Статья на тему «Экологизация в обучении биологии»
Учитель биологии МБОУ «Апастовская
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных
предметов» Габидуллина Г.К.
«Экологизация в обучении биологии».
Введение
Основной путь выхода из экологического кризиса – перестройка всего уклада человеческой жизни, переориентация ценностей природы, изменения социальной и экономической политики.
Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся к окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе. При экологизации в обучении биологии необходимо решить следующие задачи:
· понимание современных проблем окружающей среды;
· развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека;
· умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
В решении этих задач можно опираться на основные принципы экологического образования:
1. принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.
2. принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.
3. принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.
4. принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению учащихся в практическую деятельность.
5. принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Многие из этих принципов нельзя полноценно реализовать в рамках урока. Решение задач осуществимо при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы.
Исторические предпосылки экологического воспитания
Воспитание уважительного отношения людей к окружающей природе своими корнями уходит в глубь веков. На заре своей жизни, на Земле человек должен был вести жестокую борьбу за существование, занимаясь собирательством и охотой. Масштаб влияния его на окружающую среду в это время был весьма незначительным, но тем не менее и в этих условиях добывание еды приводило к истощению запасов кормовых растений и наличия животных в местах обитания родовой общины. Позднее пассивная зависимость от сил природы все более уступает место активному влиянию человека на его окружение, развивается земледелие и скотоводство. Масштаб влияния человека на природу значительно возрастает, и постепенно люди начинают познавать законы природы и изучать отдельные природные явления. Это появилось в период великих географических открытий, когда путешественники изучали новые материки и острова. Они привозили с собой много новых сведений о природе, жизни людей, новых растения и животных. Все это способствовало появлению и развитию естественных наук: ботаники, зоологии, зоогеографии и т.д. При изучении растений и животных люди постепенно начали обращать внимание на их взаимоотношения и на необходимость заботливого отношения человека к природе.
Основополагающее значение в области экологических проблем имеют труды известных ученых XIX – XX вв. Э. В. Эверсмана, К. Ф. Рулье, К. Насыйри, А. А. Першакова, В.А. Попова и др.
Экологический потенциал предмета биологии
Формирование ответственного отношения учащихся к природе достигается усвоением научных знаний, практической деятельностью и эмоционально – эстетическим развитием личности. Разработана система содержания экологического образования, охватывающая основные аспекты социальной экологии: естественно – научные, социально – экономические технические, правовые, нравственно – эстетические, которые включены в новые учебные планы.
Анализ учебных программ по биологии показывает, что вопросам экологии уделено определенное внимание. Экологические понятия вводятся с 5 – го класса при ознакомлении учащихся с взаимосвязью растений с окружающей средой и углубляется в 7 – ом классе при изучении многообразия животных сообществ, дополняются в 8 –ом классе рассмотрением связей организма человека с факторами окружающей среды.
Программа представляет широкие возможности для экологического воспитания учащихся, успешному осуществлению которого способствует изучение взаимосвязей организмов со средой обитания, строения и функционирования экологических систем, многообразия видов растений и животных и значения их в природе и жизни человека. Уделяется большое внимание вопросам охраны природы и мерам по охране и оздоровлению окружающей среды с целью сохранения здоровья человека.
При анализе программы по биологии прослеживаются вопросы нравственного, эстетического, экологического, особенно эколого-нравственного воспитания учащихся. Осуществляется рассмотрение биологических явлений и объектов в свете требований эколого-нравственного воспитания, которое выражается в бережном отношении к природе, соблюдение правил поведения в повседневной жизни и, особенно при проведении экскурсий в природу и в выполнении гигиенических норм и т. д.
В программах по биологии выдвигаются следующие задачи:
- обеспечить экологическое образование и воспитание, формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.
