Стимулирование учебной деятельности: подходы и техники создания модели интеграции в образовательный процесс
Стимулирование учебной деятельности: подходы и техники создания модели интеграции в образовательный процесс
«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение,
рождающееся от успеха».
В.А. Сухомлинский
В формате традиционного, объяснительно-иллюстративного обучения возможности для формирования познавательной мотивации достаточно невелики. Данная методика в основном функционирует как стимул для усвоения учебного материала и недостаточно акцентирует внимание на развитии учебной мотивации с учетом возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей учащихся. Личностно-ориентированное обучение сосредоточено на уникальной целостной личности ребенка. Образовательный процесс как деятельность личности основывается на внутренней мотивации и активном взаимодействии между учителем и учениками. Современные образовательные стандарты направлены на развитие креативных способностей и формирование культурных ценностей у детей, создание условий для улучшения их интеллектуальных навыков, а также формирование образовательной среды, способствующей активной и творческой деятельности в процессе саморазвития.
Уже в возрасте 7-9 лет мотивация к обучению становится значительной проблемой для педагогов — дети теряют концентрацию, создают шум, не следят за выступлением преподавателя, не прилагают достаточных усилий для выполнения заданий, стремясь получить хорошие оценки без стараний, порой проявляя явное безразличие. С возрастом у детей накапливаются проблемы, связанные с нежеланием учиться. Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, необходимые для выполнения учебной деятельности.
Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. . Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, с позиций обучаемого следует вести речь о мотивации учения (внутренней или автомотивации). Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.
Проблема формирования учебной мотивации у школьников является одной из ключевых задач современной образовательной системы. Эта тема приобретает особую значимость в свете изменений в содержании обучения и необходимости развивать у учеников навыки самостоятельного получения знаний, а также активной жизненной позиции. Самые острые трудности в образовательном процессе часто связаны с отсутствием интереса у большинства учащихся к получению образования, что ведет к снижению основных показателей образованности и воспитанности выпускников. Поэтому важность данного аспекта становится совершенно очевидной. Учебная деятельность имеет разное значение для разных учеников. Понимание характера учебной мотивации и ценности обучения для каждого конкретного школьника играет ключевую роль в выборе педагогом методов воздействия.
Какие методы и приемы могут быть использованы для формирования и развития учебной мотивации у ребенка, если он относится к учебе и знаниям безразлично и не осознает их значимость?
Формирование учебной мотивации у детей в образовательном учреждении возможно при соблюдении следующих условий:
для решения данной задачи применяется интегрированный набор подходов (системный, личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, коммуникационный);
используются различные стратегии и методики для повышения учебной мотивации в открытой образовательной среде;
создаются оптимальные педагогические условия, учитывающие индивидуальные психологические и возрастные особенности учащихся, уровень профессионально значимых качеств преподавателя, формирование открытого развивающего образовательного пространства и установление личностно-ориентированного взаимодействия в педагогике, что отвечает актуальным требованиям современных образовательных учреждений.
Методы исследования включают:
теоретические (анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по данной теме, терминологический анализ, обобщение, моделирование);
эмпирические (наблюдение, опросы, беседы, интервью, анкетирование, тестирование, анализ результатов учебной деятельности, метод экспертной оценки, педагогический эксперимент, диагностические методы для выявления познавательных интересов учащихся);
математико-статистическую обработку собранных данных (удовлетворение от процесса, значимость результата для личности, мотивирующая сила вознаграждений за деятельность).
В процессе обучения мотивация претерпевает изменения под воздействием различных факторов: новые установки учащегося (например, желание преодолевать трудности), длительные успехи или неудачи в учебе, выбор жизненного пути и так далее. Существенное внимание уделяется разработке и стимулированию внутренней мотивации (стремление к накоплению знаний, навыков и опыта). Выделяются три ключевых аспекта учебной мотивации: ощущение самостоятельности в поиске знаний, свобода выбора и чувство успешности.
Более высокий уровень мотивации приводит к большей активности и усилиям учащегося в достижении поставленных целей, что делает мотивацию одним из самых важных факторов успеха. Поэтому важно развивать у учащихся стремление к успеху, что должно преобладать над страхом перед неудачами.
Таким образом, подготовка методического обеспечения, тестирование и внедрение способов и приемов, направленных на учебную мотивацию школьников, способствует улучшению уровня учебной мотивации, что также будет отражать психическое состояние и развитие учащегося. Это является важным для интересов как педагогов, так и родителей.
Среди практических методов, данный подход, вероятно, наиболее популярный и эффективный для закрепления знаний и формирования умений. Его суть заключается в регулярной практике умений через ритмические повторяющиеся умственные действия и манипуляции во время взаимодействия учащихся с учителем или в новой индивидуальной деятельности. Метод направлен на освоение знаний и их трансформацию в практические навыки, которые затем могут быть развиты до репродуктивного и творческого уровня. Все упражнения можно условно разделить на три группы: подготовительные, тренировочные и творческие. Для успешного применения метода необходимо следовать ряду принципов: глубокое усвоение теоретического материала, демонстрация образцов выполнения от педагога, соблюдение последовательности и разнообразие упражнений, учитывающих индивидуальные особенности учащихся, их связь с другими темами, а также оптимальное количество заданий для достижения необходимого уровня знаний и умений.
