Конспект урока «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями», 5 класс
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока
Учитель: Дыга Светлана Радиковна
Дата: 28.01.2015
Предмет: математика
Класс: 5в
Тема: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Цель: закрепить умения и навыки по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей".
Задачи:
1. Образовательная: закрепить навыки складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, решать уравнения и текстовые задачи, в которых используются сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
2. Развивающая: формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
3. Воспитательная: развивать готовность к саморазвитию, формировать умение объективно оценивать свой труд.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.
Форма урока: урок-сказка.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Вы хотели бы сегодня
В сказку заглянуть?
Ученики: Да?!
Учитель: Тогда смелее в путь!
2. Актуализация знаний.
Учитель: А чтобы узнать, в какую сказку мы попадем, необходимо разгадать ее название, которое зашифровано в примерах.
Е |
||
А |
||
П |
||
К |
||
Р |
Составьте из букв название сказки.
Ученики: "Репка"
Учитель: Правильно, это сказка "Репка".
3. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: С какими числами мы работаем с вами на протяжении уже нескольких уроков?
Ученики: С обыкновенными дробями.
Учитель: Какие действия мы научились с ними выполнять?
Ученики: Сложение и вычитание.
Учитель: Поэтому какую темы мы с вами продолжаем изучать?
Ученики: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Учитель: Сегодня у нас последний урок по этой теме, поэтому какие мы можем поставить перед собой цели?
Ученики: Повторить сложение и вычитание дробей, закрепить эту тему, а также проверить как мы ее усвоили.
Учитель: Правильно.
4. Реализация целеполагания.
Учитель: Посадил Дед Репку,
Но засела она крепко.
Дед за Репку тянет - тянет
Пот струёй со лба бежит:
Репка вдруг и говорит.
Ученик-репка: Ты, Дедуля, не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Быстрый очень ты какой.
Вот тебе наказ такой:
Ты устал и отдохни
И задание реши.
Учитель: Ребята, давайте поможем решить задание нашему Деду.
Задание №1. Вставить пропущенные слова.
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – _______________, знайте,
Под чертою – _______________.
Дробь такую, непременно,
Надо звать _________________.
Число, которое показывает, на сколько равных частей разделили целое, называется __________________.
Число, которое показывает, сколько равных частей взято, называется ______________________.
Ответы: числитель, знаменатель, обыкновенной, знаменатель, числитель.
(фронтальная проверка)
Учитель: Вот решили! Ну, за дело!
Ученик-дедка: Что-то Репка крепко села!
Позову-ка Бабку я.
Вмиг управимся тогда.
Учитель: Бабка, Бабка - помоги,
Репку вытащить беги.
Не простая это Репка
И засела она крепко.
Пот опять струёй бежит
Репка Бабке говорит:
Ученик-репка: Ты, Бабуля, не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с Дедом ты садись,
За задание берись.
Задание №2. Решить задачу. В полном мешке было 48 кг картофеля. В первый день израсходовали мешка картофеля, во второй день - на мешка меньше, чем в первый день. Сколько килограммов картофеля израсходовано за эти два дня? И сколько килограммов картофеля осталось в мешке? (решение задачи оформляется в маршрутном листе, проверяется фронтально с места, краткая запись делается на доске)
1 - ? кг, мешка ?
2 - ? кг, на мешка <
Всего - 48 кг
1 способ.
1) (мешка) - за второй день.
2) (мешка) - за два дня.
3) 48:12*9=36 (кг) - за два дня.
4) 48-36=12 (кг) - осталось в мешке.
Ответ: 36 кг израсходовано, 12 кг осталось.
2 способ.
1) 48:12*5=20 (кг) - за первый день.
2) 48:12*1=4 (кг) - на столько меньше во второй день.
3) 20-4=16 (кг) - во второй день.
4) 16+20=36 (кг) - за два дня.
5) 48-36=12 (кг) - осталось.
Ответ: 36 кг израсходовано, 12 кг осталось.
3 способ.
