Конспект урока «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями», 5 класс
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока
Учитель: Дыга Светлана Радиковна
Дата: 28.01.2015
Предмет: математика
Класс: 5в
Тема: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Цель: закрепить умения и навыки по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей".
Задачи:
1. Образовательная: закрепить навыки складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, решать уравнения и текстовые задачи, в которых используются сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
2. Развивающая: формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
3. Воспитательная: развивать готовность к саморазвитию, формировать умение объективно оценивать свой труд.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
Форма урока: урок-сказка.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
 
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Вы хотели бы сегодня
В сказку заглянуть?
Ученики: Да?!
Учитель: Тогда смелее в путь!
2. Актуализация знаний.
Учитель: А чтобы узнать, в какую сказку мы попадем, необходимо разгадать ее название, которое зашифровано в примерах.
| 
 | 
 | Е | 
| 
 | 
 | |
| 
 | 
 | А | 
| 
 | 
 | |
| 
 | 
 | П | 
| 
 | 
 | |
| 
 | 
 | |
| 
 | 
 | К | 
| 
 | 
 | |
| 
 | 
 | Р | 
Составьте из букв название сказки.
Ученики: "Репка"
Учитель: Правильно, это сказка "Репка".
3. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: С какими числами мы работаем с вами на протяжении уже нескольких уроков?
Ученики: С обыкновенными дробями.
Учитель: Какие действия мы научились с ними выполнять?
Ученики: Сложение и вычитание.
Учитель: Поэтому какую темы мы с вами продолжаем изучать?
Ученики: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Учитель: Сегодня у нас последний урок по этой теме, поэтому какие мы можем поставить перед собой цели?
Ученики: Повторить сложение и вычитание дробей, закрепить эту тему, а также проверить как мы ее усвоили.
Учитель: Правильно.
4. Реализация целеполагания.
Учитель: Посадил Дед Репку,
Но засела она крепко.
Дед за Репку тянет - тянет
Пот струёй со лба бежит:
Репка вдруг и говорит.
Ученик-репка: Ты, Дедуля, не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Быстрый очень ты какой.
Вот тебе наказ такой:
Ты устал и отдохни
И задание реши.
Учитель: Ребята, давайте поможем решить задание нашему Деду.
Задание №1. Вставить пропущенные слова.
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – _______________, знайте,
Под чертою – _______________.
Дробь такую, непременно,
Надо звать _________________.
Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется __________________.
Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется ______________________.
Ответы: числитель, знаменатель, обыкновенной, знаменатель, числитель.
(фронтальная проверка)
Учитель: Вот решили! Ну, за дело!
Ученик-дедка: Что-то Репка крепко села!
Позову-ка Бабку я.
Вмиг управимся тогда.
Учитель: Бабка, Бабка - помоги,
Репку вытащить беги.
Не простая это Репка
И засела она крепко.
Пот опять струёй бежит
Репка Бабке говорит:
Ученик-репка: Ты, Бабуля, не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с Дедом ты садись,
За задание берись.
Задание №2. Решить задачу. В полном мешке было 48 кг картофеля. В первый день израсходовали  мешка картофеля, во второй день - на
 мешка картофеля, во второй день - на  мешка меньше, чем в первый день. Сколько килограммов картофеля израсходовано за эти два дня? И сколько килограммов картофеля осталось в мешке? (решение задачи оформляется в маршрутном листе, проверяется фронтально с места, краткая запись делается на доске)
 мешка меньше, чем в первый день. Сколько килограммов картофеля израсходовано за эти два дня? И сколько килограммов картофеля осталось в мешке? (решение задачи оформляется в маршрутном листе, проверяется фронтально с места, краткая запись делается на доске)