Метод лабораторных занятий (лабораторный метод) используется для организации наблюдений учащимися над явлениями и процессами в условиях специализированных лабораторий и учебных кабинетов с использованием технических средств. Он способствует глубокому усвоению теоретических знаний и развитию практических навыков, вовлекая студентов в процесс "приобретения" научных знаний.
Лабораторный метод также предполагает выполнение творческих работ, приводящих к новым научным и практическим результатам, что подтверждается опытом проведения лабораторных занятий в школах, например, в Беларуси, Польше и России. Этот подход стимулирует активность как на этапе подготовки, так и в ходе выполнения исследований, позволяя учащимся ощутить себя участниками и создателями эксперимента. Он помогает улучшить отношение к изучаемому предмету, развивает диалектическое понимание явлений и предлагает возможность рассматривать их с различных углов, пробуя нестандартные подходы в исследованиях. Метод лабораторных работ чаще всего применяется при изучении точных наук, таких как математика, физика и химия, а также может быть эффективно реализован и в других учебных дисциплинах, включая историю и искусство.
Метод практических занятий (практический подход) представляет собой средство углубления и укрепления теоретических знаний, а также проверки научных выводов. Этот метод включает в себя апробацию научных принципов и положений, что всегда связано с их практическим применением. В образовательной практике такие занятия проводятся после изучения объемных тем и разделов. Опираясь на опыт лабораторных работ, данный метод способствует углублению, закреплению и конкретизации изученного материала. Формируя навыки научного анализа теоретических аспектов, он усиливает взаимосвязь между теорией и практикой в учебной деятельности и в жизни.
Практические работы могут включать тренировки, направленные на освоение работы с инструментами, картами и оборудованием. Также возможны проекты по созданию действующих моделей учебных пособий и конструкций, побуждающих учащихся к познавательной активности. В воспитательном контексте они развивают внимание, наблюдательность, самоконтроль и содействуют саморазвитию.
Эффективность практического метода обусловлена способностью учителя интегрировать практические задания в структуру урока и организовать учащихся для совместной работы, учитывая их подготовленность и ставя перед ними четкие цели.
Метод игры
Игра занимает важное место в истории человечества и появилась одновременно с человеком. Она имеет значительное влияние на жизнь, развитие и воспитание человека. В рамках науки выделяется специальная область — теория игр, в которой было предложено множество классификаций. Среди них можно выделить функциональные, тематические, конструктивные, дидактические, спортивные, военные и популярные деловые игры.
Теорию игры и её социальное значение исследовали такие учёные, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и многие другие. В процессе индивидуального развития игра способствует формированию у ребёнка потребности взаимодействовать с окружающим миром, познавать его, создавать новый опыт и развивать собственную личность. Игра помогает ребёнку упражняться, развивая его психические и физические способности. Она способствует развитию мотивации, готовности к более сложным социальным взаимодействиям, формированию волевых качеств и осознанию своих действий. В процессе игры происходит трансформация мышления: от наглядно-действенного к словесно-логическому и абстрактно-логическому. Игра развивает воображение, формируя творческий подход, который позже может быть использован в различных областях жизни. В педагогической практике используются дидактические игры, которые поддерживают познавательную активность и интерес к обучению, развивают коллективные отношения и создают комфортную атмосферу для учебной активности.
Игру следует рассматривать как универсальный инструмент. Она способствует усвоению и закреплению нового материала, а также развитию всех видов мышления. Игровой процесс включает тактическое и стратегическое воздействие на формирование мировоззрения, личностных качеств и навыков; он также способствует развитию организационных, коммуникативных, экономических, познавательных и функциональных умений. К.Д. Ушинский подчеркивал, что игра “формирует все аспекты человеческой души — ум, сердце и волю. Утверждение, что игры предсказывают будущий характер и судьбу ребенка, верно в двояком аспекте: через игру проявляются склонности и проявляется сила души ребенка, а сама игра оказывает значительное влияние на развитие его способностей и предрасположенностей, что, в свою очередь, определяет его будущее.”
Учебные игры можно эффективно применять практически на всех предметах школьной программы. В учебном процессе особенно важны ролевые, деловые и ситуативные игры. В наше время наблюдается растущий интерес к разнообразным как традиционным, так и современным играм.
Игры-инсценировки.
Этот метод активного обучения, основанный на игровом подходе, имеет несколько ключевых характеристик:
• сформулированные задачи и проблемы, а также распределение ролей среди участников процесса их решения. Например, через ролевые игры можно воспроизвести сценарий производственного совещания;
• взаимодействие участников во время занятия, которое часто проходит в формате дискуссии. Каждый участник имеет возможность высказывать согласие или несогласие с мнением других;
• педагог может вводить в занятие корректирующие элементы. Таким образом, учитель способен прерывать обсуждение, чтобы сообщить важные новые данные, которые необходимо учитывать при работе над задачей, или изменить направление дискуссии;
• итоговая оценка результатов обсуждения и их анализ учителем.
Театрализация
Внеурочные театральные мероприятия различных жанров по учебной программе, которые требуют участия большого числа людей и длительны по времени, часто сопровождаются декорациями и другими элементами. В таких представлениях могут участвовать все ученики одного класса или старшие и младшие школьники параллельных классов. Это могут быть сценические интерпретации литературных произведений, исторических событий и так далее. Постановки на иностранных языках вызывают особый интерес и положительную реакцию у детей.