| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Коррекционная работа |
I. Организационный момент. |
| Организационный момент. (Эмоциональный настрой на урок). - Вот и прозвенел звонок, начался урок. Очень тихо вы присели и работать захотели - К уроку все уже готовы? - Готовы слушать, отвечать? Урок давайте начинать. - Кто скажет, к какому уроку мы приготовились? Ребенок с РАС: - Марина, покажи на карточке мир природы и человека - Чем мы занимаемся на уроке «мир природы и человека»?
- Где нам могут пригодится эти знания?
Проверка готовности к уроку. - Проверьте, у всех ли на партах есть рабочие тетради и ручка. | Встают у парт, приветствуют учителя.
+ сейчас у нас урок мир природы и человека.
+ изучаем природу, объекты природы + одеваться по сезону, соблюдать ТБ
Выполняют задание учителя, проверяют готовность уроку. | Коррекция коммуникативных навыков Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Контроль посадки за партами, сохранение осанки.
Развитие самостоятельности, умения организовать свое рабочее место. |
II. Актуализация знаний. |
|
| Отгадайте загадку: Ежегодно приходят к нам в гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвертый плачет. – Какие времена года вы знаете? - Посмотрите на классный уголок. Какое сейчас время года? - Назовите признаки зимы. - Какой сегодня месяц? - Какой он по счёту зимний месяц? - А какое время года будет после зимы? - Какое сегодня число? - Какое число было вчера? - А какое число будет завтра? - Какой день недели сегодня? - А какой вчера был день недели? - А какой день недели будет завтра? - Что мы сейчас сделали? | Работа в классном уголке (дежурный)
+ времена года назвают + зима Называют признаки +декабрь + 1 + весна + 11 декабря + 10 декабря + 12 декабря + вторник + понедельник + среда + назвали время года, месяц, число и день недели | Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, активизация словаря, развитие познавательного интереса.
|
III. | Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задачи. |
|
| - Отгадайте загадку, чтобы определить, о чем сегодня будем говорить: В речке я бегу, журчу, К морю я попасть хочу. Я прозрачна и быстра, Кто такая я? ____________ Учитель вывешивает на доске слово «Вода» - Сейчас запишем отгадку. Откройте в раб. тетради на стр.28. Но сначала потренируем пальчики.
Пальчиковая гимнастика (вывешивается на доске)
(делают запись в тетради) - Предположите, о чём пойдет речь сегодня на уроке? Что это за таинственное чудо? - Что вы знаете о воде?
–Сегодня на уроке мы узнаем новое о воде, будем учится относится к ней бережно. Тема нашего урока: «Вода. Свойства воды». Вода будет нашей героиней на протяжении нескольких уроков. Учитель вывешивает тему «Вода. Свойства воды» - А что же такое свойства? - Свойства - это признаки, которые будут отличать воду от других предметов. - Напомните мне, вода к какому объекту природы относится? - Для того, чтобы узнать какими же свойствами обладает вода, мы проведём опыты. Сегодня я вас приглашаю в научную лабораторию. - Что такое лаборатория? - Давайте уточним это понятие в словаре. - Лаборатория - это специальное оборудованное помещение для научных исследований, учебных занятий, а также помещение/ учреждение ведущее экспериментально-исследовательскую работу. - На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными-исследователями. - Кто такой исследователь? - Чем занимаются ученые-исследователи? - Закройте глаза. Представьте себе, что мы оказались в большом, светлом помещении, в котором много разных приспособлений и приборов для проведения опытов и исследований. Это и есть лаборатория. Лаборанты ходят в белых халатах, они готовятся к проведению опытов. Откройте глаза. В наших лабораториях тоже всё готово. - Какие правила будем соблюдать во время работы? Правила ТБ (картинки) -Чётко следовать моим инструкциям. -При выполнении опыта быть аккуратными. -Запрещается пробовать на вкус любые вещества без разрешения учителя. - Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает. - Все результаты опытов вы будете записывать в «Журнале исследований», которым послужит наша рабочая тетрадь. |
+ это вода
Выполнение пальчиковой гимнастики
Запись в тетради
Ответы детей
+ Человек, который изучает разные предметы и вещества. +Задают вопросы. Ищут ответы на эти вопросы. Наблюдают, проводят опыты.
