Конспект урока «Строение и функции речевого аппарата» (1 класс)
Тема: Знакомство детей с основными органами артикуляционного аппарата и гигиена полости рта.
Цель: познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, зубами, языком, нёбом и с основными движениями языка (поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта).
Подготовительная работа: работа по сказке «О веселом язычке» из книги М.Г.Генинг, мультик «Королева зубная щетка», презентация №1 «Органы артикуляционного аппарата», презентация №2 «Уход за зубами и полости рта», игры.
Содержание:
Л: Ребята, сегодня у нас интересная встреча, мы поговорим о том, что нам помогает говорить и что нужно сделать для того, чтоб говорить четко и правильно.
Презенация №1 «Органы артикуляционного аппарата»
Л: Послушайте сказку «О Веселом язычке». Но Вы не просто будете слушать сказку, Вы будете участниками этой истории.
Жил да был веселый язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный дом был у веселого язычка. Чтобы веселый язычок не убегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (показать зубки) Как называется эта дверка? (Зубы) Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (улыбка, в которой видно верхние и нижние зубы)
Однажды захотелось веселому язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (предложить детям приоткрыть губы), а затем вторая. И язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался язычок и спрятался – холодно на улице, лето прошло.
В домике у веселого язычка есть постелька, где он спит.(обратить внимание детей, как спокойно лежит язычок) Пока не будем его будить, пусть язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем и первую.
Наш язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать.(потолок – это небо. Погладить небо языком).
На следующий день язычок решил еще раз проверить, не стало ли тепло. Когда все дверки были открыты, язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и, почувствовал, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая.
Л: о ком эта сказка?
Л: А чтобы наш язычок говорил правильно и четко необходимо его разминать, делать артикуляционную гимнастику. Вот сейчас мы и поиграем с нашими язычками. Я Вам показываю упражнения, а Вы за мной повторяйте.
Презентация №2 «Упражнения для проведения артикуляционной гимнастики »
Л: Какие вы ребята молодцы. У Вас все хорошо получается.
М: А так же мы поговорим о том, как ухаживать за зубами и полостью рта.
Презентация №3 «Зубы»
М: А сейчас давайте посмотрим мультик «Королева Зубная Щетка».
Мультфильм «Королева Зубная Щетка»
М: Вам понравился мультик? О ком этот мультик?
Л: Ну вот наша встреча подошла к концу. Сегодня мы с вами познакомились с органами нашего артикуляционного аппарата, поиграли с язычками и узнали, как правильно ухаживать за зубами и полостью рта.
М: А теперь давайте представим, что мы все попали в сказочную страну, где есть город Язычков. Давайте нарисуем дома для волшебных язычков.
Л и М: Спасибо за внимание!!!
Первухина Мария Николаевна
Дударева Надежда Викторовна