Материал к уроку литературы: «Странный человек» Печорин. Анализ главы «Бэла»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: Литература
Тема урока: «Странный человек» Печорин. Анализ главы «Бэла»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
проанализировать главу «Бэла»; дать представление о «странном человеке» Печорине. |
- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия
- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Прогнозируемые результаты
личностные:
- учащиеся получат возможность осознать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности, - выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; - формировать границы собственного знания и «незнания»; |
учить проверять себя;
учить давать оценку своим действиям;
учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения; обобщение. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
учить анализировать и выделять общее;
учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
- понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно; осуществлять выразительное чтение текста;
- иметь представление о «странном человеке» Печорине;
- выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения,
- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций.
- строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.
Дидактические средства: Текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; раздаточный материал (приложение 1, приложение 2).
Оборудование: Учебник, карточки с заданиями для групповой работы .
Цель этапа урока | Описание учебных заданий | Формы работы | Пример(ы) индивидуализации учебных заданий | Формируемые УУД | Формы оценивания и примеры заданий для оценивания | | ||||
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | | |||||||||
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Учитель приветствует обучающихся. Создает эмоционально положительный настрой, мотивирует на предстоящую совместную деятельность. Оценивает готовность учащихся к занятию | Учащиеся проверяют готовность к уроку. | | личностные: проявлять внимание, уважение к окружающим; регулятивные: осуществлять самоконтроль готовности к уроку; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками. | | | ||||
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | | |||||||||
подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | Учитель читает цитату из романа «Герой нашего времени» и просит назвать героя, о котором идет речь. Предлагает поработать с цитатой: найти противоположные по смыслу слова и сделать вывод об особенностях характера Печорина. Задает вопрос: - каким человеком назвал Максим Максимыч Печорина? Предлагает обучающимся сформулировать тему урока. | Учащиеся строят предположения о герое и особенностях его характера. Отвечают на вопрос учителя. Высказывают предположение о теме урока. Записывают тему в тетрадь. | | личностные: формировать границы собственного знания и «незнания»; регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; формулировать тему урока; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы в тексте; - проводить сравнение; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой. | | | ||||
3. Этап выявления места и причины затруднения | | |||||||||
организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднения, осознание то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | Учитель, используя прием «До…», организует работу по актуализации знаний обучающихся. Просит детей ответить письменно на вопрос: - Почему Печорина называют «странным» человеком? | Учащиеся отвечают письменно на вопрос учителя, соотнеся известные и неизвестные факты. | | регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения. коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; предметные: строить письменное высказывание в связи с изучаемой темой. | | | ||||
Этап построения проекта выхода из затруднения | | |||||||||
построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Учитель предлагает ученикам обратиться к тексту и прочитать второй абзац главы «Бэла». Организует диалог с обучающимися, обращаясь к их читательскому и жизненному опыту: - О чем мы только что прочитали? - Зачем автор начинает главу, которая называется «Бэла», с описания картины природы? - Где происходят события? - Вас это не удивляет? - Можем ли мы из прочитанного фрагмента сделать вывод о странном характере Печорина?
| Учитель предлагает обучающимся объединиться в группы. Организует работу групп. Обеспечивает группы раздаточным материалом, определяет круг вопросов для мини-исследований. Обучающиеся работают в группах: распределяют роли; ищут и выделяют необходимую информацию. Делают выводы и записывают их в тетрадь. | | регулятивные: умение определять цель работы и планировать деятельность; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль по результату; коммуникативные: уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; предметные: выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций. | | | ||||
Этап реализации построенного проекта | | |||||||||
построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Учитель предлагает обучающимся объединиться в группы. Организует работу групп. Обеспечивает группы раздаточным материалом, определяет круг вопросов для мини-исследований. | Каждая из групп готовит свое задание: 1 группа выявляет противоречия в характере Печорина; 2 группа рассказывает о взаимоотношениях Печорина и Бэлы; 3 группа - о причинах рас ставания героев; 4 группа повествует о гибели Бэлы. | | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. предметные: выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций. | | | ||||
| ||||||||||
усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Учитель предлагает группам представить результаты работы | Учащиеся участвуют в презентации результатов групп, занимая позицию активного слушателя. | | личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату; отличать верно выполненное задание от неверного; адекватно воспринимать оценку со стороны учителя и других учащихся; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения; умение свободно владеть монологической и диалогической речи | Учащиеся оценивают работу своей группы и других групп | | ||||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | | | | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | ||||||
интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях | Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока: -Итак, мы познакомились с этим необычным героем. Можем ли мы назвать его «странным» человеком? - В чем проявляется его странность? | Учащиеся осуществляют самооценку работы групп. | От каждой группы один учащийся представляет результат работы | личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам; регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату; коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи; предметные: иметь представление о «странном человеке» Печорине. | Оценка работы групп учителем присоединяется к оценке учащихся | | ||||
Этап включения в систему знаний и повторения | | |||||||||
повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний | Учитель организует домашнюю учебную работу. Уточняет и комментирует содержание домашнего задания. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник: - прочитать главу «Максим Максимыч»; найти причины отчуждения Печорина и Максим Максимыча. | | коммуникативные: задавать вопросы на уточнение и прояснение сказанного. | | | ||||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | | |||||||||
самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Учитель организует рефлексию обучающихся по поводу их деятельности на уроке. Обращается к приему «После», предлагает ответить на вопрос: - Как вы теперь ответите на вопрос: почему Печорина называют «странным» человеком? - оправдались ли ваши «ожидания»? - Какую ставили учебную задачу? - Удалось ли ее решить? | Учащиеся осуществляют самооценку работы. | | регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; формировать навыки рефлексии; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: уметь сравнивать, оценивать. | | |
Приложение 1
«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то, и другое будет ложно».
Приложение 2
Группа № 1. Противоречия в характере Печорина.
- Прочитайте фрагмент текста, в котором наиболее полно отражены противоречия в характере Печорина. Сделайте выводы.
- Свои выводы запишите в таблицу.
Группа № 2. Печорин и Бэла: любовь.
- Расскажите о знакомстве Бэлы и Печорина?
- Как Печорин добивался любви девушки? Почему так много усилий он приложил?
- Как вы думаете, Печорин ее любил?
- Приведите цитату; запишите в таблицу.
Группа № 3. Печорин и Бэла: расставание.
- Долго ли длилось счастье наших героев?
- Почему они и дальше не могли быть счастливы?
- Сделайте вывод, запишите в таблицу.
Группа № 4. Гибель Бэлы
- Расскажите о дальнейшей судьбе Бэлы.
- Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы?
- Сделайте вывод, запишите в таблицу.
10
Галина Меркулова