Технологическая карта урока ИЗО «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Япония» (4 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 4.
Учитель: Танклаева Виктория Евгеньевна
Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Япония».
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Дать представление об художественной культуре Японии, познакомить учащихся с архитектурой и своеобразной культурой Японии. Усвоение новых знаний и способов действий.
Задачи урока:
Дидактические:
Формировать понятие «Страна восходящего солнца», «Сад камней», «Пагода», а так же возможность расшить свои представления о культуре Японии.
Формирование учение изображать природу японского края на альбомном листе.
Развивающие:
Формировать умение определять учебную задачу, планировать свои действия.
Формировать умения выявлять существенные признаки при анализе объектов, устанавливать причинно-следственные связи.
Формировать умение владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к изучению темы: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Япония»
Воспитывать основы чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой.
2. Формировать способность самооценки на основе критерия успешности.
Планируемые результаты:
Личностные:
Будет сформирован интерес к изучении темы: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии».
Основы чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой.
Самооценка на основе критерия успешности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Научатся определять учебную задачу, принимать и сохранять учебную задачу.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД: Научаться выявлять существенные признаки при анализе объектов. Научаться устанавливать
причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: Научатся владеть диалогической речью. Слушать и понимать речь других.
Предметные: Научатся объяснять, что такое «Страна восходящего солнца», «Сад камней», «Пагода».
Получат возможность расшить свои представления о культуре Япония. Научатся изображать красоту Японской
природы на альбомных листах.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1.Мотивация к учебной деятельности | Словесный (рассказ, беседа) | - Здравствуйте, сегодня урок ИЗО проведу у вас я. На столах у вас должен лежать пенал, альбомный лист, гуашь, кисточки и баночка с водой. - Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую иногда называют очень странно – “Страна – наоборот”. И для этого у нее есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а главным символом этой страны является цветущая весной сакура. – О какой стране идет речь? Вы догадались? Да, вы правы. Удивительный сосед есть у России на востоке – это Япония.
| Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя. - Япония | Получат возможность расшить свои представления о культуре Япония. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. | Будет сформирован интерес к изучению темы: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Япония» |
2.Актуализация знаний. | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (презентация) Частично-поисковый (анализ) | - Ребята, а что вы знаете о Японии? - Верно, вы все правильно назвали. Она называлась когда-то И звучно, и кратко – Ямато. Теперь во всем мире зовётся Страной восходящего солнца. Считается, что первыми на Земле рассвет нового дня встречают японцы - именно поэтому Японию называют «страной восходящего солнца». «Ямато» также переводиться как «Путь гор» - Японцы обожали красоту своей природы. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, красоту деталей. Существует традиция любования, молитвенного созерцания природной красоты. Отсюда и особый характер построения японских садов. - Японцы создавали множество садом и самый необычный из них – сад камней. На площадке из белого гравия, уложенного волнистыми рядами, размещены разной величины камни. Посетитель, взглядом переходя от камня к камню, уходит мысленно от суеты и дел. - Самые большие сады делают вокруг храмов. Кто-нибудь знает, как называется японский храм? - Верно, здание японского храма называется пагода. Особенность крыши у пагоды – это приподнятые кверху концы. Пагода не имеет стен, только легкие сквозные ширмы, а внутри домика почти нет мебели. - Ребята, мы с вами поговорили о красоте японского сада. Какую цель урока мы можем поставить перед собой? | Рассказывают о Японии: -страна высоких технологий; -Токио – столица Японии; -Сакура – символ Японии -Иероглифы – это японские буквы Слушают учителя. Слушают учителя. Пагода. Слушают учителя. Цель: Изобразить пейзаж японского сада. | Научатся объяснять, что такое «Страна восходящего солнца», «Сад камней», «Пагода». Получат возможность расшить свои представления о культуре Япония. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Научатся владеть диалогической речью. Познавательные: Научаться устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: Научатся определять учебную задачу, принимать и сохранять учебную задачу. | Основы чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой. |
