Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Пояснительная записка к презентации
Открытый урок по теме: Сравнение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.
Цели по содержанию:
- обучающие:
1. Познакомить учащихся с правилами сравнения обыкновенных дробей.
2. Научить учащихся формулировать данные правила и применять их на практике.
3. Моделировать с помощью координатной прямой геометрическую интерпретацию отношения «больше - меньше»
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
- воспитательные: развивать познавательный интерес, навыки взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: изучение нового материала.
Образовательные технологии: технология критического мышления (на этапе открытия новых знаний), обучение в сотрудничестве (работа в парах), здоровье сберегающая технология (применена на этапе физкультминутка, а также на подготовительном этапе).
Ход урока:
I.Организационный момент – 3 минуты.
Девиз урока:”Добывай знания сам!” Отправляемся в экспедицию, а для этого проверим готовность. Ведь чтобы новых знаний набраться, надо на старые опираться!
II.Устные упражнения (5 минут):
А) Прочтите дроби:1/8,1/4,3/8,4/6,1/2,2/8,1/3,2/100,5/60(Слайд 3)
Б) Дробь 2/5.Назовите числитель и знаменатель этой дроби.(Слайд 2)
В) Какая часть фигуры заштрихована? (Слайд 4)
Г) Укажите координату мигающей точки. (Слайд 5)
III. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала (5 минут)
Посмотрим, ребята, какой багаж знаний возьмет в дорогу каждый из вас?
1.У вас на столах лежат путевые листы с заданиями. На слайде (№6) изображены две фигуры. Нужно определить, какая часть каждой фигуры закрашена красным, какая зеленым, какая часть красным и зеленым вместе, а какая желтым. Заполнить таблицу.
Вопросы: Где в жизни мы встречаемся сразу с тремя названными цветами? Что означает каждый цвет?
Класс выполняет самостоятельную работу на листочках. Тем временем двое у доски выполняют индивидуальные задания по карточке.
Приложение 1.
Вариант 1.
Укажите дробью часть фигуры, закрашенную |
||
А |
В |
|
Красным цветом |
||
Зеленым цветом |
||
Зеленым и красным цветами |
||
Желтым цветом |
-
2.Индивидуальные задания.
1 ученик: На доске начерчены 4 равных прямоугольника. Закрасить половину первого, две четверти второго, три шестых третьего и шесть двенадцатых четвертого, начиная с левого края. Записать дроби рядом с прямоугольниками.
2 ученик: Начертить на доске координатный луч. Отметить точки с координатами А(3), О(0), В(7), Е(1), С(10). Отметьте точки , которые удалены от точки В на два единичных отрезка, обозначьте и найдите их координаты. Запишите на доске, какие точки лежат:
а) левее точки В:
б) правее точки В:
Сформулируйте правило сравнения натуральных чисел с помощью координатного луча.
IV. Открытие детьми нового знания (18 минут).
И так, проверим, что каждый из вас возьмет в путь? Не забыли девиз нашей экспедиции?
Открываем тетради и записываем дату и тему.
1. Проверим, как класс справился с заполнением путевых листов.
Беседа с классом (учитель задаёт вопросы и записывает ответы на доске, учащиеся ведут такие же записи в тетрадях).
. (Слайд 6)
1) Как называется фигура А?
На сколько равных долей разбит прямоугольник?
Какая его часть закрашена красным цветом, зеленым цветом, желтым цветом?
Какая часть фигуры больше: та, что закрашена красным цветом или та, что зеленым?
Что можно сказать о дробях и ? Запишите это неравенство в тетрадь.
Какая из дробей больше или ? Запишите. >.
Посмотрите на рисунок и скажите “Какая же из дробей с одинаковыми знаменателями больше?” Та дробь, которая показывает большую долю фигуры.
Посмотрим, как работает наше правило в других случаях?
2) Как называется фигура В?
На сколько долей разбит круг?
Какие дроби вы получили, выполняя задание?
Можно ли сказать, что дроби и равны? Запишите равенство.
А дробь больше дроби ? Почему? Взято больше долей. Запишите неравенство.
