Статья на тему «Стратегии эффективного запоминания при изучении биологии»
Топчиева Ирина Владимировна
Учитель биологии высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени В.П. Сергейко станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Краснодарский край, станица Ленинградская
Стратегии эффективного запоминания при изучении биологии
Способность запоминать информацию очень важна для всех. Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.
Мы используем нашу память, чтобы добиться успехов в учебе, повысить эффективность работы, и почти в любой деятельности нашей повседневной жизни.
Ещё в древности мыслители отмечали, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ, на способности обнаружить и сохранить всевозможные связи между объектами. То, что прочно ассоциируется, – запоминается, а то, что не образует достаточно прочных ассоциативных связей, – забывается. К тому же объект, требующий запоминания, должен быть воспринят по возможности всем набором анализаторов запоминающего лица, как яркий и различными способами глубоко прочувствованный ОБРАЗ. Третьим камнем, на котором строится фундамент памяти, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ.
Кроме этих трех обязательных принципов продуктивного запоминания имеются еще несколько вспомогательных: синтез, движение, юмор, воображение, счет, символизм, цветные иллюстрации, эмоциональная окраска образов, гипербола.
Что важно прочувствовать? Множественное бессистемное повторение информации – это непродуктивно.
Предлагаю на ваш суд из опыта работы стратегии эффективного запоминания материала по теме «Молекулярная биология», функции органических веществ. В 9 классе дети с трудом осваивают эти темы, поскольку в начале учебного года ещё не изучают органические вещества, но и в 10 классе эти темы не самые лёгкие.
Для начала привлечём воображение, ассоциацию и эмоциональную окраску. Опишем ситуацию: некоего злодея (можете привести в пример какого-то реального персонажа, я привожу себя) укусила змея, пострадавшему страшно, ноги не слушаются, на теле кровоточащая ранка, змея продолжает злиться, так как охраняет свою кладку. Какие из названных ситуаций имеют отношение к функциям белков? Даём детям пофантазировать, зафиксируем на доске предложения учеников. И только после этого демонстрируем или раздаём таблицу из книги В.Р. Пикеринга «Биология человека в диаграммах».
Пройдём по всем названным пунктам, вернёмся к тем, которые не назвали. Привлекаем мнемотехнику и счёт. Нелепая фраза чудным образом быстро запоминается школьниками, и по ней несложно воспроизвести многочисленные функции белков:
Каждая Девушка Точно Знает Свой Седьмой Этаж
1 2 3 4 5 6 7
Запишем эту фразу, пронумеруем в ней слова, запомним, что у белков не менее 7 функций (а в КИМ чаще всего просят назвать не менее 3-4-х). Начало каждого слова соответствует определенной функции белков: Каталитическая, Двигательная, Транспортная, Защитная, Строительная, Сигнальная и Энергетическая. Расставим эти цифры в своих таблицах. Выясняем, что у белков функций ещё больше, чем в «нелепой фразе», ставим задачу запомнить как можно больше, но не менее семи!
Закрепляем успех! Решаем задания по теме, например:
Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания белков и их значения в организме человека и животных. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) служат основным строительным материалом
2) расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот
3) образуются из аминокислот
4) в печени превращаются в гликоген
5) в качестве ферментов ускоряют химические реакции
Какую функцию выполняют белки в реакциях обмена веществ? Приведите не менее двух примеров функций.
Пройдёт какое-то время, но при необходимости детьми вспомнится эта табличка и фраза, записанная своей рукой.
Список использованной литературы и источников.
1. Пикеринг В.Р. Биология человека в диаграммах/В.Р. Пикеринг; пер с англ. А. Барсуковой. - М.: ООО «Издательство Астрель» 2003
2. bio.1sept.ru