Статья на тему «Экологизация в обучении биологии»

0
0
Материал опубликован 18 November 2015

Учитель биологии  МБОУ «Апастовская

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных

предметов»  Габидуллина Г.К.

 

 

 «Экологизация в обучении биологии».

                                                                   

Введение

 

     Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменения социальной и экономической политики.

     Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся к окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе. При экологизации в обучении биологии необходимо решить следующие задачи:

·        понимание современных проблем окружающей среды;

·        развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека;

·        умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.

     В решении этих задач можно опираться на основные принципы экологического образования:

1.     принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.

2.     принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.

3.     принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.

4.     принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность.

5.     принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

     Многие из этих принципов нельзя полноценно реализовать в рамках урока. Решение задач осуществимо при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы.

 

Исторические предпосылки экологического воспитания

     Воспитание уважительного отношения людей к окружающей природе своими корнями уходит в глубь веков. На заре своей жизни, на Земле человек должен был вести жестокую борьбу за существование, занимаясь собирательством и охотой. Масштаб влияния его на окружающую среду в это время был весьма незначительным, но тем не менее и в этих условиях добывание еды приводило к истощению запасов кормовых растений и наличия животных в местах обитания родовой общины. Позднее пассивная зависимость от сил природы все более уступает место активному влиянию человека на его окружение, развивается  земледелие и скотоводство. Масштаб влияния человека на природу значительно возрастает, и постепенно люди начинают познавать законы природы и изучать отдельные природные явления. Это появилось в период великих географических открытий, когда путешественники изучали новые материки и острова.  Они привозили с собой много новых сведений о природе, жизни людей, новых растения и животных. Все это способствовало появлению и развитию естественных наук: ботаники, зоологии, зоогеографии и т.д. При изучении растений и животных люди постепенно начали обращать внимание на их взаимоотношения и на необходимость заботливого отношения человека к природе.

     Основополагающее значение в области экологических проблем имеют труды известных ученых  XIX – XX  вв. Э. В. Эверсмана,  К. Ф. Рулье,  К. Насыйри,  А. А. Першакова, В.А. Попова и др.  

 

Экологический потенциал предмета биологии

     Формирование ответственного отношения учащихся к природе достигается усвоением научных знаний, практической деятельностью и эмоционально – эстетическим развитием личности. Разработана система содержания экологического образования, охватывающая основные аспекты социальной экологии: естественно – научные, социально – экономические технические, правовые, нравственно – эстетические, которые включены в новые учебные планы.

     Анализ учебных программ по биологии показывает, что вопросам экологии уделено определенное внимание. Экологические понятия вводятся с 5 – го класса при ознакомлении учащихся с взаимосвязью растений с окружающей средой и углубляется в 7 – ом классе при изучении многообразия животных сообществ, дополняются в 8 –ом классе рассмотрением связей организма человека с факторами окружающей среды. 

     Программа представляет широкие возможности для экологического воспитания учащихся, успешному осуществлению которого способствует изучение взаимосвязей организмов со средой обитания, строения и функционирования экологических систем, многообразия видов растений и животных и значения их в природе и жизни человека. Уделяется большое внимание вопросам охраны природы и мерам по охране и оздоровлению окружающей среды с целью сохранения здоровья человека.

     При анализе программы по биологии прослеживаются вопросы нравственного, эстетического, экологического, особенно эколого-нравственного воспитания учащихся. Осуществляется рассмотрение биологических явлений и объектов в свете требований эколого-нравственного воспитания, которое выражается в бережном отношении к природе, соблюдение правил поведения в повседневной жизни и, особенно при проведении экскурсий в природу и в выполнении гигиенических норм и т. д.

   

 В программах по биологии выдвигаются следующие задачи:

- обеспечить экологическое образование и воспитание, формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

     В основных требованиях к знаниям и умениям учащихся 6- х классе сказано, что учащиеся должны знать о мероприятиях по охране и рациональному использованию растений, учащиеся должны уметь: ухаживать за растениями, участвовать в озеленении школы и своей местности, соблюдать правила поведения на природе.