В основных требованиях к знаниям и умениям учащихся 6- х классе сказано, что учащиеся должны знать о мероприятиях по охране и рациональному использованию растений, учащиеся должны уметь: ухаживать за растениями, участвовать в озеленении школы и своей местности, соблюдать правила поведения на природе.
В теме «Природные сообщества» вопросы экологии рассматриваются комплексно, здесь соблюдается междисциплинарный принцип экологического воспитания. Более подробно предлагается изучать среду обитания организмов и основные экологические факторы среды.
Особо выделяется взаимосвязь в природном сообществе и значение природных сообществ в жизни человека, влияние деятельности человека на окружающую природу, закон об охране природы.
Можно сказать, что с 6-го класса ведется экологизация биологических дисциплин. Естественные предметы логически подводят к обобщенным эколого-нравственным выводам. Но, несмотря на это, при составлении программ необходимо включать лабораторные и практические работы с экологическим содержанием, а также учитывать вопросы охраны окружающей среды при проведении экскурсий в природу.
В учебнике «Биология» для 6-ых классов под редакцией В.В. Пасечника вопросам охраны природы отводится значительное место. Так, при изучении темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» упоминается необходимость уяснения учащимся значения растения в природе и в жизни человека; так как ботаника также изучает взаимосвязь растения с окружающей природой.
При освещении темы «Растения и окружающая среда» подробно говорится о значении абиотических факторах экологии. Далее рассматривается влияние деятельности человека на окружающую среду, которая может быть положительной и отрицательной. В конце темы имеются такие вопросы, как : Какое влияние оказывает на природу человек? Для чего создают лесные полосы? Такие вопросы заставляют учащихся думать и самостоятельно искать ответы. В теме «Охрана растений» обращается внимание на создание заповедников, заказников, национальных парков, подчеркивается ,что большую роль в охране редких растений играют ботанические сады, опытные станции и другие учреждения, перечисляются законы по охране окружающей среды приняты в последние годы.
В учебнике зоологии для 7-ых классов применяется экологических подход изучения, особое внимание обращается на взаимосвязь организма с окружающей природной средой, на приспособленность животных и определенным факторам среды.
Тему «Воздействие человека на природные существа» необходимо рассмотреть через призму нравственных аспектов, т. к. по мере совершенствования охотничьего оружья, сельскохозяйственных орудий и средств рыболовства влияние человека на природу растет, человек вторгается в природу, в основном не обдумывая будущих экологических последствий. Ученики узнают о роли «Красной книги», о государственных мерах, направлениях на увеличение численности хозяйственно ценных видов, акклиматизации и реакклиматизации, организации заповедников и заказников и других охраняемых территорий, в которых постоянно или частично запрещено вмешательство человека в природные сообщества.
В программе по анатомии, физиологии и гигиене человека вопросы эколого-нравственного воспитания рассматриваются в единстве с нравственно-гигиеническим воспитанием.
При рассмотрении темы «Дыхание» изучаются вопросы гигиены органов дыхания, вредное влияние курения на органы дыхания и охрана воздушной среды, в теме «Кровь и кровообращение» обращается внимание на вредное влияние курения и употребление алкоголя на сердце и сосуды.
Каждый раздел учебного предмета биологии способствуют формированию и развитию бережного отношения к природе.
Экологическое образование не может вестись только в рамках биологической науки, оно должно охватить разные сферы знаний, законы живой природы, науки о внешней среде и социальной науки. Отсюда видно, что экологическое образование и воспитание имеет междисциплинарный характер, тесно оно связано с естественно научными дисциплинами.
Эколого-нравственное воспитание учащихся в процессе внеурочной работы
Изучение вопросов охраны окружающей среды на уроках естественнонаучных дисциплин имеет большое значение. В процессе учебной деятельности учащиеся приобретают объем знаний, лежащих в основе понимания задач и мер охраны природы.
