Материал к уроку литературы: «Странный человек» Печорин. Анализ главы «Бэла»

2
1
Материал опубликован 25 May 2023

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: Литература

Тема урока: «Странный человек» Печорин. Анализ главы «Бэла»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:

проанализировать главу «Бэла»; дать представление о «странном человеке» Печорине.


- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия

- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Прогнозируемые результаты

личностные:

- учащиеся получат возможность осознать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности,

- выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

- формировать границы собственного знания и «незнания»;

учить проверять себя;

учить давать оценку своим действиям;

учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения; обобщение.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.




учить анализировать и выделять общее;

учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

- понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно; осуществлять выразительное чтение текста;

- иметь представление о «странном человеке» Печорине;

- выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения,

- интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций.

- строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.





Дидактические средства:  Текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; раздаточный материал (приложение 1, приложение 2).

Оборудование:  Учебник, карточки с заданиями для групповой работы .



Цель этапа

урока

Описание учебных

заданий

Формы работы

Пример(ы) индивидуализации учебных

заданий

Формируемые УУД

Формы оценивания и примеры заданий для оценивания


Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности


выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Учитель приветствует обучающихся. Создает эмоционально положительный настрой, мотивирует на предстоящую совместную деятельность. Оценивает готовность учащихся к занятию


Учащиеся проверяют готовность к уроку.



личностные: проявлять внимание, уважение к окружающим;

регулятивные: осуществлять самоконтроль готовности к уроку;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.



Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии


подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель читает цитату из романа «Герой нашего времени» и просит назвать героя, о котором идет речь.

Предлагает поработать с цитатой: найти противоположные по смыслу слова и сделать вывод об особенностях характера Печорина.

Задает вопрос:

- каким человеком назвал Максим Максимыч Печорина?

Предлагает обучающимся сформулировать тему урока.

Учащиеся строят предположения о герое и особенностях его характера.

Отвечают на вопрос учителя.

Высказывают предположение о теме урока.

Записывают тему в тетрадь.


личностные: формировать границы собственного знания и «незнания»;

регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; формулировать тему урока;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы в тексте;

- проводить сравнение;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в

соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

предметные: строить устные высказывания в связи с изучаемой темой.



3. Этап выявления места и причины затруднения


организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднения, осознание то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Учитель, используя прием «До…», организует работу по актуализации знаний обучающихся.

Просит детей ответить письменно на вопрос:

- Почему Печорина называют «странным» человеком?

Учащиеся отвечают письменно на вопрос учителя, соотнеся известные и неизвестные факты.



регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения.

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

предметные: строить письменное высказывание в связи с изучаемой темой.




Этап построения проекта выхода из затруднения


построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Учитель предлагает ученикам обратиться к тексту и прочитать второй абзац главы «Бэла».

Организует диалог с обучающимися, обращаясь к их читательскому и жизненному опыту:

- О чем мы только что прочитали?

- Зачем автор начинает главу, которая называется «Бэла», с описания картины природы?

- Где происходят события?

- Вас это не удивляет?

- Можем ли мы из прочитанного фрагмента сделать вывод о странном характере Печорина?

Учитель предлагает обучающимся объединиться в группы. Организует работу групп.

Обеспечивает группы раздаточным материалом, определяет круг вопросов для мини-исследований.

Обучающиеся работают в группах: распределяют роли; ищут и выделяют необходимую информацию.

Делают выводы и записывают их в тетрадь.





регулятивные: умение определять цель работы и планировать деятельность; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль по результату;

коммуникативные: уметь отстаивать

собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

предметные: выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения,

интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций.



Этап реализации построенного проекта


построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Учитель предлагает обучающимся объединиться в группы. Организует работу групп.

Обеспечивает группы раздаточным материалом, определяет круг вопросов для мини-исследований.

Каждая из групп готовит свое задание:

1 группа выявляет противоречия в характере Печорина;

2 группа рассказывает о взаимоотношениях Печорина и Бэлы;

3 группа - о причинах рас ставания героев;

4 группа повествует о гибели Бэлы.



познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

предметные: выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения,

интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций.




усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Учитель предлагает группам представить результаты работы


Учащиеся участвуют в презентации результатов групп, занимая позицию активного слушателя.



личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату;

отличать верно выполненное задание от неверного;

адекватно воспринимать оценку со стороны учителя и других учащихся;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения;

умение свободно владеть монологической и диалогической речи



Учащиеся оценивают работу своей группы и других групп


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону




Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока:

-Итак, мы познакомились с этим необычным героем. Можем ли мы назвать его «странным» человеком?

- В чем проявляется его странность?

Учащиеся осуществляют самооценку работы групп.


От каждой группы один учащийся представляет результат работы

личностные: выражать своё отношение к героям, поступкам;

регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату;

коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи;

предметные: иметь представление о «странном человеке» Печорине.

Оценка работы групп учителем присоединяется к оценке учащихся


Этап включения в систему знаний и повторения


повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

Учитель организует домашнюю учебную работу.

Уточняет и комментирует содержание домашнего задания.

Учащиеся записывают домашнее задание

в дневник:

- прочитать главу «Максим Максимыч»; найти причины отчуждения Печорина и Максим Максимыча.


коммуникативные: задавать вопросы на уточнение и прояснение сказанного.




Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Учитель организует рефлексию обучающихся по поводу их деятельности на уроке.

Обращается к приему «После», предлагает ответить на вопрос:

- Как вы теперь ответите на вопрос: почему Печорина называют «странным» человеком?

- оправдались ли ваши «ожидания»?

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ли ее решить?

Учащиеся осуществляют самооценку работы.



регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

формировать навыки рефлексии;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: уметь сравнивать, оценивать.




 





Приложение 1

«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то, и другое будет ложно».



Приложение 2


Группа № 1. Противоречия в характере Печорина.

- Прочитайте фрагмент текста, в котором наиболее полно отражены противоречия в характере Печорина. Сделайте выводы.

- Свои выводы запишите в таблицу.


Группа № 2. Печорин и Бэла: любовь.

- Расскажите о знакомстве Бэлы и Печорина?

- Как Печорин добивался любви девушки? Почему так много усилий он приложил?

- Как вы думаете, Печорин ее любил?

- Приведите цитату; запишите в таблицу.


Группа № 3. Печорин и Бэла: расставание.

- Долго ли длилось счастье наших героев?

- Почему они и дальше не могли быть счастливы?

- Сделайте вывод, запишите в таблицу.


Группа № 4. Гибель Бэлы

- Расскажите о дальнейшей судьбе Бэлы.

- Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы?

- Сделайте вывод, запишите в таблицу.

10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Юлия Валентиновна, спасибо за публикацию.

25 May 2023