     В теме «Природные сообщества» вопросы экологии рассматриваются комплексно, здесь соблюдается междисциплинарный принцип экологического воспитания. Более   подробно предлагается изучать среду обитания организмов и основные экологические факторы среды.

     Особо выделяется взаимосвязь в природном сообществе и значение природных сообществ в жизни человека, влияние деятельности человека на окружающую природу, закон об охране природы.

     Можно сказать, что с 6-го класса ведется экологизация биологических дисциплин. Естественные предметы логически подводят к обобщенным эколого-нравственным выводам. Но, несмотря на это, при составлении программ необходимо включать лабораторные и практические работы с экологическим содержанием, а также учитывать вопросы охраны окружающей среды при проведении экскурсий в природу.

     В учебнике «Биология» для 6-ых классов под редакцией В.В. Пасечника вопросам охраны природы отводится значительное место. Так, при изучении темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» упоминается необходимость уяснения учащимся значения растения в природе и в жизни человека; так как ботаника также изучает взаимосвязь растения с окружающей природой.

     При освещении темы «Растения и окружающая среда» подробно говорится о значении абиотических факторах экологии. Далее рассматривается влияние деятельности человека на окружающую среду, которая может быть положительной и отрицательной. В конце темы имеются такие вопросы, как : Какое влияние оказывает на природу человек? Для чего создают лесные полосы? Такие вопросы заставляют учащихся думать и самостоятельно искать ответы. В теме «Охрана растений» обращается внимание на создание заповедников, заказников, национальных парков, подчеркивается ,что большую роль в охране редких растений играют ботанические сады, опытные станции и другие учреждения, перечисляются законы по охране окружающей среды приняты в последние годы.

      В учебнике зоологии для 7-ых классов применяется экологических подход  изучения, особое внимание обращается на взаимосвязь организма с окружающей природной средой, на приспособленность животных и определенным факторам среды.

     Тему «Воздействие человека на природные существа» необходимо рассмотреть через призму нравственных аспектов, т. к. по мере совершенствования охотничьего оружья, сельскохозяйственных орудий и средств рыболовства влияние человека на природу растет, человек вторгается в природу, в основном не обдумывая будущих экологических последствий. Ученики узнают о роли «Красной книги», о государственных мерах, направлениях на увеличение численности хозяйственно ценных видов, акклиматизации и реакклиматизации, организации заповедников и заказников и других охраняемых территорий, в которых постоянно или частично запрещено вмешательство человека в природные сообщества.     

     В программе по анатомии, физиологии и гигиене человека вопросы эколого-нравственного воспитания рассматриваются в единстве с нравственно-гигиеническим воспитанием.

     При рассмотрении темы «Дыхание» изучаются вопросы гигиены органов дыхания, вредное влияние курения на органы дыхания и охрана воздушной среды, в теме «Кровь и кровообращение» обращается внимание на вредное влияние курения и употребление алкоголя на сердце и сосуды.

     Каждый раздел учебного предмета биологии способствуют формированию и развитию бережного отношения к природе.

     Экологическое образование не может вестись только в рамках биологической науки, оно должно охватить разные сферы знаний, законы живой природы, науки о внешней среде и социальной науки. Отсюда видно, что экологическое образование и воспитание имеет междисциплинарный характер, тесно оно связано с естественно научными дисциплинами.

 

 

Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе внеурочной работы

      Изучение вопросов охраны окружающей среды на уроках естественнонаучных дисциплин имеет большое значение. В процессе учебной деятельности учащиеся приобретают объем знаний, лежащих в основе понимания задач и мер охраны природы.

