Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме «Химический состав клетки»

0
0
Материал опубликован 16 July 2019

Технологическая карта урока

ФИО: Ершова А.Л., учитель биологии и химии МКОУ Чесменская СОШ Бобровского района Воронежской области

Класс: 5

Предмет: биология

Автор УМК: И.Н. Пономарева, И.В Николаев, О.А. Корнилова « Биология 5 класс» М., изд.центр « Вентана-Граф» 2015г.

Урок № 6

Тема урока « Химический состав клетки».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: Изучить химический состав клетки, выявить роль неорганических и органических веществ.

Задачи:

образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические вещества в клетках растений с помощью лабораторных опытов; уметь организовать совместную деятельность; уметь выражать свои мысли.

воспитательные: осознанно достигать поставленную цель; воспитывать положительное отношение к совместному труду

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

знать химический состав клетки;

рассмотреть разнообразие веществ и их роль в клетке;

уметь отличать неорганические вещества от органических.

Метапредметные:

регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться мнением товарища и высказывать свое.

коммуникативные: обсуждать информацию в рабочей группе; и уметь выслушать товарища; выражать свои идеи и мысли.

познавательные: работать с учебником; находить отличия; составлять схемы - опоры; работать с информационными текстами; объяснять значение новых слов; сравнивать и выделять признаки; уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

устанавливать связь между целью и ее результатом;

оценивать свой вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Продолжить формирование умения работать с учебником.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значение новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои идеи и мысли.

Регулятивные УУД:

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем, совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, таблицы по биологии « Строение клетки» и «Химический состав клетки», клубень картофеля, семена подсолнечника и огурца, мука, вода, раствор йода, марля, микролаборатория.

Основные термины и понятия: Химические элементы, химические вещества. Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества: белки, жиры, углеводы.

Ход урока

1.Мотивация

Начинается урок,
Надеюсь, он пойдет вам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден,

Никогда не давались легко

Достижения людям.

***

Прошу, Вас, присаживайтесь. Я рада видеть вас. На сегодняшнем занятии нам предстоит изучить нечто очень интересное из курса биологии и тему нашего урока ……. Вы позже назовете сами.

А сейчас я хочу напомнить вам наши занятия по внеурочной деятельности клуба «МикроЛаб» в прошедшем учебном году и показать пару опытов. Внимание! ( показательные опыты)

Сода с раствором уксуса → «шипение» - выделение пузырьков газа.

В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода → обесцвечивание раствора.

Что же произошло? (превращение)

И это действительно так. Одно вещество превратилось в другое. Наука, которая изучает вещества и их превращения это ……………….( химия)

«Химия вокруг нас» - это вы слышали, используя бытовые предметы, такие как мыло, гели, шампуни и многое другое. Но и мы с вами тоже состоим из химических элементов. Что же получается, что химия не только вокруг, она и… (внутри любого организма).

Верно. А теперь попробуем сформулировать тему нашего урока, но для этого вспомните «золотое правило» биологии: Все живое состоит из ………. (клеток). Используя два термина - химия и клетка, попробуйте назвать тему

( версии детей). Правильно.

Проговоренная тема записывается на доске, ребята пишут в тетрадях.

« Химический состав клетки» - тема нашего урока.


 

II. Актуализация пройденного материала

Мы уже изучили строение клетки, рассмотрели, чем отличаются клетки растительного и животного организма. Давайте вспомним и проверим наши знания ( на столах учащихся лежат листы с заданиями).

Ребята работают по индивидуальным карточкам (тестовые задания с выбором одного правильного ответа), самостоятельно проверяют ответы, анализируют их. ( Приложение 1)

Карточка 1.

Растительная клетка отличается от клетки животного наличием органоида:

А) рибосома Б) митохондрия В) хлоропласт Г) лизосома

Клеточная стенка имеется у клетки:

А)растительной Б) бактериальной В) животной

Органоид, который является источником энергии:

А) аппарат Гольджи Б) вакуоль В) митохондрия Г) ядро

Для какой клетки характерен процесс фагоцитоза:

А)вирус Б) животной В) растительной Г) бактерии

Как называется внутренняя среда клетки, в которой происходят обменные процессы:

А) цитоплазма Б) ядро В) ЭПС Г) рибосома.


 

Карточка 2.

Выбери правильный ответ

Клеточная оболочка не характерна для:

А) растений Б) грибов В) животных

2. Растительная клетка отличается от животной клетки наличием:

А) хлоропластов Б) рибосом В) митохондрий

2. Допиши предложение

Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют приспособления в виде …………….

(ложноножки или псевдоподии, реснички, жгутики)

Карточка 3

Дайте определения органоидам по их функциям:

А) ограничивает клетку от окружающей среды -_______________________________

Б) служит «энергетической станцией» клетки - _______________________________

В) отсутствует в животной клетке -_________________________________________

Г) служит транспортной системой клетки -__________________________________

Д) является центром деления клетки - ________________________________________

Е) синтезирует белки - ____________________________________________

2.Один ученик работает у доски с кроссвордом «Строение клетки»

Ответь на вопросы кроссворда.

Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово.

 

Л

                 

1.Какие структуры  придают растительной клетке зелёный цвет? (слово во множественном числе)

 

К

     

2.  Группа клеток, сходных по строению и функциям.

 

 

К

 

 

 

 

 

 

3. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?

 

Е

           

4. Тонкая эластичная структура клетки, ограничивающая её снаружи.

 

А

         

5.Полость с клеточным соком, содержащим  запас воды  и растворённые в ней вещества.  

   

Т

             

           6. Вязкое, полужидкое вещество внутри клетки.

