12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Забелина Маргарита Владимировна31790
Россия, Забайкальский край, п. Карымское
Материал размещён в группе «Ты – мне, я – тебе»

«Свет и тень».

Пояснительная записка.

Данные фотографии я использую на уроках физики:

1) Тема «Световые явления» 8 класс. Урок №51 «Источники света. Прямолинейное распространение света».

2) Тема «Оптика» («Световые волны») 11 класс. Урок по теме «Принцип Гюйгенса. Закон отражения света».

Фотографии «Свет и тень» позволяют сделать обсуждение вопроса более эмоциональным и интересным. На мотивационном и этапе целеполагание можно организовать проблемную ситуацию с помощью цитаты, загадки или стихотворения.

Примеры.

1) «Почему-то никого, кроме меня, не волнует обратная сторона вещей. Вот, к примеру, тень. Хотелось бы понять, в каких отношениях она с тем, что ее отбрасывает, и вообще — что она такое». (Сальвадор Дали)


 

2) Загадка.

«Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа».

3) Стихотворение «Измеряю тень весь день».

Никогда не знаю я,

Больше я иль тень моя...

Измеряю тень весь день:

- Ты какого роста, тень?

А она длинней, короче -

Быть, как я она не хочет.

На этапе закрепления изученного материала можно предложить к данным фотографиям вопросы или качественные задачи.

Примеры.

1) Почему форма тени искажается и не может абсолютно точно повторить контуры предмета?

2) Как зависит форма тени от положения источника света?

3) От каких условий зависит цвет тени, ее контуры?

Дополнительная информация.

Издавна, человеческой тени отдавали большое значение и считали её чем - то таинственным и мистическим. Например, некоторые люди стараются не вступать на собственную тень или же следят за тем, чтобы не попасть в тень другого человека. В древности, если раб наступал на тень своего господина, его казнили. А во времена правления фараонов существовал специальный человек, который следил, за тем, чтобы фараон не наступил на свою собственную тень. На Руси верили, что тень может стать источником недуга, и в таком случае тень надо вынуть и уничтожить. Для этого больного ставили к стене, обводили его тень мелом и измеряли ниткой. Затем нитку сжигали и просили тень забрать болезнь.

Полезная информация, необходимая для объяснения фотографий.

В однородной среде свет распространяется прямолинейно. Поэтому когда световые лучи встречают на своем пути преграду, сквозь которую они не могут пройти, то с обратной стороны преграды образуется тень. Тень – это область пространства, куда свет не попадает. Таким образом, падающая тень повторяет форму предмета, который её отбрасывает. Но форма тени искажается и не абсолютно точно повторяет контуры предмета. Почему? На форму тени, и её направление влияет положение источника света.

Как зависит форма тени от положения источника света? Если солнце расположена прямо над предметом сверху, то падающая тень будет либо очень короткой, либо исчезнет совсем. Чем больше источник света смещён в сторону относительно предмета, тем длиннее будет тень. Источник света может находиться прямо перед предметом или, наоборот, за ним. В этом случае, падающая тень станет либо удаляться от зрителя назад, либо будет приближаться к нему вперёд. Все эти «вытягивания» или «сжатия» теней скажутся на её форме и цвете. Чем дальше тень отбрасывается от предмета, тем она светлее. Чем ближе тень подходит к предмету, от которого она падает, тем она темнее. Это изменение насыщенности может проявляться сильнее или слабее в зависимости от яркости света, размера тени, удаленности источника света. Чем более сфокусирован свет, тем более чётким будет контур падающих теней. И, наоборот, чем более свет рассеян (свет в пасмурную погоду, когда облачно), тем более размытым станет контур тени.

Источники.

1) zaholstom.ru/?page_id=4251

2) evrokom.su/neobychnoe/paranormalnoe/1285-zagadka-nashey-teni.html

Опубликовано в группе «Ты – мне, я – тебе»


Комментарии (4)

Тахтаракова Валентина Анатольевна, 14.02.18 в 01:42 5Ответить Пожаловаться
Как интересно узнать неизвестное об известном. Спасибо, очень понравилось!
Забелина Маргарита Владимировна, 14.02.18 в 13:25 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Валентина Анатольевна, за отзыв!
Семяшкина Ирина Васильевна, 14.02.18 в 18:14 5Ответить Пожаловаться
Отличная идея с фотографиями!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.