Внеурочное занятие «Мир опытов и экспериментов» на тему «Свойства воды»
Киселёва Ольга Анатольевна
МКОУ «Далматовская средняя школа №2»
Внеурочное занятие «Мир опытов и экспериментов»
Тема: Свойства воды
Цель: Формирование знаний о свойствах воды, их применении в жизни человека.
Задачи:
Познакомить учащихся со свойствами воды.
Развивать исследовательские навыки.
Учить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
Воспитывать аккуратность, умение соблюдать правила безопасного поведения во время проведения опытов.
Планируемые результаты:
Доказать экспериментальным путём, что вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, формы; доказывать, что имеет вес; доказывать, что при движении вода издает звук.
Оборудование к занятию:
Для опыта 1: стакан с водой, стакан с молоком, 2 чайные ложки.
Для опыта 2: три стакана с водой, трубочка, сахар, лимон.
Для опыта3: стакан с водой.
Для опыта 4: стакан с водой, чашка, бутылка, целлофановый пакет.
Для опыта 5: контейнер с водой, пластиковая бутылка с проколотым дном, стакан с водой.
Для опыта 6: ёмкость с водой, 2 одинаковые бутылки с крышками.
Для опыта 7: научная лаборатория «PROLog», стакан с холодной водой, стакан с горячей водой.
Для задания 2: 6 стаканов с разным количеством воды, чайная ложка.
Ход занятия
Беседа и экспериментирование.
- Добро пожаловать в мир опытов и экспериментов. В мир исследований.
Попробуйте определить тему нашего занятия. И поставить учебную задачу. А поможет нам загадка.
Я и туча, и туман,
И ручей и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(вода)
- Кто попробует поставить учебную задачу на урок?
- На занятии мы будем изучать воду (Ученые говорят- СВОЙСТВА ВОДЫ, то есть КАКАЯ ВОДА)
- У вас на столе- вопрос для размышления , на который мы постараемся ответить в конце занятия.
Что было бы, если бы речная вода была непрозрачной?
В Сказке «Гуси лебеди» говорится о молочной реке с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в такой молочной реке?
Работа в тетради.
ОПЫТ 1
1.Приготовьте два стакана: один с водой, второй- с молоком.
2.В оба стакана положите чайные ложечки.
3. Сделайте вывод по результатам наблюдения.
Вывод: Вода прозрачная
ОПЫТ 2
1.Приготовьте 3 стакана питьевой воды.
2. В первый ничего не добавляйте.
3. Во второй добавьте сахар (кусочек)
4.В третий- сок лимона.
5.Участник группы под номером 1 отвернется, участник группы под номером 3 (сосед по плечу) переставит стаканы местами. Участник под номером 1 попробует угадать (не пробуя) в каком стакане простая вода.
6. Сделайте вывод по результатам наблюдения.
Вывод: Вода не имеет вкуса. Но при этом легко смешивается с другими веществами и приобретает благодаря им вкусовую окраску.
- Вы часто слышите, что вода очень вкусная. Как вы понимаете это выражение?
(Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду. А, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!» Хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
ОПЫТ 3
Приготовьте стакан с водой.
Понюхайте воду.
Чем она пахнет (или не пахнет)
Сделайте вывод.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
ОПЫТ 4
Приготовьте стакан воды.
Перелейте жидкость из стакана в чашку, бутылку, целлофановый пакет.
Сделайте вывод по результатам наблюдения.
Вывод: Вода не имеет формы.
3.Физ. минутка
ОПЫТ 5
Приготовьте пластиковую бутылку с проколотыми отверстиями на дне.
Налейте воду в бутылку. (Держим бутылку над контейнером)
Что происходит? Посмотрите в каком направлении вытекает вода?
Вода может вытекать вверх?
3.Сделайте вывод по результатам наблюдения.
Вывод: Вода текучая.
ОПЫТ 6
1.Опустите в контейнер с водой, пустую пластиковую бутылку закрытую крышкой.
Что происходит?
2.Заполните такую же бутылку водой, закрой крышкой и опусти в контейнер с водой.
Что происходит?
3.Сделай вывод по результатам наблюдения.
Вывод: Вода имеет вес.
ОПЫТ 7
Приготовьте научную лабораторию «PROLog» (щуп для измерения температуры, зарядное устройство и маленький телевизор)
Опустите щуп в стакан с холодной водой. Нажмите на экране «бегущего человечка» Проследите за графиком. Какой температуры вода в этом стакане?
Опустите щуп в стакан с горячей водой. Нажмите на экране «бегущего человечка» Проследите за графиком. Меняется ли он? Какой температуры вода во втором стакане?
Сделайте вывод по результатам наблюдения.
Вывод: Вода может быть разной температуры.
(Вводится понятие «теплоёмкость»)
4.Задание 2
-Скажите, имеет ли звуки вода?
- Когда вода издает звуки? Приведите примеры.
( Вода издает звуки, когда находится в движении- дождь, ручей, море)
Слайд 1- 6
-У вас в группах приготовлены стаканы. Налейте в них разное количество воды. По очереди постучите ложкой по стаканам. Определите, изменяется ли звук?
Сделайте вывод.
Вывод: Чем больше налито воды в стакан, тем звук ниже.
Рефлексия
Вспомните, какую учебную задачу мы ставили на занятие. Выполнили ее?
Узнали свойства воды?
Оценивание
- Кто готов ответить на вопрос для рассуждения?
-Смогут ли рыбы жить в молочной речке?
(Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого не будут жить растения. Не будет растений- не будет рыбы и других животных. Животным тоже нужна чистая- прозрачная вода.
- Какое задание вам показалось самым трудным?
- Самым интересным?
7. Домашнее задание
Дома с родителями обсудите, почему нужно защищать от загрязнения водоемы.