Вопрос учителя классу: есть ли ещё равные дроби? Запишите в тетрадь самостоятельно.
2. Что взял с собой в дорогу 1 ученик?
Ученик выходит к доске и объясняет, как он выполнил задание, какие дроби он записал.
Ученики должны заметить, что все заштрихованные части занимают половины прямоугольников. Так как прямоугольники равны, то и дроби равны. Записываем в тетрадь : задача №1.
Учитель на доске, а ученики в тетради записывают: 2/4=1/2, 3/6=1/2, 6/12=1/2, 3/6=6/12.
3. Что взял с собой в дорогу 2 ученик?
К доске выходит любой ученик из класса и проверяет задание с координатным лучом по карточке-заданию. Учитель стирает 0 у точки С (1), ученик записывает новые координаты точек.
Ученик, который выполнял задание на доске, устно формулирует правило сравнения натуральных чисел с помощью координатного луча.
Задание учащимся класса: записать в тетрадь точки с новыми координатами, которые лежат
а) левее точки В:
б) правее точки В:
Какая точка имеет координату равную 1/2? Изобразите ее на нашем луче.
Сформулируйте сами правило сравнения дробей с помощью координатного луча.
V. Физкультминутка (3 минуты)
1. Упражнение для глаз (влево смотрим, вправо, вверх, вниз - 3 раза)
2. “Кулачки”
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сжимаем, сжимаем,
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхали ваши пальчики.
3. Учитель показывает выражения на слайдах №№10,11,12,13,14,15. Быстро и громко читает их. Если выражение “верно”, то дети поднимают руки вверх, если нет, то вытягивают перед собой:
а) 6/10 > 3/10,
б) 3/10 > 1,
в) 8/14 > 0,
г) 5/10 < 1/2,
д) А(2/12) лежит левее В (7/12),
е) С(2/5) правее Д(4/10)
VI. Закрепление нового материала (5 минут).
Откройте учебники на стр. 146 учебника, прочитайте оба правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
Вопрос: совпадают ли правила в учебнике с нашими открытиями?
Резерв. Продолжаем дальше получать новые знания, теперь уже по учебнику: №940(устно),№ 945 (в тетради).
VII. Проверка полученных знаний (5 минут)
Наша математическая экспедиция подходит к концу. Мы стоим у подножия высокой горы, название которой “Дроби”. Нам предстоит трудное восхождение. Для того чтобы проверить, как мы научились сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, проведем мини-тестирование. Тесты на столах
Правильность выполнения проверяется с помощью таблиц (слайд 12).
Результаты заносим в таблицу на путевых листах. Взаимопроверка: каждый проверяет работу соседа и подчеркивает ошибки. Без ошибок - оценка “5”одна ошибка- “4”, две ошибки-“3”, три и больше-“2”.
I вариант
1. |
Что показывает знаменатель дроби? |
А). Знаменатель дроби показывает, на сколько равных долей делят предмет. В). Знаменатель дроби показывает, сколько равных долей предмета взято. |
2. |
Сравните дроби и |
А). > В). < С). = |
3. |
Выберите верную запись |
А). > В). = С). < |
4. |
Какое число лежит на координатном луче правее других? 1, или |
А). В). С). 1 |
5. |
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой |
А) меньше числитель В) больше числитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
-----------------------------------------линия разреза----------------------------------------------------------
II Вариант
1. |
Что показывает числитель дроби? |
А) Числитель дроби показывает, на сколько равных долей делят предмет. В) Числитель показывает, сколько равных долей предмета взято. |
2. |
Сравните дроби и |
А). > В). < С). = |
3. |
Выберите верную запись |
А). > В). < С). = |
4. |
Какое число лежит на координатном луче левее других? , , 1 |
А). В). С). 1 |
5. |
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой |
А) меньше числитель В) больше числитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
VIII. Итог урока(2 минуты).
1. Повторить ещё раз, чем занимались на уроке.
2. Выставить отметки за работу в экспедиции.
IX. Домашнее задание: № 965,№966,№969