Статья «Сущность и принципы экологического воспитания»
Сущность и принципы экологического воспитания
Вопрос правильного экологического воспитания относится к числу проблем, поставленных в течение времени развития всего человечества, и в данный момент времени, а именно в условиях XXI века, формирование эстетической культуры и норм поведения у младших школьников является одной из важных задач для родителей и учителей начальных классов.
Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края.
Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.
Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:
Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы духовно - нравственного развития и воспитания в начальной школе и Программы воспитания и социализации в основной школе ФГОС. Экологическое образование определяется такими понятиями, как “сознание – мышление – знание – деятельность”, а экологическое воспитание – “ценности – отношение – поведение”.
Процесс воспитания экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием.
Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности.
Экологическое воспитание может быть основой для формирования целостной личности. В младшем школьном возрасте создается фундамент для развития творческого потенциала личности, задается направление к появлению ценностных и эстетических установок.
Создание способности к эстетическому восприятию искусства, природы способно дать внутренний ориентир, а именно чувство гармонии и меры, что направляют человека на верный путь его развития.
В последние годы появилось повышенное внимание к проблемам практики и теории экологического воспитания как к одному из важных средств формирования отношения к окружающему миру, воспитания моральных норм и развития интеллектуальных способностей. А именно как к способу формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
В данном возрасте у детей повышается интеллект, вырабатываются нравственные качества, более явно проявляются черты характера, волевые качества. Ребенок учится управлять своими эмоциями, развивается уровень его физической подготовки. Одной из особенностей младших школьников является желание получать новые знания и чувственный опыт через творческую и трудовую деятельность, которые не являются совсем уж возможной без понимания окружающего мира, а именно в основе своей без экологического воспитания. В основе экологического воспитания детей могут лежать всевозможные игры, в том числе и театрализованные и игры- драматизации и сюжетно-ролевые игры, художественное творчество, например, лепка, аппликации, разнообразный ручной труд, например, полив цветов, а также чтение стихов. Экологические знания будет невозможным также и без знания элементарных норм поведения, принятых в обществе. Помимо обучения и воспитания детей основным навыкам родители и педагоги уделяют должное внимание и обучению нормам и правилам поведения в обществе. На уровне понятном младшим школьникам, педагоги преподносят идеи морали, которые в основе своей лежат в жизненных установках общества, а значит тонкой нитью проходят и через природу и экологию.
Основным ориентиром ребенка являются взрослые, а также иногда могут выступать и сверстники. Нормы поведения детьми усваиваются в процессе общения, подражания, а также и наблюдения. Для корректировки некоторых ситуаций чаще всего используют систему поощрений и наказаний, но, ни в коем случае не прибегают к физическим наказаниям. Сначала дети усваивают бытовые нормы поведения, например, режим дня, санитарно-гигиенические нормы, свои обязанности, так как они довольно распространены, и из-за этого их усвоение упрощается. Это всё включает в себя понятие экологическое воспитание.
Чуть сложнее даётся понимание норм общения и поведения с животными, но самыми сложными нормами поведения для детей являются схемы общения и обращения с другими людьми, так что для улучшения запоминания и понимания следует использовать игры, так как именно в этом случае дети при помощи игровых ситуаций смогут усвоить правила и перенести их в свою повседневную жизнь, а именно использовать нравственную саморегуляцию.
В младшем школьном возрасте у ребенка возникает стремление к получению одобрения от окружающих их людей, и это качество положительно влияет на появление новых, зачастую общественно-полезных и принятых качеств и поведенческих норм, а именно ответственность, чувство долга, что помогает детям придерживаться норм поведения, которые они постепенно усваивают на протяжении жизни. Также желание одобрения приводит ребенка к желанию улучшить экологические знания, что тесно связано с экологическим воспитанием, которое неразрывно и с эстетической культурой, формирование которой является одной из важнейших задач родителей и педагогов.
В младшем школьном возрасте в процессе экологического воспитания происходит формирование мировоззрения ребёнка. Создание эстетических идеалов – долгий и длительный процесс, отмечают многие педагоги и психологи, и он может претерпевать огромные изменения в течение всей жизни, так как на мировоззрение человека оказывают большое влияние и окружение, и друзья, и возрастные особенности личности, а также и ситуация в стране. Главной задачей педагогов школы в процессе формирования у ребенка взглядов на жизнь направить его по пути, во время которого он сможет запомнить и принять устоявшиеся нравственные идеалы: об обществе, о семье, о правилах поведения.
