Конспект урока по математике: «Задача. Нахождение и запись решения» (1 класс)
Конспект урока по математике: «Задача. Нахождение и запись решения»
Класс: 1класс
Программа «Перспективная начальная школа»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий
Форма организации: урок
Представление о результатах:
Личностные результаты: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, умение рефлексировать свои действия, используя оценочный лист.
Метапредметные результаты: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, подводить под понятие «решение задачи» на основе выделения существенных признаков
Предметные результаты: находить и записывать решение задачи в виде числового выражения
Цель урока: овладение термином «решение задачи», научить учащихся находить и правильно описывать алгоритм нахождения искомого числа, а не процесс его вычисления.
Задачи урока:
– ввести термин «решение» и рассмотреть его значение.
-учить различать загадки и задачи
- закреплять знания состава чисел первого десятка, знание нумерации двузначных чисел.
– развитие внимания и логического мышления.
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
Настрой на работу в стихотворной форме
Громко прозвенел звонок –
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2.Создание мотивации.
Создать эмоциональный настрой и атмосферу
- Отгадайте:
- Без языка, а всех вас учит? (книга, учебник)
-Правильно начнём работу в учебнике.
- Это учебная книга.
Настраиваются эмоционально.
3. Постановка темы и цели урока.
-Откройте учебник на странице 36. Прочитайте тему урока. (Дети читают тему урока).
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Сформулируйте цели урока (Обучающиеся формулируют цели урока).
4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
-Маша и Миша решили найти отличия задачи от загадки.
-Послушайте их диалог. Это задание №1 на странице 36.
«Маша, ты говоришь, что загадку нужно отгадать, а| задачу — решить. А что такое РЕШЕНИЕ задачи?» — спросил Миша. Помоги Маше ответить на этот вопрос. Вспомни задачу про поленья. Маша её РЕШИЛА, когда поняла, что для ответа на бабушкин вопрос нужно сложить данные числа — 5 и 3. Поэтому решение то задачи можно записать в виде суммы чисел 5 и 3 5+3 - это решение задачи про поленья.
-Какое же отличие между задачей и загадкой?
- Вспомните задачу про поленья. Как её решила Маша?
- Посмотрите, вот так выглядит решение данной задачи.
Запись на доске: 5+3
- Тогда Миша тоже захотел решить задачу и попросил бабушку задать ему новую задачу. Бабушка сказала:
- Я испекла 5 пирожков и попросила три отнести маме. Сколько пирожков осталось? Миша записал два числа и засомневался какой знак поставить «плюс» или «минус».
- Помогите Мише выбрать правильный знак.
- Почему именно этот знак?
Запись на доске: 5-3
- Предположите, что значит решить задачу?
- Что вы делали, когда помогали Мише?
- Подтвердите свое предположение правилом из учебника.
Теперь мы знаем, что решение задачи заключается правильном выборе действия над данными числами.
- Итак, что значит решить задачу?
5. Первичное закрепление учебного материала.
- Давайте научимся применять новые знания, выполняя задание №2 из учебника.
- Посмотрите на условное обозначение.
- О чём говорит этот знак?
- Приготовьтесь работать в тетрадях.
-Прочитайте задание. Кто прочитает вслух?
Найди текст, который является задачей. Для каждой задачи найди и запиши в тетрадь её решение.
1. Даны числа 6 и 3. Найди их сумму.
6+3 3+6
2.Стоит Антошка на одной ножке. Что это такое?
1+1 1+0
3. Сколько карандашей в двух коробках, если в каждой лежит по 6 карандашей?
6+2 6+6
4. Сколько ещё задач нужно решить ученику, если он, решил 3 из тех 7, которые ему задали?
3+7 7 - 3
5. Написано слово МАТЕМАТИКА. Сколько в нём букв?
5 + 5 8+2
- Приступим к выполнению.
-Прочитайте первый текст.
- Является ли он задачей?
- Мы будем работать в рабочих тетрадях.
Открывают рабочие тетради и кладут учебник на уголок стола.
Читают задание самостоятельно. Один ученик прочитывает вслух.
- Нет, это не задача, так как сказано какое действие нужно выполнить.
Аналогично разбираются все тексты. Дети приходят к выводу, что задачами являются тексты №3 и№4. Решения записываются в тетрадь. (6+6; 7-3)
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
Формирование умения самостоятельно применять полученные знания на практике и сравнивать свою работу с образцом.
-Продолжим работу в ТПО.
- Откройте ТПО на стр.63. Найдите первое задание.
-Прочитайте задание и выполняйте. Кто затрудняется, поднимите руку, и я помогу вам.
- Какое действие выбрали для решения этих задач?
- А теперь открываем стр. 64. Вместе выполняем № 2,3.
(Составляем задачи и записываем решение)
- Закройте ТПО и отложите на край стола.
6. Познакомить со способами решения задач повышенного уровня с опорой на рисунок.
-Найдите в учебнике задание №3 и внимательно его прочитайте.
Для каждой суммы придумай задачу, которая имеет такое решение: 5+2; 6+(2+1); (7+3)+4.
Какая из сумм является решением задачи, изображённой на рисунке?
- Сформулируйте задачу с опорой на рисунок.
- Вспомните, на что указывают скобки?
В учебнике записи:
6+(2+1) и (7+3)+4
-Рассмотрите условные обозначения к заданию №4.
-Приготовьтесь выполнять это задание
-Прочитайте задание и выполняйте его самостоятельно.
Учитель наблюдает за процессом решения задач учащимися класса и находит учеников, выполнивших решение по-разному.
- Давайте проверим вашу работу. Кто запишет свои решения на доске.
- Ребята, кто решил задачу так же как….?
- А кто из вас соглашается с ….?
-Почему у ребят разные решения?
- Молодцы!
-Рассмотрите условные обозначения к заданию №5
- О чём говорит этот знак?
-Внимательно прочитайте задание.
По данному рисунку придумай задачу, решением которой будет сумма 5+4. Предложи соседу по парте по этому же рисунку придумать задачу, решением
которой будет разность 9-4.
Выполняют.
-А сейчас закройте учебник и откройте ТПО на стр. 65. Решаем задачи под номером 4. (Один у доски, остальные в тетради)
7.Итог урока.
- Какую цель на уроке ставили?
– Достигли цели?
- Для кого урок прошел с пользой?
- Какие знания пригодятся вам на следующих уроках?
- За что вы можете себя похвалить?
8.Рефлексия деятельности.
- Что понравилось на уроке? Со всеми заданиями справились?
-Урок окончен.