12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марочкина Елена Алексеевна104
Россия, Астраханская обл., Астрахань
5

Урок пресс-конференция «Проблемы выбора профессии у современной молодёжи»

Урок пресс - конференция «Проблемы выбора профессии у современной молодёжи". (Профориентационный урок-конференция).

Понятие “пресс-конференция” состоит из двух слов:

Пресс – означает, что в мероприятии участвуют представители прессы – журналисты из различных периодических изданий ( газета Волга, Астраханская правда, Вечерняя Астрахань, Астраханские Ведомости, Пульс Аксарайска,)

Конференция – собрание специалистов по каким-либо вопросам.

Таким образом, пресс-конференция – это собрание представителей печати, перед которыми выступают, т.е. сообщают информацию, отвечают на вопросы члены делегации. Сегодня наша делегация состоит из представителей разных групп профессий.

Цели: Дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения; активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию. Задачи: 1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни; 2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность.

Метапредметные умения и навыки: Учить искать информацию по дополнительным источникам.

- Тренировать формирование умения анализировать и классифицировать информацию, выбирать главное.

Личностные результаты

Напомнить о необходимости и формировать уважение к собеседнику.

Тренировать умение вести дискуссию.

Тренировать умение выступать перед большим количеством людей, отстаивать свою точку зрения.


 

Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении долгих лет. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом.

В ходе пресс-конференции будут обсуждаться вопросы и проблемы трудоустройства и трудовых отношений: неформальная занятость и правовая уязвимость молодых людей, «серые» и «черные» схемы оплаты труда, неравные условия труда, отсутствие социальных гарантий, а также сложности в организации собственного бизнеса – недостаток финансовой поддержки, при открытии собственного бизнеса, недостаток личного делового опыта и другие аспекты трудовых отношений.

Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом» ) означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

Выступление юриста

Конституция РФ статья 37 гласит:

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». 1.1. Профессиональная ориентация — это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально — экономической ситуации на рынке труда.

1.2. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются: профессиональная информация — ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально — квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности; 1.3. профессиональная консультация — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях.

Вопрос журналиста. Как называется ваша профессия? С чем связано ее название?

Ответ: «Юрист» в переводе с латыни означает право, другими словами - знание о праве. Большинство историков считают, что история юриспруденции началась в древнем Риме. Юристы могут помочь в самых различных вопросах права. Например, оказать консультацию и помочь оформить автокредит, а также разобраться во многих других правовых вопросах и законах. Вопрос журналиста. Какие из учебных предметов в школьные годы вам больше всего нравились? Ответ: история, обществознание. Вопрос журналиста? Какое влияние оказали друзья и знакомые на Ваш выбор профессии? _______________________________________________________________________________________

II. Выступление социолога.

В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.

Почему проблема? Причиной этому является отсутствие опыта практической деятельности. А ведь во многих профессиях недостаточно одних теоретических знаний. От года до трех лет стажа по специальности – такое условие является обязательным в большинстве компаний при приеме на работу. Именно из-за отсутствия такого стажа молодежи чаще отказывают. Получив диплом в руки и полную свободу действий, они не знают, куда податься, где, и главное - КАК искать работу. Особенно удивляет вчерашних студентов равнодушие работодателя к красному диплому. Если в анкете напротив графы "стаж" стоит жирный прочерк, "круглые" пятерки оказываются абсолютно бесполезными. И даже название престижного вуза не является панацеей от безработицы.

Работу по профильному образованию найти очень трудно. Исследование, проведенное Центром Маркетинговых и Социологических исследований Кадрового Дома "СуперДжоб" показало, что в целом по стране только 50% выпускников российских вузов трудоустроены по специальности. Остальные работают, где и кем придется. Часть из них стремится получить дополнительное, в том числе, второе высшее образование по совершенно иной специальности. Но это еще и дополнительно затраченные время, средства и нервы. Одной из причин такого положения дел является отсутствие у молодых людей профориентации и достоверной информации о спросе и предложениях на российском рынке труда. Многие молодые специалисты с сожалением говорят о том, что проблема трудоустройства есть, и касается не только наличия свободных вакансий. После бесед с работодателями и ищущими работу молодыми людьми, складывается следующая картина: работодателям остро не хватает квалифицированных работников нижнего и среднего звена. Особенно тяжело представителям мелкого и среднего бизнеса, которым нужны ответственные и квалифицированные универсалы. Им просто некогда этих универсалов растить и воспитывать. На недостаток специалистов жалуются практически во всех отраслях. На вопрос «А как же выпускники?» общее содержание ответа работодателей сводится к следующему: «Они ничего не знают и не умеют». Претензии молодых соискателей иного плана– отсутствие работы по специальности или хотя бы соответствующей образованию, понятной зарплатой политики, системы градации, учитывающей то, каким опытом работы обладает человек и насколько хорошо он учился. В общем, у каждого своя правда. Сегодня многие выпускники не находят работу по специальности. Профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда, а рынок образовательных услуг не готов оперативно реагировать на изменения спроса на специалистов. В результате проведенного социологического опроса по проблеме «Какие причины могут помешать студентам работать по своей специальности?». Абсолютное большинство опрошенных из разных вариантов ответов выделили два: «низкий заработок» (59%) и не востребованность молодых специалистов на рынке труда (35%). Другие причины не столь значимы: разочарование в специальности во время обучения отметили 5% опрошенных. 1% студенток считают, что работать по специальности им может помешать рождение ребенка. Данные ожидания в целом соответствуют реальной ситуации на региональном рынке труда. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство опрошенных все-таки предпочитает искать работу с высокой оплатой. Большинство респондентов совершенно справедливо полагают, что для хорошего трудоустройства им необходимо иметь хорошую специальность и квалификацию, а также высшее образование.

