Статья на тему «Современный урок — проблемы, подходы, решения»
Современный урок - проблемы, подходы, решения
Наше время – это время перемен. Современное образование в России перешло на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Особенность ФГОС нового поколения деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения.
Обшество и государство как социальные заказчики требуют от школы подготовки принципиально иного подрастающего поколения. Реальность диктует нам, что молодой человек должен обладать набором определенных качеств и только тогда он сможет быть успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и быть полезным обществу. Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания. Учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие.
Чтобы реализовать новые требования, урок должен стать новым, современным. Современный урок – одна из важнейших проблем педагогики. Нахождение путей решения – приоритетная задача современного педагога. Современный педагог должен сделать свой урок простым, понятным, но в тоже время насыщенным материалом, активным, познавательным. Современный урок значительно отличается от традиционного урока. Характерная особенность современного урока —активная самостоятельная учебная деятельность учащихся.
За годы работы учителем начальных классов я пришла к выводу, что наиболее эффективными, интересными для педагога и детей являются интегрированные уроки. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание уроков, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
Проблема интеграции обучения и воспитания в нач. школе важна, современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Предметная самостоятельность и разобщённость, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.
Интегрированные уроки помогают формировать понимание целостной картины мира у детей, связь между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают к поисковой и исследовательской деятельности.
На основе межпредметных связей строится интегрированные уроки, которые в свою очередь и активизируют интерес учащихся к предмету.
В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.
При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность, облегчает систему контроля, способствует формированию научной картины мира.
Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень. Интегрированные уроки дают возможность учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографии, творческому потенциалу).
Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
Такие уроки требуют от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма.
Разрабатывая урок, учитель должен учитывать:
Цель урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов, и т. п.)
Подбор объектов, т. е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
Определение системообразующего фактора, т. е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это-идея, явление, понятие или предмет)
Создание новой структуры курса.
Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. Главной особенностью интегрированного урока является, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета который является главным.
Таким образом, интегрированный урок в начальной школе заслуживает достаточного внимания. Он способствует повышению эффективности обучения, поскольку, опираясь на знания, приобретенные при изучении других предметов, ученики находят новые логические связи в учебном материале. А это, в свою очередь, развивает в них интерес к учебе, активизирует мышление, делает их знания сознательными, прочными. Кроме того, межпредметные связи дают возможность рационально использовать время, отведенное на изучение учебного материала, весомо уменьшает нагрузку учеников.