Урок «Сверхпроводимость» (Фиизка, 10 класс)

4
2
Материал опубликован 5 June 2018 в группе

Конспект урока на тему: «Сверхпроводимость»

Урок подготовил учитель физики МОБУ СОШ д. Константиновка Кармаскалинского района Республики Башкортостан Искандарова Гузель Римовна

Цели: ввести понятие температурного коэффициента сопротивления и сверхпроводимости; изучить явление сверхпроводимости и способы его исследования; научиться проводить наблюдения сверхпроводимости;

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: ноутбук, проектор, учебник

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока:

    Мотивация к учебной деятельности, постановка цели урока (2 мин)

«Радость видеть и понимать-есть самый прекрасный дар природы» Альберт Эйнштейн

Как вы понимаете это высказывание?

2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос):

-рассказать о проделанном на предыдущем уроке опыте зависимости сопротивления от температуры

-что называется температурным коэффициентом сопротивления?

-показать график зависимости и математическую формулировку удельного сопротивления от температуры

-чем отличается эта зависимость для металлов и растворов электролитов?

-где находит применение?

3. Изучение нового материала

При очень низких температурах сопротивление некоторых металлических проводников

резко (скачком) уменьшается до нуля.

Впервые это обнаружил в 1911 г. голландский физик Г. Камерлинг-Оннес (1853—1926).

Он экспериментально установил, что при температуре T ≤ 4,12 К (по современным измерениям 4,15 К) электрическое сопротивление ртути исчезает.

Сообщение ученика о голландском физике Г. Камерлинг-Оннес (Приложение 1)


Видео лаборатория чудес. Опыт охлаждения сверхпроводника в жидком азоте (Приложение 2)  Опыт. Сверхпроводимость

https://www.youtube.com/watch?v=Cj0c0EDVBdM

Температуру, при которой электрическое сопротивление проводника обращается в нуль, называют критической температурой.

Состояние проводника при этом называют сверхпроводимостью, а сам проводник сверхпроводником. Каждый сверхпроводящий металл характеризуется своей критической температурой.

Применение: сверхпроводящие соединения нашли применение в качестве материала обмоток электромагнитов для создания сильных магнитных полей в установках управляемого термоядерного синтеза, а также в мощных электрических двигателях и генераторах.

Разрабатывают проекты сверхпроводящих электронно-вычислительных машин. Уже созданы компактные интегральные схемы на сверхпроводниках, обладающие рядом преимуществ по сравнению с имеющимися аналогами. Возможности применения явления сверхпроводимости увеличатся, если будут найдены материалы, обладающие этим свойством при не очень низких температурах

Это интересно! Самый длинный в мире сверхпроводящий кабель официально введён в эксплуатацию в Германии. «Суперпроводник» длиной около одного километра соединил две трансформаторные подстанции в центре города Эссен весной 2014 года.

Просмотр мультфильма Смешарики «Сверхпроводимость» (Приложение 3)             Смешарики

https://www.youtube.com/watch?v=8s-3vnEtzgk

Физкультминутка

4. Закрепление, пример решение задачи

5. Рефлексия

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Чему научились на уроке?

6. Д.з.§119, вопросы 1-3.

Домашняя проектная работа (В течение 2 недель). Изготовление прибора в домашних условиях

презентация 10 класс Сверхпроводимость



Сообщение
DOCX / 18.91 Кб


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересно. Насыщенно. Профессионально.

6 June 2018

Спасибо!!! Если это правда, я очень рада. Опыт ещё небольшой, я только учусь... Провела такой урок со своим 10 классом. Им понравилось, и материал усвоили.

7 June 2018