 1 - ? кг,
1 - ? кг,  мешка ?
 мешка ?
2 - ? кг, на  мешка <
 мешка <
Всего - 48 кг
1 способ.
1)  (мешка) - за второй день.
(мешка) - за второй день.
2)  (мешка) - за два дня.
 (мешка) - за два дня.
3) 48:12*9=36 (кг) - за два дня.
4) 48-36=12 (кг) - осталось в мешке.
Ответ: 36 кг израсходовано, 12 кг осталось.
2 способ.
1) 48:12*5=20 (кг) - за первый день.
2) 48:12*1=4 (кг) - на столько меньше во второй день.
3) 20-4=16 (кг) - во второй день.
4) 16+20=36 (кг) - за два дня.
5) 48-36=12 (кг) - осталось.
Ответ: 36 кг израсходовано, 12 кг осталось.
3 способ.
1)  (мешка) - за два дня.
 (мешка) - за два дня.
2) 48:12*9=36 (кг) - за два дня.
3) 48-36=12 (кг) - осталось в мешке.
Ответ: 36 кг израсходовано, 12 кг осталось.
Ученик-бабка: Не могу.
Лучше Внучку позову.
Внучка, Внучка! Выручай!
Бабке с Дедом помогай!
Учитель: Пот опять струёй бежит,
Репка Внучке говорит:
Ученик-репка: Внучка, Внучка не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с Бабушкой садись,
За задание берись.
Задание №3. Найти значение выражения.
а) 
б) 
в) 
г) 
(решение оформляется в маршрутном листе, проверяется самостоятельно по слайду)
а) 
б) 
в) 
г) 
5. Физминутка.
Ученик-внучка: Не могу.
Лучше Жучку позову.
Жучка, Жучка, выручай!
Нам скорее помогай!
Учитель: Пот опять струёй бежит,
Репка Жучке говорит:
Ученик-репка: Жучка, Жучка не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с нами ты вставай,
Физминутку начинай.
6. Закрепление изученного материала.
Ученик-жучка: Не могу.
Лучше Кошку позову.
Мурка, Мурка, выручай!
Нам скорее помогай!
Учитель: Пот опять струёй бежит,
Репка Мурке говорит:
Ученик-репка: Мурка, Мурка не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с Жучкою садись,
За задание берись.
Задание №4. Решить уравнения. (решение самостоятельно оформляется в маршрутных листах, затем производится взаимопроверка)
| 1 вариант | 2вариант | 
| 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
Ответы:
| 1 вариант | 2вариант | 
| 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
| 
 | 
 | 
7. Домашнее задание.
Индивидуальные карточки.

8. Самостоятельная работа.
Ученик-кошка: Не могу.
Лучше Мышку позову.
Мышка, Мышка, выручай!
Нам скорее помогай!
Учитель: Пот опять струёй бежит,
Репка Мышке говорит:
Ученик-репка: Мышка, Мышка не спеши,
Лучше силы береги.
Рядом с Муркою садись,
За задание берись.
Учитель: Чтоб работа закипела
Вот теперь берись за дело.
Дед и Бабка, Внучка с Жучкой,
Кошка с Мышкой встали дружно.
Друг за друга ухватились,
Поднатужились и вот:
Репка из земли идёт.
Я попрошу репку занять свое рабочее место и мы приступим к самостоятельной работе.
| 1 вариант | 2 вариант | 
| 1. Вычислить: а)  б)  2. Решить уравнение: 
 3. Решить задачу: Расстояние от города до села, равное 32 км, велосипедист проехал за 3 часа. За первый час он проехал  | 1. Вычислить: а)  б)  2. Решить уравнение: 
 3. Решить задачу: За три дня было продано 800 кг репы. В первый день было продано  | 
Учитель: Славно все вы потрудились!
Все старались, не ленились.
Всех мы вас благодарим.
И СПАСИБО говорим!
9. Итог урока.
Учитель: Наш урок подходит к концу, поэтому мы подведем итог урока. Итак, какую цель мы ставили?
Ученики: Повторить сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, закрепить эту тему, а также проверить как мы ее усвоили.
Учитель: Скажите, добились ли мы этой цели?
Ученики: Да.
Учитель: Оценки за сегодняшний урок вы узнаете на следующем уроке, когда я проверю ваши индивидуальные маршрутные листы.
10. Рефлексия.
Репка настроения.
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат по три репки, которыми вы можете выразить свои эмоции после урока.
- я доволен(на) собой на уроке, у меня все получалось;
- я не совсем доволен(на) собой на уроке, у меня многое получалось, но мне есть к чему стремиться;
- я не доволен(на) собой, у меня ничего не получалось;
Всем спасибо за урок. До свидания.
 
                                    






































 этого расстояния, за второй час
 этого расстояния, за второй час  этого расстояния. Сколько километров велосипедист проехал за третий час.
 этого расстояния. Сколько километров велосипедист проехал за третий час.


 , а во второй день
 , а во второй день  этой репы. Сколько килограммов репы было продано в третий день?
 этой репы. Сколько килограммов репы было продано в третий день?














 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                         
                         
                         
                         
                        