Ключевое слово:__________________________

III. Актуализация нового материала

Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 25-26 и попробуйте самостоятельно в тетрадях составить схему « Вещества клетки» (Приложение 2)

ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ

Неорганические вещества Органические вещества

1.______________________ 1.________________________

2.___________________________________ 2.________________________

3.________________________

 

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение. И что их клетки имеют сходное строение ( есть небольшие исключения). Оказывается, кроме сходства в строении. Для всех клеток характерен одинаковый химический состав.

Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 113, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречаются в виде химических веществ. Из чего же состоят химические вещества? (из атомов). Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические.

Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы, наверное, слышали, что человек на 80% состоит из воды, а в клетках растений ее – около 60 %.

Демонстрационные опыты, доказывающие присутствие воды в клетках растений:

    1. Прокаливание семян

Положим в пробирку сухие семена огурца и прокалим их на огне спиртовки. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделяется при нагревании из клеток.

2. Взвешивание

Взять два одинаковых по массе листа капусты. Один из них высушили. Зачем? Как вы думаете? (совершенно верно, чтобы вода испарилась из клеток растения). Давайте взвесим эти два листа и посмотрим, сколько же там было воды.

Используя результаты опытов и прочитанный вами материал учебника, сделаем вывод и его запишем в тетради.

Роль воды в клетке:

Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.

Входит в состав цитоплазмы.

Составляет основу клеточного сока.

Кроме воды в составе клетки можно обнаружить и минеральные соли, так же относящиеся к неорганическим веществам клетки.

Минеральные соли составляют около 1 % массы клетки, но их значение также велико.

Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и др.элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества ( химические элементы)

*водоросли – накапливают йод, поэтому некоторым людям, испытывающим недостаток этого химического элемента, рекомендуют есть ламинарию – «морскую капусту»;

* по месту распространения лютиков можно судить о присутствии в почве элемента лития;

* хвощ растет на кислых почвах ( наличие в почве элемента водорода).

Демонстрационный опыт по определению наличия минеральных веществ и химических элементов в клетках растений и животных.

      1. Давайте сожжем сухой лист капусты ( из первого опыта). Что же осталось в чашке? Верно, зола – это и есть минеральные вещества.

        Кусочек скорлупы куриного яйца положим в пробирку и прильем раствор уксусной кислоты. На поверхности скорлупы появились пузырьки , выделяется какое-то газообразное вещество. Что же это?

Проверить можно с помощью горящей лучинки, которую можно поднести к отверстию пробирки. Она погаснет, а это значит, что выделяющиеся пузырьки – это углекислый газ ( свойства которого вы знаете из курса внеурочной деятельности – газ, который не поддерживает горение). В формуле углекислого газа есть два элемента – углерод и кислород, которые входят в состав клеток животных.

Опять сделаем вывод и запишем его в тетради, используя стр.26-27 учебника и результаты опыта.

Роль минеральных солей в клетке

1.Они необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;

2. В состав минеральных солей входят атомы химические элементов.

3. Химические элементы, которые содержатся в клетке:

калий, водород, фосфор, углерод, кальций, сера, кислород и азот.
 

Итак, вода и минеральные соли входят в состав неживой природы. Но, между химическим составом живых организмов и неживой природой существует единство).

Кроме неорганических веществ, в состав клетки входят органические вещества - вещества, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. Эти вещества содержатся или производятся живыми организмами. К этим веществам относят белки, жиры, углеводы.

Используя стр.27 учебников, самостоятельно заполните таблицу ( образцы на столе у каждого учащегося)

« Органические веществами клетки». (Приложение 3)

Вещество

Значение

Белки

 

Углеводы

 

Жиры

 


 

А сейчас, вы сами продолжите исследования.

Лабораторные опыты (выполняются в малых группах, инструкции по выполнению работы и отчет «старшего» группы). (Приложение 4)

Группа 1.

Опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке растения.

Определение крахмала

А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?

Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.

Что вы наблюдаете? (Помутнение воды)

Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода.

Что наблюдаете? (Раствор посинел)

Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)

В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

Как вы думаете, из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)

А что такое тростник и свекла? (Растения)

Какой вывод мы можем сделать, опираясь на эти знания? (Действительно, в клетках растений содержится сахар)

Роль углеводов в клетке:

Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.

Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.

Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)

Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)


 

Группа 2

Опыт, доказывающий наличие белка в клетке растения.

Аккуратно выньте комочек теста и рассмотрите его, развернув марлю, потрогайте его пальцем.

Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

Группа 3

Опыт, доказывающий наличие жира в клетке растения.

Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.

Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге)

Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)

Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

Какие масличные растения вам известны?

Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?

Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?

Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.


 

VI. Закрепление по эталону

 

Биологический диктант: (Приложение 5)

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод)

2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (сахар)

3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)

4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)

5.Общее название солей, содержащихся в клетке. (минеральные)

6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)

7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)

8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (белки)

9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (клейковина)

11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (синий)

12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (клубень)

Вставьте пропущенные буквы:

Кисл…род, в...д…род, б…лки, угл…воды, м..н..ральные соли, ж...ры.

V. Рефлексия.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

Все ли вам было понятно в течение урока?

Какая часть урока показалась самой интересной?

Какая часть урока вызвала затруднение?

Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит там работа.

Идут превращения,

Названье таким превращеньям - явления.

И создают вещества органические,

Процессы те сложные, по сути химические.

VI. Домашнее задание.

Всем учащимся: §6, вопросы на странице 27, в рабочей тетради задание 5-7 на странице 41-42.

На выбор:

Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?

Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?

Используемая литература:

    1. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 192с.

      Пономарёва И.Н. Биология 5 класс: методическое пособие. - Москва: Вентана - Граф, 2013.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.