мастерством, даю задания: зайчик доволен, лисичка прислушивается, котику стыдно, мишка обиделся. По желанию ребята выбирают себе роли, без какого-либо принуждения. Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Большое внимание я всегда уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Использую упражнения для дикции, артикуляции. Вместе с детьми мы сочиняем маленькие истории, придумываем диалоги героев.

К театрализации привлекаются и педагоги, которые, как и дети, берут на себя роли героев сказок. Важно для нас и приобщение родителей к подготовке спектаклей - тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых и детей создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей.

Наблюдая за детьми в процессе театрализованной деятельности, я обратила внимание на следующее:

1. Дети стали более раскованными, появилось желание участвовать в играх-драматизациях, театральных постановках.

2.  У детей расширился словарный запас

3. Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

4. У детей стали развиваться нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта), установились отношения сотрудничества и взаимопомощи, появилось чувство коллективизма.

5.  Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.

6. Взрослые и дети стали ощущать себя единым коллективом, увлеченным важным делом.

​​​​​​​Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

Список использованной литературы:

Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: методические рекомендации / Е. А. Антипина // Москва. Сфера, 2009.

Мелихова, Г. В. Развитие музыкально-творческих способностей у детей 4-7 лет средствами театра пластики и танца / Г. В. Мелихова // ГАОУ ДПО (ПК) С РК «КРИРО». – Сыктывкар, 2010.

Сорокина, Н. Ф. Кукольный театр для самых маленьких / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович // – Москва. ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.

Додокина, Н. В. Семейный театр в детском саду / Н. В. Додокина, Е. С. Евдокимова // Москва. Мозаика-Синтез, 2008.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации