Урок биологии в 6 классе на тему «Строение и функции листа»

1
0
Материал опубликован 29 April 2018 в группе

Всероссийский конкурс для учителей биологии и географии на лучший урок с мультимедийной поддержкой

Тема урока: «Строение и функции листа ».

Пояснительная записка.

Ф.И.О. учителя: Хазиева Лейсан Маратовна

Класс: 6 Предмет Биология.

ОУ: МБОУ «Многопрофильный лицей им. А. М.Булатова п.г.т.Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан.

Данный урок проводится при изучении раздела «Строение и многообразие покрытосеменных растений » для учащихся 6 классов в течение одного часа, согласно тематическому планированию 4 урокам в этом разделе. Урок включает лабораторную работу по изучению внешнего и внутреннего строения листа с использованием гербарий растений, которые позволяют получить обучающимся в течение одного часа практические и теоретические знания по данной теме. Для опытов можно использовать комнатные растения кабинета биологии.

3. Цель урока:

Создать условия для формирования учащимися понятий о внешнем и внутреннем строении, функции и значении листа, развития познавательной активности, умения наблюдать, рассуждать, делать выводы, воспитание бережного отношения к своему здоровью, умения работать в парах и группах.

4. Задачи урока.

Образовательные:

1. Сформировать понятия о строении листа.

2. Познакомить с простыми и сложными листьями, типом жилкования, расположением листьев на стебле.

3. Развить и углубить понятие о двудольных и однодольных растениях.

Развивающие: Продолжить формирование умений:

анализировать и обобщать изученный материал,

наблюдать, устанавливать черты сходства и сравнивать практические данные,

систематизировать полученные знания и формулировать выводы,

пользоваться дополнительной литературой,

развивать навыки самостоятельной работы,

работать в коллективе, оценивать работу товарищей.

Воспитательные:

развивать интерес к изучению биологии,

способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному,

формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира,

воспитание бережного отношения к растениям, умение ценить природу и труд других людей, чувство уважения к чужому мнению.

5. Вид урока Урок открытия новых знаний

6. Методы обучения Практический, объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: гербарные экземпляры), поисковый (эвристический), проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).

7.Используемые технологии развивающего обучения


 

Методические приемы:

словесные методы (беседа, объяснение),

практический метод (лабораторная работа),

наглядный метод ( демонстрация презентаций).

Способы: индивидуальные, групповые.

Оборудование: мультимедийный проектор, наглядные пособия (гербарные экземпляры, печатный материал).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии

Организационный момент (1 мин.)

Проверяет готовность к уроку, психологический настрой.

Улыбнитесь своему партнеру по плечу, пожелайте плодотворной работы партнеру по лицу.

Рассаживаются по группам. Определяют свои номера.

Мэнэдж мэт

Актуализация знаний (самостоятельное выполнение индивидуальных заданий на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке). Фиксирование затруднения при выполнении учебного действия (в виде громкой коммуникативной речи, либо смоделировать в виде графика, рисунка, схемы и т.д.)

Из почек появляются,

Весною распускаются

Летом шелестят

Осенью летят?

Ответ: листья

Ученики дают ответы

 

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Листья в природе очень разнообразны. Они отличаются формой, размерами, окраской.

Что общего может быть у всех листьев ? Поэтому тема нашего урока : « Строение и функции листа».

Ребята! Давайте поставим себе цель на урок. ( ученики выводят цель урока).

Формулируют тему и задачи.

Если у растений листья выполняют одинаковую функцию, то они, вероятно, имеют одинаковое строение.


 

Построение и реализация проекта исходной задачи (первичное усвоение новых знаний, возможно построение учащимися плана, т.е. как будет построено новое знание). (возможна фронтальная или групповая работа)

У вас на столах лежат листы с утверждениями, в столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с данным утверждением или «-» если не согласны с утверждением. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения. Подумайте 5 сек. Выполните работу

Проставляют «+» и «-» в течение 1 мин.