1) (мешка) - за два дня.
2) 48:12*9=36 (кг) - за два дня.
3) 48-36=12 (кг) - осталось в мешке.
Ответ: 36 кг израсходовано, 12 кг осталось.
Ученик-бабка: Не могу.
Лучше Внучку позову.
Внучка, Внучка! Выручай!
Бабке с Дедом помогай!
Учитель: Пот опять струёй бежит,
Репка Внучке говорит:
Ученик-репка: Внучка, Внучка не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с Бабушкой садись,
За задание берись.
Задание №3. Найти значение выражения.
а)
б)
в)
г)
(решение оформляется в маршрутном листе, проверяется самостоятельно по слайду)
а)
б)
в)
г)
5. Физминутка.
Ученик-внучка: Не могу.
Лучше Жучку позову.
Жучка, Жучка, выручай!
Нам скорее помогай!
Учитель: Пот опять струёй бежит,
Репка Жучке говорит:
Ученик-репка: Жучка, Жучка не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с нами ты вставай,
Физминутку начинай.
6. Закрепление изученного материала.
Ученик-жучка: Не могу.
Лучше Кошку позову.
Мурка, Мурка, выручай!
Нам скорее помогай!
Учитель: Пот опять струёй бежит,
Репка Мурке говорит:
Ученик-репка: Мурка, Мурка не спеши,
Лучше силы береги.
Видишь, я какого роста?
Вытянуть меня непросто!
Рядом с Жучкою садись,
За задание берись.
Задание №4. Решить уравнения. (решение самостоятельно оформляется в маршрутных листах, затем производится взаимопроверка)
1 вариант |
2вариант |
Ответы:
1 вариант |
2вариант |
7. Домашнее задание.
Индивидуальные карточки.
8. Самостоятельная работа.
Ученик-кошка: Не могу.
Лучше Мышку позову.
Мышка, Мышка, выручай!
Нам скорее помогай!
Учитель: Пот опять струёй бежит,
Репка Мышке говорит:
Ученик-репка: Мышка, Мышка не спеши,
Лучше силы береги.
Рядом с Муркою садись,
За задание берись.
Учитель: Чтоб работа закипела
Вот теперь берись за дело.
Дед и Бабка, Внучка с Жучкой,
Кошка с Мышкой встали дружно.
Друг за друга ухватились,
Поднатужились и вот:
Репка из земли идёт.
Я попрошу репку занять свое рабочее место и мы приступим к самостоятельной работе.
1 вариант |
2 вариант |
1. Вычислить: а) б) 2. Решить уравнение: 3. Решить задачу: Расстояние от города до села, равное 32 км, велосипедист проехал за 3 часа. За первый час он проехал этого расстояния, за второй час этого расстояния. Сколько километров велосипедист проехал за третий час. |
1. Вычислить: а) б) 2. Решить уравнение: 3. Решить задачу: За три дня было продано 800 кг репы. В первый день было продано , а во второй день этой репы. Сколько килограммов репы было продано в третий день? |
Учитель: Славно все вы потрудились!
Все старались, не ленились.
Всех мы вас благодарим.
И СПАСИБО говорим!
9. Итог урока.
Учитель: Наш урок подходит к концу, поэтому мы подведем итог урока. Итак, какую цель мы ставили?
Ученики: Повторить сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, закрепить эту тему, а также проверить как мы ее усвоили.
Учитель: Скажите, добились ли мы этой цели?
Ученики: Да.
Учитель: Оценки за сегодняшний урок вы узнаете на следующем уроке, когда я проверю ваши индивидуальные маршрутные листы.
10. Рефлексия.
Репка настроения.
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат по три репки, которыми вы можете выразить свои эмоции после урока.
- я доволен(на) собой на уроке, у меня все получалось;
- я не совсем доволен(на) собой на уроке, у меня многое получалось, но мне есть к чему стремиться;
- я не доволен(на) собой, у меня ничего не получалось;
Всем спасибо за урок. До свидания.