12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Головатенко Наталья Викторовна91
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

(КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ II ВИДА № 48 г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

Разработка урока биологии

«Строение и функции корня»

для 6 класса

Учитель биологии и химии Высшей категории: Головатенко Н.В.

Разработка урока биологии

«Строение и функции корня»

для 6 класса

Место урока в теме: это первый урок в теме «Строение покрытосеменных растений». На предыдущих уроках учащиеся изучили строение семян двудольных и однодольных растений, сформировали знания о признаках двудольных и однодольных растений, о зародыше семени как зачаточном организме.

Тема урока: Строение и функции корня.

Цели урока:

Образовательная: закрепить имеющиеся знания учащихся о видах корней и типах корневых систем; систематизировать понятие «корень»; сформировать представление о зонах корня и особенностях их тканевого и клеточного строения в связи с выполняемыми функциями; познакомить учащихся с видоизменениями корней, подвести к представлению о приспособленности растений к условиям существования.

Развивающая: способствовать формированию у учащихся умения разъяснять особенности строения зон корня; создать условия для развития практических умений по распознаванию и определению зон корня и видоизменений корней; активизировать логическое мышление, умение анализировать результаты своей деятельности и делать обоснованные выводы.

Воспитательная: активизировать познавательный интерес учащихся к теме урока; способствовать развитию кругозора и углублению знаний об окружающем мире.

Оборудование: семена и проростки фасоли с развитыми корнями, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник (Пасечник В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. М.: Дрофа, 2005).

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы:

словесные (эвристическая беседа, рассказ)

наглядные (демонстрация рисунков, схем, таблиц, фрагментов видеофильмов, натуральных объектов)

практические (работа с натуральными объектами, с текстом учебника)

Литература:

1С Репетитор. Ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.

Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс. Министерство образования Российской Федерации. ГУ РЦ ЭМТО; Кирилл и Мефодий;, 2003.

Гуленкова М.А, Дмитриева Т.А. Дидактические материалы по биологии: 6 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.

Лебедев С. Н. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. – М.: Глобус, 2008.

Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. М.: Дрофа, 2002г.

Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: книга для учащихся, учителей и родителей. М.: Аст – Пресс», 1998.

ПЛАН УРОКА

Организационный момент

Речевая зарядка

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока

Актуализация знаний

Постановка целей урока

Изучение нового материала

Формирование понятия «корень»

Изучение зон корня

Зарядка для глаз

Изучение видоизменений корней

Домашнее задание

Закрепление

Итог урока.

Ход урока.

1. Организационный момент

(Учитель дает установку на урок, проверяет готовность класса к уроку и посещаемость)

2.Речевая зарядка.

3. Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока

-Обратите внимание, что лежит на ваших столах?

-Семена и проростки фасоли.

а) Актуализация знаний

Рассмотрим вначале семя.

Что такое семя?

Семя – зачаток будущего растения.

Из чего состоит семя?

Семя состоит из семенной кожуры и зародыша.

Попробуйте снять семенную кожуру с семени фасоли.

(Пробуют, но не получается)

Каково значение семенной кожуры для зародыша?

Защита зародыша.

Какие части различают в зародыше?

Зародыш состоит из зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

Найдите сколько семядолей у семени фасоли?

У семени фасоли 2 семядоли.

К каким растениям относится фасоль по количеству семядолей?

По количеству семядолей фасоль относится к двудольным растениям.

Приведите примеры двудольных растений.

Подсолнечник, бобы и т. д.

А сколько еще может быть семядолей в семени растений и как называются такие растения?

Бывают семена с одной семядолей. Эти растения называются однодольными.

Приведите примеры однодольных растений.

Пшеница, рожь и т.д.

Теперь определим последовательность прорастания семени.

Вначале появляется корень из зародышевого корешка, затем стебель

из зародышевого стебелька и листья из семядолей.

Итак, первым появляется корень из зародышевого корешка.

А какой корень формируется из зародышевого корешка?

Из зародышевого корешка формируется главный корень.

-А какие корни появляются позже?

Позже от главного корня образуются боковые корни,

а от зеленых частей растений придаточные.

-Что образует совокупность всех корней растения?

Совокупность всех корней растения образует корневую систему.

-Перечислите типы корневых систем.

Стержневая и мочковая корневая система.

Существует ли связь между типом корневом системы и

количеством семядолей в семени растения?

Да, существует. Для однодольных растений характерна

мочковатая корневая система, а для двудольных – стержневая.

б) постановка целей урока

Итак, мы логично подошли к теме сегодняшнего урока.

Что мы сегодня будем изучать?

Корень.

Что конкретно мы должны сегодня узнать?

Что такое корень, строение и функции корня.

(Записывают дату и тему урока в классных тетрадях)

А еще в конце урока мы ответим с Вами на вопрос:

может ли растение обойтись без корня?

3. Изучение нового материала

а) формирование понятия «корень»

Давайте посмотрим, как происходит рост корня в ускоренной записи.

Итак, давайте же выясним, что же такое есть корень?

(Запись в тетради определение понятия «корень»)

б) изучение зон корня

Корень не однороден по своему строению, поэтому выделяют зоны корня.

Сколько зон выделяют в строении корня?

В строении корня выделяют 4 зоны: деления, роста, всасывания и проведения

Из каких тканей и клеток состоит каждая зона?

(Работают со схемой в тетради)

Строение корня обеспечивает его функции

Какие функции выполняет корень?

У корней растений есть еще одна очень интересная особенность: они могут принимать различные формы. В таких случаях мы говорим о видоизменениях корней. Изменение внешнего вида корня связано обычно с выполнением им какой-либо дополнительной (необычной) функции.

(Работа с текстом учебника (§21, стр. 98)

3. Домашнее задание

4. Закрепление

Вопросы:

Корни растения, живущего на деревьях, поглощающие дождевую воду.

Корни, образовавшиеся в результате утолщения боковых или придаточных корней.

Придаточные корни растения, живущего на стволах тропических растений, дорастающие до земли.

Главные корни, в которых запасаются питательные вещества.

Придаточные корни, позволяющие прикрепляться к опоре (стене, стволу).

Корни растений топких берегов рек, растущие вверх, достигая поверхности почвы.

Ответы:

1. Корнеплоды

2. Корневые клубни

3. Корни-прицепки

4. Дыхательные корни

5. Воздушные корни

6. Корни подпорки.

5. Итог урока.

Итак, что мы сегодня изучили на уроке?

Сегодня на уроке мы изучили понятие «корень», строение и функции корня.

Как мы это изучали?

Смотрели презентацию, заполняли таблицу, выполняли задания и т.д.

Вернемся поставленному вопросу в начале урока: может ли растение жить без корня? Почему?

(отвечают)

Согласны ли Вы с тем, что «Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок»?

Да.

(Выставление оценок активным обучающимся)

Наш урок подошёл к концу. До-свидания.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.