Эй ар гайд

 

1) ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА

Ребята, на предыдущих уроках мы рассмотрели такие части побега как почка и стебель, а сегодня познакомимся с внешним строением, разнообразием и значением листьев. Запишите тему урока в тетрадь.

Лист – один из основных органов растения. Он занимает боковое положение на стебле. Вспомните, какими разнообразными бывают листья растений! А на сколько они отличаются по размерам! Например, у водного растения ряски диаметр листа достигает 3мм, а у виктории амазонской – 1 м. Лист виктории так велик, что на нем, как на плоту, может сидеть трехлетний ребенок.

Внешне листья растений сильно отличаются друг от друга, но между ними есть и много общего. Давайте познакомимся с внешним строением листа.

Лабораторная работа «Внешнее строение листа»

Цель: познакомиться с особенностями строения листьев, выявить его основные черты

Оборудование: гербарии листьев на каждую парту

2) КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИСТЬЕВ

Ребята, посмотрите на листья герани и традесканции. Что между ними общего? (имеют листовую пластинку) Чем они отличаются? (у листьев герани есть черешок, а у листьев традесканции – нет)

Лист, у которого есть черешок, называется черешковый (клен, береза, дуб, яблоня). Если лист не имеет черешка, то он называется сидячий (алоэ, толстянка).

Ребята, посмотрите текст параграфа 18 и скажите, на какие еще группы можно классифицировать листья в зависимости от их строения? (простые, сложные)

Как называется лист, содержащий 1 листовую пластинку? (простой).

Как называется лист, содержащий несколько листовых пластинок? (сложный).

У сложных листьев каждая пластинка обычно опадает независимо от других.

Выполним задание «Простые и сложные листья»

3) ЖИЛКОВАНИЕ

Если посмотреть на листовую пластинку, то можно увидеть жилки – это пучки проводящих сосудов. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ расположения жилок называется жилкованием. Выделяют несколько типов

жилкования: пальчатое, перистое, параллельное, дуговое (схема заранее записана на доске).

Пальчатое и перистое жилкование характерно, в основном, для двудольных растений. Вспомните, какие растения называются двудольными? Параллельное и дуговое жилкование характерно, как правило, для однодольных. Какие растения называются однодольными?

Высказывают предположения.

Проводят лабораторный опыт по инструкции.

Делают вывод

 
 

Посмотрев презентацию, проделав опыт, еще раз прочтите все утверждения. В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением или «-», если вы не согласны. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему? Какие утверждения являются для вас самыми важными? Почему?

Смотрят презентацию.

Ставят «+» и

«-».

Высказывают свои мнения.

 

Включение в систему знаний и повторение

Подведя итог нашей работы, я предлагаю вам выполнить следующее задание: Закрепление

Кроссворд http://LearningApps.org/display?v=y3b9n56t


 

Вставьте пропущенные слова http://LearningApps.org/display?v=ypgs81rj

   

Информация о домашнем задании (с элементами выбора и творчества). Инструктаж по его выполнению.

(1 мин)

В качестве домашнего задания я предлагаю следующее задание:

Поместите 2 луковицы в банки с водой так, чтобы вода касалось их основания. Одну банку поставить в темное место, а другую - в освещенное. Наблюдайте за ростом листьев. Как они различаются? Почему? Результаты наблюдений обсудим в классе.

   

Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятий, учащиеся самостоятельно соотносят цель и результаты своей деятельности).

3-2-1

3-самых важных момента, которые я сегодня узнал…

2 - я понял, что…

1- комментарий или вопрос, который у меня возник во время урока

3-самых важных момента, которые я сегодня узнал…

2- я понял, что…

1- комментарий или вопрос, который у меня возник во время урока

 


 

Приложение.

до

утверждения

после

 

1. Жизнь на Земле невозможна без зеленых растений

 
 

2. Лист есть не у всех растений, он бывает одинаковый по форме, по окраске.

 
 

3. Мы можем узнать, сразу какому растению принадлежит лист.

 
 

4. Лист нужен растениям в них происходит процесс фотосинтеза

 
 

5. Колючки, усики растений можно назвать видоизмененными листьями

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.