3.Проблемное объяснение. | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | - А что такое пейзаж? - Правильно, сегодня мы нарисуем с вами японский пейзаж, а именно великие японские сады. (Приложение 1) - Что изображено на рисунке? - Верно. Все ли из этого мы умеем рисовать? - Сейчас мы вместе с вами научимся рисовать пагоду. (Приложение 2) (Описание рисунка) | - Изображение природы. Рассматривают рисунок. -Горы, сакура, пагода, трава и т.д. - Нет, мы не умеем рисовать пагоду. Рассматривают построение рисунка пагоды. Внимательно слушают учителя. | Получат возможность расшить свои представления о культуре Япония. Научатся изображать природу японского края на альбомном листе. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Научатся владеть диалогической речью. Познавательные: Научаться выявлять существенные признаки при анализе объектов | Основы чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой. |
4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | - Теперь мы с вами умеем рисовать все элементы и можем нарисовать наш пейзаж полностью. 1. Возьмите альбомный лист и положите его вертикально. 2. Нарисуйте линию горизонта. Если вы хотите показать красоту японских гор, то линия горизонта должна быть чуть ниже середины, а если вы решили показать наипрекраснейшие красоты сада, деревьев, ручейков, то линия горизонта будет чуть выше. 3. После того, как мы обозначили горизонт начинаем рисовать дальний план, а именно горы. 4. Теперь мы переходим к нашей пагоде. Как ее рисовать мы обсуждали ранее. 5. После пагоды мы можем нарисовать сакуру, речку, камни. Вообще все что угодно. (Приложение 3) | Слушают учителя. Внимательно слушают учителя. | Научатся изображать природу японского края на альбомном листе. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Познавательные: Научаться выявлять существенные признаки при анализе объектов Научаться устанавливать причинно-следственные связи. | |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | Теперь можете выполнять работу на листочках. | Выполняют практическую работу. | | Познавательные: Научаться устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | |
6.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | Давайте повесим наши рисунки на доску и полюбуемся! - Ребята, в какое путешествие мы с вами сегодня отправились? - О каком японском храме мы сегодня поговорили? - А какой необычный сад есть в Японии? | - В путешествие по Японии. - Пагода - Сад камней. | Получат возможность расшить свои представления о культуре Япония. Научатся объяснять, что такое «Страна восходящего солнца», «Сад камней», «Пагода». | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Научатся владеть диалогической речью. | Самооценка на основе критерия успешности. |
7.Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (карточки) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | Ребята, если урок вам понравился, вы узнали много нового - нарисуйте добрый смайлик. Если было не очень интересно и было что-то не понятно – нейтральный смайлик. Если же было не интересно и ничего не понравилось – грустный. Сдайте листочки мне. - Большое спасибо вам за урок! До свидания! | Оценивают себя. Прощаются с учителем. | | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. | Самооценка на основе критерия успешности. |
8.Мотивация к учебной деятельности | Словесный (рассказ, беседа) | - Здравствуйте, сегодня урок ИЗО проведу у вас я, Ольга Валерьевна. На столах у вас должен лежать пинал, альбомный лист, гуашь, кисточки и баночка с водой. - Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую иногда называют очень странно – “Страна – наоборот”. И для этого у нее есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а главным символом этой страны является цветущая весной сакура. – О какой стране идет речь? Вы догадались? Да, вы правы. Удивительный сосед есть у России на востоке – это Япония.
| Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Слушают учителя. - Япония | Получат возможность расшить свои представления о культуре Япония. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. | Будет сформирован интерес к изучению темы: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Япония» |
9.Актуализация знаний. | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (презентация) Частично-поисковый (анализ) | - Ребята, а что вы знаете о Японии? - Верно, вы все правильно назвали. Она называлась когда-то И звучно, и кратко – Ямато. Теперь во всем мире зовётся Страной восходящего солнца. Считается, что первыми на Земле рассвет нового дня встречают японцы - именно поэтому Японию называют «страной восходящего солнца». «Ямато» также переводиться как «Путь гор» - Японцы обожали красоту своей природы. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, красоту деталей. Существует традиция любования, молитвенного созерцания природной красоты. Отсюда и особый характер построения японских садов. - Японцы создавали множество садом и самый необычный из них – сад камней. На площадке из белого гравия, уложенного волнистыми рядами, размещены разной величины камни. Посетитель, взглядом переходя от камня к камню, уходит мысленно от суеты и дел. - Самые большие сады делают вокруг храмов. Кто-нибудь знает, как называется японский храм? - Верно, здание японского храма называется пагода. Особенность крыши у пагоды – это приподнятые кверху концы. Пагода не имеет стен, только легкие сквозные ширмы, а внутри домика почти нет мебели. - Ребята, мы с вами поговорили о красоте японского сада. Какую цель урока мы можем поставить перед собой? | Рассказывают о Японии: -страна высоких технологий; -Токио – столица Японии; -Сакура – символ Японии -Иероглифы – это японские буквы Слушают учителя. Слушают учителя. Пагода. Слушают учителя. Цель: Изобразить пейзаж японского сада. | Научатся объяснять, что такое «Страна восходящего солнца», «Сад камней», «Пагода». Получат возможность расшить свои представления о культуре Япония. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Научатся владеть диалогической речью. Познавательные: Научаться устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: Научатся определять учебную задачу, принимать и сохранять учебную задачу. | Основы чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой. |
10.Проблемное объяснение. | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | - А что такое пейзаж? - Правильно, сегодня мы нарисуем с вами японский пейзаж, а именно великие японские сады. (Приложение 1) - Что изображено на рисунке? - Верно. Все ли из этого мы умеем рисовать? - Сейчас мы вместе с вами научимся рисовать пагоду. (Приложение 2) (Описание рисунка) | - Изображение природы. Рассматривают рисунок. - Горы, сакура, пагода, трава и т.д. - Нет, мы не умеем рисовать пагоду. Рассматривают построение рисунка пагоды. Внимательно слушают учителя. | Получат возможность расшить свои представления о культуре Япония. Научатся изображать природу японского края на альбомном листе. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Научатся владеть диалогической речью. Познавательные: Научаться выявлять существенные признаки при анализе объектов | Основы чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой художественной культурой. |
11.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | - Теперь мы с вами умеем рисовать все элементы и можем нарисовать наш пейзаж полностью. 1. Возьмите альбомный лист и положите его вертикально. 2. Нарисуйте линию горизонта. Если вы хотите показать красоту японских гор, то линия горизонта должна быть чуть ниже середины, а если вы решили показать наипрекраснейшие красоты сада, деревьев, ручейков, то линия горизонта будет чуть выше. 3. После того, как мы обозначили горизонт начинаем рисовать дальний план, а именно горы. 4. Теперь мы переходим к нашей пагоде. Как ее рисовать мы обсуждали ранее. 5. После пагоды мы можем нарисовать сакуру, речку, камни. Вообще все что угодно. (Приложение 3) | Слушают учителя. Внимательно слушают учителя. | Научатся изображать природу японского края на альбомном листе. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Познавательные: Научаться выявлять существенные признаки при анализе объектов Научаться устанавливать причинно-следственные связи. | |
12.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Словесный (рассказ, беседа) Наглядный (презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | Теперь можете выполнять работу на листочках. | Выполняют практическую работу. | | Познавательные: Научаться устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | |
13.Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | Давайте повесим наши рисунки на доску и полюбуемся! - Ребята, в какое путешествие мы с вами сегодня отправились? - О каком японском храме мы сегодня поговорили? - А какой необычный сад есть в Японии? | - В путешествие по Японии. - Пагода - Сад камней. | Получат возможность расшить свои представления о культуре Япония. Научатся объяснять, что такое «Страна восходящего солнца», «Сад камней», «Пагода». | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Научатся владеть диалогической речью. | Самооценка на основе критерия успешности. |
14.Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (карточки) Частично-поисковый (анализ, объяснение) | Ребята, если урок вам понравился, вы узнали много нового - нарисуйте добрый смайлик. Если было не очень интересно и было что-то не понятно – нейтральный смайлик. Если же было не интересно и ничего не понравилось – грустный. Сдайте листочки мне. - Большое спасибо вам за урок! До свидания! | Оценивают себя. Прощаются с учителем. | | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. | Самооценка на основе критерия успешности. |