Вместе с тем приобретение учащимися на уроках знаний является лишь предварительным этапом, где учащиеся узнают эколого-нравственные основные понятия и представления которые должны лечь в основу их практической деятельности по эколого-нравственному воспитанию. Именно практическая деятельность подростков имеет огромное значение в эколого-нравственном воспитании, содействуя укреплению и конкретизации знаний, полученных при изучении разделов биологии, способствуя развитию интереса и любви к природе и бережного отношения к ней, выработке у учащихся практических навыков в деле охраны природы.
Многообразны формы и методы экологического воспитания, учащихся во внеурочное время. Эта работа развертывается на основе добровольности, инициативы, активности и самостоятельной деятельности подростков. Внеурочная работа является как бы логическим продолжением уроков с экологическим содержанием. В данном случае экологическое воспитание учащихся должно идти в единстве и во взаимосвязи с другими воспитательными задачами.
В проводимых мероприятиях тематика внеурочных работ по экологии не должна быть навязана, а лишь подсказана учителем. Он должен способствовать проявлению инициативы и творчества учащихся, направлять ее, повышать у них чувство ответственности.
При планировании и проведении внеурочной работы по предметам естествознания необходимо соблюдать следующие педагогические требования: экологическая направленность мероприятий, современность содержания и форм внеурочной работы, учет возрастных, индивидуальных особенностей и интересов учащихся, краеведческую направленность, сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и инициативой учащихся, добровольность, системность и непрерывное развитие внеурочной работы и др.
При проведении ролевых игр важно, чтобы ученики участвовали в них без принуждения, по желанию. Тем самым у ребят формируется интерес к изучаемым областям знаний и предметам. В ходе подготовки и проведения игр на экологические темы учащимся прививаются навыки поисковой работы, они приучаются к самостоятельности, у них расширяется кругозор, что способствует формированию экологической культуры. Проведение игр привлекает большое количество учащихся к природоохранительной работе и воспитывает у них чувство любви к родной природе и ответственное отношение к окружающему миру. В ходе ролевых игр ученики приобретают навыки разрешения сложных нравственных ситуаций в жизни.
Изучая окружающую природу на внеурочных мероприятиях ученики на основе живых впечатлений о взаимных связях человека с природой дают обоснование целесообразности норм и правил поведения в природной среде. И наоборот известные им нормы и отношения сопоставляют с реальной экологической ситуацией, убеждаясь в их целесообразности и необходимости.
Заключение
Формирование эколого-нравственного воспитание личности – важнейшая задача общества и непременное условие постепенного продвижения его вперед, поэтому экологическое воспитание рассматривается в педагогической науке как одно из магистральных направлений всей воспитательной работы.
В результате анализа состояния теории и практики экологического воспитания можно сделать вывод о том, что в стране в целом в Республике Татарстан в частности накоплен ценный теоретический и практический опыт в области экологического образования и воспитания школьников.
Выдвижение на первый план экологической проблемы оказалось вполне соединяемым с содержанием предметов биологии и химии не обедняло, а, напротив обогащало анализ, придавая ему целенаправленность, позволив связать с реальной действительностью окружающей природы.
В процессе урочной и внеурочной природоохранной деятельности обнаружилась значительная разница в уровне сформированности экологических критериев между результатами первоначального и завершающего эксперимента.
Результаты экспериментальной работы позволяют сделать вывод, то что у подростков экологическая воспитанность с возрастом будет меняться и усложняться, поэтому такую работу необходимо вести продуманно, системно, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Список использованной литературы
1. Большая советская энциклопедия 2-ое издание, Т. 30. М., 1954
2. Гайсин И.Т. Эколого-нравственное воспитание учащихся. Казань, 1996
3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М., 2005
4. Научно-методический журнал «Биология в школе» 7/2005, 6/2006
5. Попов В.А. Проблемы охраны природы. Казань, 1979
6. Попов В.А. Редкие и исчезающие виды животных Татарстана. Казань, 1979
7. Программа по биологии для средней общеобразовательной школы. М. 2002
8. Пасечник В.В. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. М., 2005