     Вместе с тем приобретение учащимися на уроках знаний является лишь предварительным этапом, где учащиеся узнают эколого-нравственные основные понятия и представления которые должны лечь в основу их практической деятельности по эколого-нравственному воспитанию. Именно практическая деятельность подростков имеет огромное значение в эколого-нравственном воспитании, содействуя укреплению и конкретизации знаний, полученных при изучении разделов биологии, способствуя развитию интереса и любви к природе и бережного отношения к ней, выработке у учащихся практических навыков в деле охраны природы.

     Многообразны формы и методы экологического воспитания, учащихся во внеурочное время. Эта работа развертывается на основе добровольности, инициативы, активности и самостоятельной деятельности подростков. Внеурочная работа является как бы логическим продолжением уроков с экологическим содержанием. В данном случае экологическое воспитание учащихся должно идти в единстве и во взаимосвязи с другими воспитательными задачами.

     В проводимых мероприятиях тематика внеурочных работ по экологии не должна быть навязана, а лишь подсказана учителем. Он должен способствовать проявлению инициативы и творчества учащихся, направлять ее, повышать у них чувство ответственности.

     При планировании и проведении внеурочной работы по предметам естествознания необходимо соблюдать следующие педагогические требования: экологическая направленность мероприятий, современность содержания и форм внеурочной работы, учет возрастных, индивидуальных особенностей и интересов учащихся, краеведческую направленность, сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и инициативой учащихся, добровольность, системность и непрерывное развитие внеурочной работы и др.      

     При проведении ролевых игр важно, чтобы ученики участвовали в них  без принуждения, по желанию. Тем самым у ребят формируется интерес к изучаемым областям знаний и предметам. В ходе подготовки и проведения игр на экологические темы учащимся прививаются навыки поисковой работы, они приучаются к самостоятельности, у них расширяется кругозор, что способствует формированию экологической культуры. Проведение игр привлекает большое количество учащихся к природоохранительной работе и воспитывает у них чувство любви к родной природе и ответственное отношение к окружающему миру. В ходе ролевых игр ученики приобретают навыки разрешения сложных нравственных ситуаций в жизни. 

     Изучая окружающую природу на внеурочных мероприятиях ученики на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дают обоснование целесообразности норм и правил поведения в природной среде. И наоборот известные им нормы и отношения сопоставляют с реальной экологической ситуацией, убеждаясь в их целесообразности и необходимости.

 

Заключение

     Формирование эколого-нравственного воспитание личности – важнейшая задача общества и непременное условие постепенного продвижения его вперед, поэтому экологическое воспитание рассматривается в педагогической науке как одно из магистральных направлений всей воспитательной работы.

     В результате анализа состояния теории и практики экологического воспитания можно сделать вывод о том, что в стране в целом в Республике Татарстан в частности накоплен ценный теоретический и практический опыт в области экологического образования и воспитания школьников.

     Выдвижение на первый план экологической проблемы оказалось вполне соединяемым с содержанием предметов биологии и химии не обедняло, а, напротив  обогащало анализ, придавая ему целенаправленность, позволив связать с реальной действительностью окружающей природы.

     В процессе  урочной и внеурочной природоохранной деятельности обнаружилась значительная разница в уровне сформированности экологических критериев между результатами первоначального и завершающего эксперимента.

     Результаты экспериментальной работы позволяют сделать вывод, то что у подростков экологическая воспитанность  с возрастом будет меняться и усложняться, поэтому такую работу необходимо вести продуманно, системно, с учетом возрастных особенностей учащихся. 

    

Список использованной литературы

1.     Большая советская энциклопедия 2-ое издание, Т. 30. М., 1954

2.     Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся. Казань, 1996

3.     Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М., 2005

4.     Научно-методический журнал «Биология в школе» 7/2005, 6/2006

5.     Попов В.А. Проблемы охраны природы. Казань, 1979

6.     Попов В.А. Редкие и исчезающие виды животных Татарстана. Казань, 1979

7.     Программа по биологии для средней общеобразовательной школы. М. 2002

8.     Пасечник В.В. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. М., 2005

Комментарии
Комментариев пока нет.