Вопрос журналистов: Как можно решить данную проблему, основные пути решения? Ответ: На наш взгляд, на уровне регионов было бы целесообразным применять систему квотирования рабочих мест для молодежи, планировать создание новых рабочих мест для выпускников учебных заведений, а также стимулировать молодежную само занятость и развитие малого бизнеса.

______________________________________________________________________________________

III. Выступление психолога. Чем обычно руководствуются люди, выбирая профессию? Чаще всего особо важными параметрами считаются: востребованность, средний оклад специалистов данной профессии, престижность работы. Где-то в конце этого списка красуется вопрос “а смогу ли я этим заниматься в принципе?” Как часто вам приходилось слышать фразы типа “экономистов сейчас и так перебор – большая часть кассирами работают” или “музыкант – не профессия, групп полно, и шансы стать востребованным близки к нулю”? Воспринимается вполне логично, и мы сами, таким образом, существенно сужаем круг выбираемых профессий, отбрасывая на наш взгляд малоперспективные. У нас полно юристов и экономистов, которые пришли в профессию, потому что это круто, престижно и сулит большие деньги. Однако им никогда не стать хорошими специалистами и не продвинуться по карьере (ну разве что из-за связей), потому что эта тема для них скучна, а работа – просто отягощающее, но необходимое средство получения денег. А между тем, действительно хороших специалистов везде не хватает. Таким образом, самый важный (да и на самом деле — единственный) критерий выбора профессии – ваш личный интерес. Но не представляйте себе, как на вас будут смотреть друзья и близкие. Не нужно себе представлять конечный результат – разработанное программное обеспечение, получение нобелевской премии за открытие, победа в суде – так захочет покрасоваться каждый. Лучше осознайте, что большая часть любой работы – рутина. Подбор материалов; вывод формул; штудирование уголовного кодекса; разбор кривого кода, написанного коллегами – вот то, чем основную часть времени придется заниматься в зависимости от выбранной профессии. Не нужно романтизировать! А как только вы это примете и решите, “да, вот такая рутина меня устраивает”, смело начинайте двигаться в направлении освоения этой профессии. Профориентация может сопровождать человека годы и десятилетия. Никогда не поздно сменить вид деятельности, попробовать что-то иное. Профориентация может служить и флюгером желаний, и рулём, который повернёт вашу жизнь в нужную сторону. Просто делайте и не бойтесь.

Вопрос журналиста: Помогают ли профориентационные тесты? Сложный вопрос. Профориентационные тесты широко используются в российских школах и вузах, однако однозначно заявить, что они оказывают положительное влияние на дальнейшую судьбу тестируемых — несколько самонадеянно. Результаты тестов могут не совпадать с реальностью, поскольку формулировка вопросов зачастую достаточно абстрактна. Кроме того, тестируемый должен уметь прогнозировать, ставить себя на другое место, оценивать себя со стороны. Такие способности есть далеко не у каждого, и нужно учитывать это при интерпретации результатов. Сделать это может только квалифицированный психолог.

Вопрос журналиста: Какие форматы профориентации наиболее эффективны?

Тематические парки. Кратко: места симуляции взрослого мира, где можно на несколько часов примерить на себя любую профессию.

Лекции, встречи и мастер-классы с практикующими профессионалами. Как правило, это короткий и не самый регулярный вид активности. Зато он позволяет поговорить с людьми, которые уже работают в интересующей сфере.

Экскурсии в реальные организации. Тоже нерегулярный формат. Зато в выбранной компании можно провести целый день, погрузиться в атмосферу и поговорить уже со многими людьми.

Участие в профориентационных программах (локальных или выездных). Как правило, такая деятельность заключается в групповой работе на достаточно длительный срок (2-3 недели) под руководством психологов, тренеров, приглашённых практиков.

Свободный год. Вариант «хардкор» — это годовой перерыв после школы, во время которого ребёнок пробует различные виды деятельности чтобы понять себя, свои желания, познакомиться с интересными людьми.

Вопрос журналиста: Какие профориентационные экскурсии были проведены в вашем классе?

Ответ: Экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор.

Подведение итогов конференции.

Опубликовано в группе «Бесплатные курсы повышения квалификации для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.