Эссе «Стоит предоставить всем школам одинаковые возможности — и результаты обучения будут одинаковыми»
Стоит предоставить всем школам одинаковые возможности (инструменты) — и результаты обучения будут одинаковыми.
Несмотря на то, что современное образование стало доступным и открытым, его можно свободно анализировать и изучать со всех сторон дискуссионных тем, тем не менее остается достаточно много. И одной из таких тем – вопросов является: «Стоит предоставить всем школам одинаковые возможности (инструменты) — и результаты обучения будут одинаковыми? Да или нет?». При написании сочинения-рассуждения я изначально определила позиции, по которым буду раскрывать эту тему: во – первых, определить, что следует понимать под одинаковыми возможностями (инструментами); во вторых, проследить взаимосвязь факторов влияющих на результативность обучения с результатами обучения; в–третьих, сформулировать вывод.
Сегодня практически каждая школа обладает равными возможностями (инструментами) обучения. В лицеях и гимназиях, коррекционных учебных заведениях, образовательных комплексах, городских и поселковых школах учителя используют современные педагогические методы (активное обучение, интерактивное обучение, имитационные методы обучения и т.д.). Применяются инновационные технологии и эффективные инструменты современного обучения: электронные образовательные ресурсы (интерактивные доски, мультимедийные проекторы и учебники, сетевые образовательные ресурсы); аудиовизуальные ресурсы (презентации, учебные фильмы); документ–камеры; учебные электронные приборы и т.д. Стало возможным дистанционное обучение. Старшеклассники получают профильное образование. Дети уже в начальной школе владеют азами программирования, обучаются робототехнике, осваивают 3 D- принтеры, получают первичные навыки проведения научных экспериментов и т.д. При всем при этом результаты обучения не одинаковы. Так значит дело не в предоставлении одинаковых технических возможностей. Бытует мнение, что результаты обучения, зачастую зависят от местоположения, образовательного учреждения и соответственно от специфики и особенностей контингента самих обучающихся, так называемый региональный фактор. Поэтому и возникают такие понятия, как «интеллектуальный разрыв» и «цифровой разрыв» (цифровое неравенство). Причинами подобных явлений, чаще всего являются: социальная дифференциация (возникающая из-за уровня занятости и доходов населения) и разные возможности использования новейших информационно-компьютерных технологий разными группами населения.Учащиеся городских школ получают большие возможности для расширения кругозора. У детей, обучающихся в школах мегаполисов, более сформировано перспективное мышление. Они имеют широкий спектр возможностей получения дополнительного образования. Мотивация на получение необходимых знаний выше и результативность соответственно возрастает. Здесь стоит обратиться к истории. Есть много великих имен, которым место проживания, условия обучения, совершенно не мешали добиваться высоких результатов и признания. Одним из ярких примеров можно считать Михаила Васильевича Ломоносова. Он обучался одним единственным учителем, который являлся дьячком местной церкви и домашняя обстановка с постоянными ссорами с мачехой из-за страсти к чтению никак не благоприятствовала занятию учебой. Многие наши земляки-воронежцы получали образование в уездных гимназиях и духовных училищах, оснащенных лишь учебниками, мелом и доской. Например: русские живописцы Александр Васильевич Куприн и Иван Николаевич Крамской; основоположник нейрохирургии Николай Нилович Бурденко. Все эти великие люди смогли добиться больших успехов, лишь благодаря, собственной страсти, упорству, стараниям и решительности. Поэт Иван Саввич Никитин всегда занимался самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей. Хотя пьянство и буйный характер отца, привели семью к разорению и вынудили Ивана бросить семинарию. Конечно, выравнивать стартовые условия необходимо, дабы дети имели равные условия для развития своих способностей, но куда важнее создание психологически комфортной обстановки для полноценного обучения и развития. Педагогика это не только наука, но и искусство призванное помочь каждому ребенку, оценить перспективы своих возможностей, поверить в себя, найти свое призвание в жизни, определиться с будущей профессией.
Достичь максимально положительных результатов в образовании не возможно, на мой взгляд, без продуктивного сотрудничества, конструктивного диалога учитель–ученик–родитель и понимании того, что полноценное образование не возможно, прежде всего, без взаимопонимания и взаимоуважения.