Статья «Основные проблемы изучения стёртой формы дизартрии у дошкольников»
Конакова Таисия Александровна
Учитель-логопед
Ёлкина Людмила Николаевна
Учитель-логопед
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 97 «Күчтәнәч»
Республика Татарстан, г. Нижнекамск
Основные проблемы изучения стертой формы дизартрии у дошкольников
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы изучения стертой формы дизартрии у дошкольников на современном этапе. Анализ стёртой дизартрии проводится на основе ведущих подходов, представленных в клинической, психолого-педагогической и методической литературе. В статье определены причины появления стертой формы дизартрии, рассмотрены формы двигательных недостатков у детей со стертой форме дизартрии и дана характеристика нарушений органов артикуляции при данном расстройстве.
Дизартрия, как сложный речевой дефект интенсивно изучается и освещается отечественными и зарубежными учеными, разрабатываются различные способы, приемы диагностики и коррекции, данная тема остается актуальной в отечественной и зарубежной логопедии. Дизартрия как специфическое нарушение звукопроизносительной стороны речи вызывается недостаточностью иннервации артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата [10].
Научный подход к исследованию проблемы дизартрии был впервые применен немецким неврологом Литтлем. Изучая это нарушение у детей, он описал речевые расстройства, характерные для дизартрии. Сам термин «дизартрия» впервые ввел А. Куссмауль, под которым он понимал все нарушения фонетической стороны речи у детей и взрослых. И только в середине двадцатого века, дизартрию будут рассматривать как сложный речевой дефект, при котором нарушены не только фонетическая, но и просодическая сторона речи [4].
Нарушения речи дизартрического характера могут возникнуть при различных органических поражениях головного мозга, образующиеся под воздействием неблагоприятных факторов в сензитивных периодах развития мозга ребёнка. К неблагоприятным факторам становления нервной системы относят патологию беременности: хронические эндогенные заболевания беременной женщины, воздействие радиационного излучения, вредное влияние алкоголизма, травмы плода и ряд других патогенных факторов. В натальный период к дизартрии могут привести такие патофизиологические явления как стремительные или затяжные роды, слабость родовой деятельности беременных, асфиксия новорожденных и другое. Так же в патогенезе этиологии дизартрии большую долю занимают нейроинфекционные заболевания у детей, черепно-мозговые травмы, тяжелые соматические заболевания, протекающие с осложнениями в центральной нервной системе [15].
В настоящее время прослеживается тенденция увеличения детей с проблемами в речевом развитии. По результатам научных исследований наиболее часто встречающимися речевыми нарушениями являются общее недоразвитие речи (далее - ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее - ФФНР). Среди группы детей с ОНР до 50% составляют дети со стертой формой дизартрии. А среди детей с ФФНР до 35% [9].
В отечественной логопедии термин «стертая дизартрия» был введен О. А. Токаревой в 50-60 гг. прошлого столетия. Автор констатирует, что дети, с данным нарушением в бытовой речи большинство звуков произносят правильно, но испытывают трудности в автоматизации и дифференциации [9].
Зарубежный учёный Б. Ж. Монделарес определяет стёртую дизартрию как «речевую или артикуляционную диспраксию развития». Данный дефект он определяет, как нарушение контроля за речевыми движениями. «Диспраксия - это расстройство речи нейрогенного происхождения, но в отличие от дизартрии это расстройство связано не только с двигательными нарушениями» [12].
Стертая дизартрия - нарушение речи, которое проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает вследствие невыраженного микро органического поражения головного мозга. В логопедической терминологии стертая дизартрия как термин выделилась в 50-60-х годах XX века. Автором данного термина является Токарева О.А. по мнению которой дети, страдающие данной патологией, большинство звуков могут произносить правильно, но в спонтанной речи затруднена автоматизация и дифференциация звуков. В зарубежной литературе применяют термин «речевая, или артикуляционная, диспраксия развития» (Development apraxia of speech-DAS) [2].
Проблемой изучения и преодоления дизартрических расстройств в разные годы занимались Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф., Гуровец Г.В., Маевская С.И., Карелина И.Б., Мартынова Р.И., Серебрякова E.H., Лопатина Л. B. Собович Е.Ф. дифференцировала понятие стертая дизартрия от дизартрий присущих ДЦП, различая их по симптоматики проявлений. Клиническая картина стертой дизартрии сложна для диагностики. Современные исследователи рассматривают данное речевое нарушение как комплекс симптомов. Для данного речевого нарушения характерна сглаженность симптомов, неоднородностью их проявлений. Отмечаются помимо нарушений устной речи, голосообразования, интонации, ритма и темпа речи нарушения высших психических функций, мелкой и общей моторики. Отличительной чертой стертой дизартрии от дислалии является нарушения звукопроизношения согласных и гласных звуков. Также отмечаются нарушения мышечного тонуса по типу спастичности, гипотонии, дистонии. Отмечаются гиперкинезы, синкинезии, движения артикуляционной моторики дискоординированны. Проводя изучения анамнестических данных детей со стертой дизартрией у большинства детей в первый год жизни часто стоял диагноз перинатальная энцефалопатия (ПЭП), характеризующаяся диффузным поражением головного мозга дистрофического характера, обусловленного различными болезнями и патологическими состояниями. Также все неврологические симптомы были выражены в легкой форме и имели мозаичный характер. Традиционно выделяют 3 группы детей со стертой дизартрией:
- К первой группе относят детей, у которых отмечаются нарушения звукопроизношения и просодики. Зачастую детей данной группы относят к детям, имеющим дислалию, поэтому важна тщательная дифференциальная диагностика.