Таким образом, анализируя различные подходы к определению данного понятия, выяснилось, что все описанные ранее понятия экологическое воспитание не отрицают друг друга, а являются синонимичным дополнением.
В нормах поведения можно заметить проявление внешних факторов, что управляют поведением и действиями, а также стоит отметить и внутренние факторы, состоящие из особенностей взятой отдельно личности, а именно одного конкретного человека.
Правила культуры поведения, которые освоил человек, становятся важными качествами личности, а именно воспитанностью, что предполагает под собой соблюдение культуры общения, знаний правил этикета, понимание основных нравственных ценностей. Основным признаком культурного поведения является проявление точности и обязательности. Понимание норм поведения, как и любые другие личностные особенности и знания не являются врожденными свойствами. Ребенок получает их во время развития, воспитания и обучения, а именно в процессе ознакомления с окружающим миром, в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Появлению этих качеств предшествует период получения и сохранения минимального багажа знаний о среде, что окружает ребенка, развитие эмоционального проявления реакций к ценностям (моральным и материальным), понимание самого себя, как субъекта действий и объекта ответа на действия, а именно воздействия. [4] Только на этой основе возможно сформировать убеждения, повлиять на появление жизненных установок личности, на ее качества и внешнее проявления, что в целом и означает культуру и нормы поведения.
Следует также выделить несколько групп, с помощью которых и происходит формирование экологической культуры и норм поведения у младших школьников.
— художественные средства: литература, изобразительное искусство, фильмы, музыка. Данные средства способны вызвать эмоциональный отклик, и имеют связь с моральными нормами, что познаёт ребёнок.
— природа. Она вызывает в ребенке к чувству гуманности, желанию заботиться о других живых существах, что слабее них самих, а также взывает к желанию сохранения красоты, что окружает людей. Природа также влияет и на культуру общения.
— собственная деятельность детей помогает в осознании и формировании культуры деятельности, влияет на желание и умение совместной с кем-либо, не одиночной, творческой и игровой деятельности.
— окружение, а именно друзья, родители, педагоги влияют на ценности ребёнка, и благодаря окружению также и происходит процесс нравственного воспитания ребёнка.
Содержание экологического образования усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
Учеными - экологами были разработаны специфические принципы экологического образования, которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу экологического образования:
Становление экологически воспитанного человека в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний о взаимосвязи природных и социальных факторов среды и того её чувственного восприятия, которое пробуждает нравственно-эстетические переживания и стремление внести практический вклад в её улучшение. Этот принцип ориентирует педагогов на сочетание рационального познания природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на ученика как непосредственного общения с окружающей природной средой. Недооценка этого принципа, считает И.Д.Зверев, приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной мечтательности, либо к расчетливому «узкому» практицизму.
Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их использования в практической деятельности динамичен и зависит от возраста учащихся. Очевидно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте большее значение имеет эмоционально-эстетическое восприятие среды, чем интеллектуальное.
Принцип систематичности и непрерывности рассматривается как организационно-педагогическое условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде школьников младшего, среднего и старшего возраста в системе классно-урочных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно полезного труда. Для достижения поставленных целей и задач необходима четкая система содержания способов и организационных форм учебно-воспитательного процесса.
Принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подходов базируется на том, что ближайшее окружение школьника, повседневное общение с окружающей средой раскрывают разные аспекты взаимодействия человека с природой, вооружают навыками жить с ней в согласии. Нельзя переоценить значение краеведческого принципа применительно к реализации задач экологического образования. Природное и социальное окружение оказывает непосредственное влияние на школьника и определяет стиль его отношения к природе. Особая роль при реализации краеведческого принципа принадлежит практической деятельности учащихся, направленной на развитие их экологической культуры. Однако нельзя ограничивать экологическое образование только знанием природы родного края. При анализе конкретных фактов положительного или отрицательного воздействия человека на природу в данной местности, необходимо вместе с этим давать оценку последствий с государственных и общепланетарных позиций. В систему представления учащихся должны включаться данные, показывающие глобальный характер проблем охраны окружающей среды, которые не имеют государственных границ. Развивая заботу учащихся о природе родного края, учитель внушает им мысль, что забота об условиях жизни на Земле - общая забота всего человечества.
Межпредметный подход предполагает взаимосогласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях получения экологических знаний. Важно сочетать логику развития ведущих положений и понятий, входящих в содержание того или иного предмета с последовательным обобщением и углублением экологических проблем.
Таким образом, для более эффективного формирования экологической культуры младшего школьника учитель должен использовать вышеизложенные принципы экологического образования.