Урок биологии в 6 классе на тему «Строение и функции листа»
Всероссийский конкурс для учителей биологии и географии на лучший урок с мультимедийной поддержкой
Тема урока: «Строение и функции листа ».
Пояснительная записка.
Ф.И.О. учителя: Хазиева Лейсан Маратовна
Класс: 6 Предмет Биология.
ОУ: МБОУ «Многопрофильный лицей им. А. М.Булатова п.г.т.Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
Данный урок проводится при изучении раздела «Строение и многообразие покрытосеменных растений » для учащихся 6 классов в течение одного часа, согласно тематическому планированию 4 урокам в этом разделе. Урок включает лабораторную работу по изучению внешнего и внутреннего строения листа с использованием гербарий растений, которые позволяют получить обучающимся в течение одного часа практические и теоретические знания по данной теме. Для опытов можно использовать комнатные растения кабинета биологии.
3. Цель урока:
Создать условия для формирования учащимися понятий о внешнем и внутреннем строении, функции и значении листа, развития познавательной активности, умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, воспитание бережного отношения к своему здоровью, умения работать в парах и группах.
4. Задачи урока.
Образовательные:
1. Сформировать понятия о строении листа.
2. Познакомить с простыми и сложными листьями, типом жилкования, расположением листьев на стебле.
3. Развить и углубить понятие о двудольных и однодольных растениях.
Развивающие: Продолжить формирование умений:
анализировать и обобщать изученный материал,
наблюдать, устанавливать черты сходства и сравнивать практические данные,
систематизировать полученные знания и формулировать выводы,
пользоваться дополнительной литературой,
развивать навыки самостоятельной работы,
работать в коллективе, оценивать работу товарищей.
Воспитательные:
развивать интерес к изучению биологии,
способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному,
формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира,
воспитание бережного отношения к растениям, умение ценить природу и труд других людей, чувство уважения к чужому мнению.
5. Вид урока Урок открытия новых знаний
6. Методы обучения Практический, объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: гербарные экземпляры), поисковый (эвристический), проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).
7.Используемые технологии развивающего обучения
Методические приемы:
словесные методы (беседа, объяснение),
практический метод (лабораторная работа),
наглядный метод ( демонстрация презентаций).
Способы: индивидуальные, групповые.
Оборудование: мультимедийный проектор, наглядные пособия (гербарные экземпляры, печатный материал).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Комментарии |
Организационный момент (1 мин.) |
Проверяет готовность к уроку, психологический настрой. Улыбнитесь своему партнеру по плечу, пожелайте плодотворной работы партнеру по лицу. |
Рассаживаются по группам. Определяют свои номера. |
Мэнэдж мэт |
Актуализация знаний (самостоятельное выполнение индивидуальных заданий на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке). Фиксирование затруднения при выполнении учебного действия (в виде громкой коммуникативной речи, либо смоделировать в виде графика, рисунка, схемы и т.д.) |
Из почек появляются, Весною распускаются Летом шелестят Осенью летят? Ответ: листья |
Ученики дают ответы |
|
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Листья в природе очень разнообразны. Они отличаются формой, размерами, окраской. Что общего может быть у всех листьев ? Поэтому тема нашего урока : « Строение и функции листа». Ребята! Давайте поставим себе цель на урок. ( ученики выводят цель урока). |
Формулируют тему и задачи. Если у растений листья выполняют одинаковую функцию, то они, вероятно, имеют одинаковое строение. |
|
Построение и реализация проекта исходной задачи (первичное усвоение новых знаний, возможно построение учащимися плана, т.е. как будет построено новое знание). (возможна фронтальная или групповая работа) |
У вас на столах лежат листы с утверждениями, в столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с данным утверждением или «-» если не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения. Подумайте 5 сек. Выполните работу |
Проставляют «+» и «-» в течение 1 мин. |
Эй ар гайд |
1) ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА — Ребята, на предыдущих уроках мы рассмотрели такие части побега как почка и стебель, а сегодня познакомимся с внешним строением, разнообразием и значением листьев. Запишите тему урока в тетрадь. Лист – один из основных органов растения. Он занимает боковое положение на стебле. Вспомните, какими разнообразными бывают листья растений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, у водного растения ряски диаметр листа достигает 3мм, а у виктории амазонской – 1 м. Лист виктории так велик, что на нем, как на плоту, может сидеть трехлетний ребенок. Внешне листья растений сильно отличаются друг от друга, но между ними есть и много общего. Давайте познакомимся с внешним строением листа. Лабораторная работа «Внешнее строение листа» Цель: познакомиться с особенностями строения листьев, выявить его основные черты Оборудование: гербарии листьев на каждую парту 2) КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИСТЬЕВ — Ребята, посмотрите на листья герани и традесканции. Что между ними общего? (имеют листовую пластинку) Чем они отличаются? (у листьев герани есть черешок, а у листьев традесканции – нет) Лист, у которого есть черешок, называется черешковый (клен, береза, дуб, яблоня). Если лист не имеет черешка, то он называется сидячий (алоэ, толстянка). Ребята, посмотрите текст параграфа 18 и скажите, на какие еще группы можно классифицировать листья в зависимости от их строения? (простые, сложные) Как называется лист, содержащий 1 листовую пластинку? (простой). Как называется лист, содержащий несколько листовых пластинок? (сложный). У сложных листьев каждая пластинка обычно опадает независимо от других. Выполним задание «Простые и сложные листья» 3) ЖИЛКОВАНИЕ Если посмотреть на листовую пластинку, то можно увидеть жилки – это пучки проводящих сосудов. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ расположения жилок называется жилкованием. Выделяют несколько типов жилкования: пальчатое, перистое, параллельное, дуговое (схема заранее записана на доске). Пальчатое и перистое жилкование характерно, в основном, для двудольных растений. Вспомните, какие растения называются двудольными? Параллельное и дуговое жилкование характерно, как правило, для однодольных. Какие растения называются однодольными? |
Высказывают предположения. Проводят лабораторный опыт по инструкции. Делают вывод |
||
Посмотрев презентацию, проделав опыт, еще раз прочтите все утверждения. В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-», если вы не согласны. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему? Какие утверждения являются для вас самыми важными? Почему? |
Смотрят презентацию. Ставят «+» и «-». Высказывают свои мнения. |
||
Включение в систему знаний и повторение |
Подведя итог нашей работы, я предлагаю вам выполнить следующее задание: Закрепление Кроссворд http://LearningApps.org/display?v=y3b9n56t
Вставьте пропущенные слова http://LearningApps.org/display?v=ypgs81rj |
||
Информация о домашнем задании (с элементами выбора и творчества). Инструктаж по его выполнению. (1 мин) |
В качестве домашнего задания я предлагаю следующее задание: Поместите 2 луковицы в банки с водой так, чтобы вода касалось их основания. Одну банку поставить в темное место, а другую - в освещенное. Наблюдайте за ростом листьев. Как они различаются? Почему? Результаты наблюдений обсудим в классе. |
||
Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятий, учащиеся самостоятельно соотносят цель и результаты своей деятельности). |
3-2-1 3-самых важных момента, которые я сегодня узнал… 2 - я понял, что… 1- комментарий или вопрос, который у меня возник во время урока |
3-самых важных момента, которые я сегодня узнал… 2- я понял, что… 1- комментарий или вопрос, который у меня возник во время урока |
Приложение.
до |
утверждения |
после |
1. Жизнь на Земле невозможна без зеленых растений |
||
2. Лист есть не у всех растений, он бывает одинаковый по форме, по окраске. |
||
3. Мы можем узнать, сразу какому растению принадлежит лист. |
||
4. Лист нужен растениям в них происходит процесс фотосинтеза |
||
5. Колючки, усики растений можно назвать видоизмененными листьями |