- Ко второй группе детей относят тех детей, у которых помимо нарушения звукопроизношения и просодики отмечается незаконченное формирование фонематического восприятия.
- К третьей группе относятся дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с нарушением фонематического восприятия. Система коррекционно-логопедических мероприятий по коррекции стертой дизартрии должна носить пролонгированный и системный характер с учетом индивидуально-личностного подхода. Коррекционно-логопедическая работа должна выстраиваться в тесном взаимодействии с медицинскими мероприятиями, с обязательными наблюдениями у невролога [3].
Глубина и сложность проблемы дизартрии заключается, прежде всего, в том, что между уровнем речевого развития и уровнем развития основных функций психики, а также уровнем развития интеллекта существует прямая взаимосвязь. Другими словами, ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти. В этой связи возникает необходимость дополнительного изучения речевых проблем, а также разработки способов их преодоления и коррекции [5].
Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. При функциональных пробах и нагрузках проявляется тремор языка [6].
Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому [8].
У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу. Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки [11].
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика. При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения - например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. [13].
При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи [7].
Для детей со стертой дизартрией характерны следующие нарушения артикуляционного аппарата: паретичность, спастичность мышц, гиперкинезы, апраксия, девиация и гиперсаливация. В таблице 1 представлена характеристика данных нарушений.
Таблица 1. Характеристика нарушений органов артикуляции при стертой дизартрии.
Нарушения артикуляционного аппарата |
Характеристика нарушений |
Паретичность мышц |
Гипомимичность и вялость мышц лица при проведении пальпации. Вялость жевательной мускулатуры, губ и языка. Язык мало активен, располагается на дне полости рта. При функциональных нагрузках мышечная слабость увеличивается. |
Спастичность мышц |
При пальпации мышцы лица твердые и напряженные. Отмечается амимичность лица. Губы упорно располагаются в полуулыбке, где верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Язык нередко подвержен изменениям: толстый, без выраженного кончика, малоподвижен. |
Гиперкинезы |
Дрожание, тремор языка и голосовых связок при функциональных пробах и нагрузках. По окончании проб, проявляется легкий цианоз (синюшность) или беспокойство языка (невозможность удержания языка вне полости рта). Выражен повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. |
Апраксия |
Значительные трудности в выполнении и переключении движений. При кинетической апраксии нарушен переход движений. При кинестетической апраксии производятся хаотические движения, по обнаружению необходимой артикуляционной позы. |
Девиация |
Отклонение языка от средней линии при проведении артикуляционных проб и при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки. |
Гиперсаливация |
Выявляется только во время речи. |
При стертой дизартрии выражено нарушение произношения свистящих и шипящих звуков. При произношении искажаются, смешиваются артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, а также акустически противопоставленные звуки [14]. Возникают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, особенно при стечении согласных.
В просодической характеристике речи можно отметить понижение интонационно-выразительной окраски речи. При стертой дизартрии страдает голос, голосовые модуляции, резко ослабляется речевой выдох. Тембр речи нарушен и имеет назальный оттенок. Темп речи зачастую ускоренный [16].
В результате анализа научно литературы, мы можем резюмировать, что к особенностям речевого развития детей со стертой дизартрией относятся: трудности при усвоении, различении и воспроизведении предлогов; трудности при словообразовании, недостаточное развитие активного и пассивного словаря; трудности при связном высказывании.
Таким образом, в исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой форме дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и требуют коррекционного воздействия. Данные нарушения оказывают негативное влияние на когнитивное развитие ребенка в дошкольном возрасте [1].
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М.: АСТ: Астрель. - 2008. - 254 с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие М.: АСТ: Астрель, 2006.
3. Белоус Е.Н. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме тема диссертации и автореферата, кандидат психологических наук 2011 Коломна
4. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 287с.
5. Горбенко Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения. Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012.
6. Гуровец Г.В., Маевская С.Н. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. - М., Изд-во МПГИ им. В.И. Ленина, 1978.
7. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов М.: Школьная пресса, 2007
8. Ковалёва Т.П. Теоретические основы изучения фонематического восприятия у детей с ОНР альманах «мир специальной педагогики и психологии» выпуск 1 М. ЛОГОМАГ 2014.
9. Лавская, Н.С. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей [Текст] / Н.С. Лавская // Молодой ученый. - 2014. - № 17 (76). - С. 512-514.
10. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 703с.
11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 1994.
12. Монделаерс, Б.Ж. Исследование и коррекция вербальной диспраксии у детей [Текст] / Б.Ж. Монделаерс // Вопросы практической фониатрии.-М.: Материалы Международного симпозиума,1997.- 193 с.
13. Сергеева Г.В. К вопросу о восприятии звуков речи детьми с ринолалией и дизартрией // Дефектология. 1973. № 3.
14. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.В. Соботович, А.Ф. Чернопольская// Дефектология.-1974.-№4 -С.20-21.
15. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии - М.: Эксмо, 2015. - 320с.
16. Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей.// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2012. - №2. - с. 155-166.