Технологическая карта урока биологии в 5 классе «Строение растительной клетки»
Цель урока: усвоение учащимися знаний о клетке-структурно-функциональной единице растительного организма.
Задачи:
- обучающие: оформить представление у учащихся о строении растительной клетки и ее частях – цитоплазме, ядре, клеточной оболочке и пластидах, показать значение каждой части клетки; вооружить школьников умениями пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части растительной клетки на микропрепарате, таблице, схематически изображать строение клетки;
- воспитательные: продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке;
- развивающие: развивать познавательный интерес к биологии, продолжить развитие навыков самостоятельной работы и работы с ИОР.
Тип урока комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, исследование и лабораторные работы.
Оборудование: световые микроскопы, лабораторное оборудование для приготовления и рассматривания микропрепарата «Строение клетки кожицы лука», компьютеры, интерактивная доска (проектор, экран), тетради для лабораторных работ, учебники по биологии, канцелярские принадлежности.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
| Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
| Организа -ционный момент | Приветствует класс с целью создания благоприятной атмосферы, сообщает тему и цель урока, записывает дату и тему урока на доске | Слушают учителя, настраиваются на восприятие материала урока, записывают дату и тему урока в тетрадь | 2 мин. | |
| Контроль знаний | Микроскоп Вопрос 1 по теме "Увеличительные приборы" Вопрос 2 по теме "Увеличительные приборы" | Беседует с учащимися 1)о строении светового микроскопа, используя интерактивный рисунок на экране «Микроскоп» (вопрос 2-определение частей микроскопа на фотографии; вопрос 3- проверка правильности выполнения задания); 2) о правилах работы с микроскопом по вопросам 1 и 2 «Увеличительные приборы». Задания проецируются на экране;
3)о технологии приготовления микропрепарата из мякоти плодов. Выставляет оценки по контролю знаний. | 1. Учащиеся фронтально работают с заданием 1.
2.Один ученик рассказывает о правилах работы с микроскопом (задание 2). 3.Второй ученик рассказывает о правилах приготовления микропрепарата (задание 3). | 2 мин. 3 мин. 3 мин. |
| Изучение нового материала. | Строение растительной клетки Растительная клетка Микропрепарат - клетки кожицы лука Практика. Приготовление микропрепарата. Знакомство с основными частями клетки. Часть 1 из 2. (детализированное представление для слабовидящих) | 1)Объясняет новый материал о строении растительной клетки, демонстрируя видеофрагмент «Растительная клетка» на экране. 2)Знакомство с основными частями клетки производит с использованием интерактивного рисунка «Строение растительной клетки» в демонстрационном режиме в варианте «Подсказки» и «Показать все». 3)Инструктирует учащихся для выполнения лабораторной работы «Строение клетки кожицы лука», используя 5 вопрос практического модуля «Приготовление микропрепарата…»и фотографию «Микропрепарат-клетки кожицы лука» в | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, смотрят видеоролик Воспринимают информацию учителя. Смотрят интерактивный рисунок на экране, знакомятся с частями клетки. Знакомятся с инструкцией для выполнения лабораторной работы с помощью практического модуля вопроса №5 . Готовят микропрепарат «Клетки кожицы лука» по ходу инструктажа учителя. Настраивают микроскопы, рассматривают микропрепарат. Оформляют лабораторную работу в тетради, зарисовывая клетки кожицы лука и подписывая ее составные компоненты. | 2 мин. 5 мин. 7 мин. 6 мин. |
4. 5. | Закрепление. Подведение итогов урока. Рефлексия | Практика. Приготовление микропрепарата. Знакомство с основными частями клетки. Часть 2 из 2. (детализированное представление для слабовидящих) Строение растительной клетки Вопрос 1 по теме "Строение растительной клетки" Вопрос 2 по теме "Строение растительной клетки" | Обобщает знания, полученные учащимися с использованием практического модуля слайдов 5,6,7. Проводит инструктаж: 1)занять рабочие места за компьютером; 2)найти файл «Практика. Знакомство с основными частями клетки»; 3)выполнить задания; 4)получить оценки и выставить их в тетрадь в таблицу самоконтроля Проверка полученных знаний о строении растительной клетки с использованием интерактивного рисунка «Строение растительной клетки» в демонстрационном режиме в варианте «Спрятать все» Организует беседу с классом по вопросам: 1.Достигли ли вы цели урока? 2.Что нового вы узнали? 3.Что было для вас интересным на уроке? 4.Чему вы научились? Делает выводы по уроку. Собирает тетради с выполненной лабораторной работой и таблицей самоконтроля. Записывает домашнее задание на доске. | Учащиеся работают за компьютером в группах по два человека. 1.Отвечают на вопрос с выбором ответа (слайд 5). 2.Выполняют задание на определение частей клетки листа кожицы лука (слайд 6). 3.Заполняют таблицу «Части клетки» (слайд 7). 4.Выставляют оценки за каждое задание в таблицу в тетради. Определяют части растительной клетки на интерактивном рисунке на экране, дают ответы Отвечают на вопросы. Сдают тетради. Записывают домашнее задание в дневник. | 1 мин. 2 мин. 3 мин. 1 мин. 3 мин. 5 мин. |
Марина Александровна Акопян
Надежда Алексеевна Паршукова