Методическая разработка «Виды стресса. Причины и факторы стресса»

1
0
Материал опубликован 9 May 2023

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №34 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области (ГБОУ ООШ № 34 г. Сызрани)






Виды стресса. Причины и факторы
стресса.








Выполнила: учитель начальных классов

Казарян Ани Сааковна










Сызрань, 2023



Виды стресса. Причины и факторы стресса.

Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а так же соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Таким образом, это определение отражает то, что на каждое требование среды организм реагирует особым напряжением. Стресс воспринимается происходящим и возникает в момент наиболее сильной реакции, выходящей из-под контроля.

Проблема стресса заключается в том, что подобное проявление может быть выражено неординарно, сдержанно или вовсе не проявляться. При этом, стресс является одной из наиболее распространенных причин неблагополучия, страданий и неудач любого человека, потому что современный стиль жизни – это постоянная спешка, нервы, эмоции. Ганс Селье подчеркивал, что не надо этого бояться, стресс является обязательным компонентом жизни человека.

Следует отметить, что факторы, вызывающие состояние стресса, принято называть «стрессорами», а совокупность изменений, происходящих в организме под действием стрессов, – общим адаптационным синдромом.

В качестве стрессоров могут выступать такие факторы, как травмы, кровопотери, оперативные вмешательства и связанный с ним наркоз, действие высоких и низких температур, шум интенсивностью выше 85 дб, чрезмерная физическая нагрузка, ионизирующая радиация, эмоциональное напряжение, перемены в жизни. Стресс провоцируется инфекциями, интоксикациями.

Любого рода перемены, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Но при всем разнообразии переживаний и шоковых ситуаций, случающихся в нашей жизни, реакция организма на любой стресс, в сущности, одинаковая – в организме запускаются, выработанные много веков назад, биохимические процессы, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией. Со временем действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.

Психологический стресс обусловлен субъективными и объективными причинами. К субъективным причинам можно отнести:

несоответствие ожидаемых и реальных событий;

стрессовые напряжения, развивающиеся от навязывания родительских программ, усложняющих жизнь ребенку и делая его поведение неадекватным;

стрессовые ситуации, вызванные эмоциями, провоцирующими на спонтанные действия;

несоответствие виртуального и реального миров;

стрессовые ситуации, связанные с убеждениями личности и неадекватными установками (на пессимизм или оптимизм, религиозными или политическими);

невозможность реализации собственной актуальной потребности (сюда можно отнести физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности, уважении, самореализации);

неправильная коммуникация (в т.ч. критика, негативные предубеждения, неправомерные требования и т.д.);

неадекватная реализация условных сигналов.

К объективным причинам развития стрессовых ситуаций можно отнести:

условия жизни и работы (домашние проблемы, тяжелая работа и т.д.);

взаимоотношения с другими людьми (близкими, коллегами по работе и незнакомыми людьми);

экономические факторы;

политические факторы;

чрезвычайные ситуации и обстоятельства (серьезные заболевания, криминал, природные и социальные чрезвычайные обстоятельства).

К возникновению стресса может привести элементарное нарушение режима дня, сокращение сна, работа в ночное время, отказ от полезных привычек, неадекватные способы избавления от стресса. При этом часто наблюдаются профессиональные нарушения, т.е. увеличивается количество ошибок на работе, проявляющаяся в низкой продуктивности рабочей деятельности, хроническая нехватка времени, ухудшение точности при выполнении требуемых усилий.

Субъективные и объективные причины стрессовых ситуаций могут привести к таким реакциям организма, как, например нарушение психомоторики, которое проявляется в дрожании рук, дрожании голоса, изменение ритма дыхания, нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции.

В современной литературе существуют различные классификации стрессов:

1. Повседневный стресс – реакция организма на мелкие и незначительные события, появляющиеся в повседневной жизни, но которые оказывают негативное влияние на индивида, например, текущие проблемы со здоровьем, нехватка денег на одежду, проблемы с приготовлением пищи и др.

2. Эмоциональный стресс – ответная реакция на перенапряжение нервной системы. Тяжёлая болезнь, преступления, войны или аварии, а также при угрозе изменения социального статуса, экономического благополучия или изменения межличностных отношений, таких как проблемы в семье, сокращение или увольнение провоцируют появление данного вида стресса.

3. Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.

4. Информационный стресс – состояние, которое возникает в результате информационных нагрузок, с которыми человек не может справляться и принимать решения в поставленном темпе.

Следует различать два вида стресса:

1) эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни (“stress” (англ.) – давление, нажим, напряжение);

2) дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах (“distress” (англ.) – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) [4].

Также различают физиологический (соматический, средовой) и психоэмоциональный стресс. Стрессы физиологические возникают от колебаний параметров внешней среды — гравитации, влажности, температуры, а также от непосредственного воздействия на человека различного рода негативных факторов — холода, боли, голода, физических перегрузок и других. Можно выделить механический, физический, химический и биологический, физиологический, травматический и посттравматический стрессы

Таким образом, стресс – это напряженное состояние организма, то есть неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение, благодаря которому человек способен практически мгновенно мобилизовать все свои внутренние ресурсы и преодолеть препятствие. Но случается так, что стрессовая ситуация становится хронической, и тогда наступает стадия истощения, которая приводит человека к эмоциональному выгоранию и психосоматическим заболеваниям.

Для того чтобы умело управляться с собственным психическим состоянием, необходимо любить себя, относиться к своему телу, душе с превеликим почтением и безусловным уважением. Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, всегда имеет выбор в систематическом восполнении энергии.



Список использованной литературы

Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.

Кутбиддинова, Р. А. Психология стресса (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции) : учебнометодическое пособие / Р. А. Кутбиддинова. – Южно-Сахалинск : СахГУ, 2019. – 124 с.

Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс, 1979. – 80 с

Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.













Занятие-тренинг для педагогов по профилактике

эмоционального выгорания

Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

Знакомство с понятием эмоционального выгорания;

Снижение уровня эмоционального выгорания учителей;

Планирование занятий по профилактике эмоционального выгорания.


Ход тренинга

Тема занятия-тренинга "Профилактике эмоционального выгорания педагога". Для начала разберем, почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание.

Человек усваивает:

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90% того, что сам делает.

Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как "синдром эмоционального выгорания". "Эмоционально выгоревшие" педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией": он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Упражнение-медитация: «Встреча с ребенком внутри себя»

Цель медитации: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей (состояние, при котором полностью достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение).

Реализация упражнения. Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку: Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.

Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, - в три, четыре, пять лет:

Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?

Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: "Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив".

После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко - крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: "Я всегда с тобой. Я люблю тебя!". Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.

Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох - выдох, откройте глаза. Скажите себе: "Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью".

Таким образом, практического подхода медитация важна не столько сама по себе, как средство самопознания и духовного роста, сколько как важнейший инструмент психокоррекции, предназначенный для самопрограммирования, саморегуляции психического состояния.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.