Смотрят на картинки по ТБ и слушают правила ТБ и инструкцию по выполнению заданий. | Развитие и коррекция слухового внимания.
Развитие и коррекция слухового внимания; укрепление мелкой моторики рук, развитие точности движений, быстроты реакции.
Понимание и усвоение учебной задачи.
Создание эмоционального настроя на работу, воспитание интереса к предмету через организацию дидактической игры.
Развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, расширение и активизация словаря.
Развитие и коррекция слухового внимания.
|
IV. Основная часть |
| Изучение нового материала Фронтальная работа. - Ничто не знакомо нам так хорошо, как эта жидкость. Ведь вода есть повсюду. Для чего вы используете воду? - Может ли быть жизнь без воды? - Кому нужна вода на земле? - Могут ли растения и животные обходиться без воды?
- Вода – самое распространенное вещество на планете Земля. Вода среда обитания для морских животных и рыб. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней. - Сделайте отметку в нашем «Журнале исследований» Кто не может жить без воды? (Учитель вывешивает слова: человек, животные, растения)
- Какой вывод можно сделать о значении воды? Вывод: Вода самое большое богатство на земле, потому что без неё не может быть жизни. -Если вода так важна для жизни на земле, как мы должны к ней относиться? |
+…. + нельзя. + животным, растениям, человеку + Нет, вода – важнейшее условие для существования жизни растений и животных.
стр.28 №2 (записывают слова: человек, животные, растения)
+ бережно, не загрязнять, кран всегда выключать | Развитие зрительного внимания, развитие мыслительных операций (сравнение, конкретизация), развитие речи, пополнение и уточнение словаря.
Контроль посадки за партами, сохранение осанки.
Развитие пространственной ориентации в тетради. Развитие мелкой моторики рук. |
4) Практическая работа |
|
|
- Итак, приступим к нашим опыта с водой и узнаем ее свойства, которые занесем в таблицу на доске и в свой журнал исследований. - Я предлагаю вам подойти к столу, где мы будем проводить наши исследования. На доске: (слова прикрыты полосками бумаги) Цвет |
| Текучесть |
| Запах |
| Вкус |
|
Учитель открывает первое свойство «цвет» -Однажды мне стало интересно, есть ли у воды цвет. Давайте узнаем. Опыт № 1. Вода прозрачная. Оборудование: стакан с водой, стакан с молоком, монеты. - Посмотрите, что у нас на столе? - Что в них видите? - Марина, возьми монетки, и положите их в каждый стакан. - Что сделал Марина? - В каком стакане нам видны монетки: с молоком или водой? - Почему? - О чем это говорит? - С помощью чего мы это увидели? Каких органов? - глаза - это орган зрения - Какое свойство воды мы увидели? - вода не имеет цвета, она прозрачная. Учитель размещает картинку-ассоциацию (прозрачная картинка) - Данил, повтори, с каким первым свойством воды познакомились? (спросить нескольких учеников) - Давайте отметим это свойство в таблице. - Миша, иди к доске и найди на карточке первое свойство воды. Размести его в таблице. - Сделайте отметку в нашем «Журнале исследований». - Когда люди используют это свойство воды? (Когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.). |
Ответы детей и выполнение заданий по инструкции + 2 стакана с жидкостями + воду и молоко.
+ с водой –видим, с молоком – не видим + молоко белое и монету не видно. + Вода – прозрачная. + глаза
Ребенок с РАС берет такую же карточку
Один ученик вывешивает карточку «прозрачная» | Развитие и коррекция внимания.
Развитие зрительного и слухового восприятия, развитие наглядно-действенного мышления.
Развитие слухового и зрительного внимания, развитие навыка осознанного чтения. Развитие пространственной ориентации в тетради. Развитие мелкой моторики рук. Соня вклеивает карточку с указанным свойством |
Опыт № 2. Вода текучая. Оборудование: вода, блюдца, стакан, бумажные полотенца. (учитель «случайно» опрокидывает стакан с водой) - Ой! Что произошло? - И что же с ней произошло на подносе? - Почему перевернутый стакан стал пустой? - Как можно ещё сказать? - А теперь посмотрите, что у меня на дне 2-го стакана? - А если я переверну стакан, то что-то произойдет?
- Ваня, аккуратно перелей воду из стаканчика в блюдце. - Ребята, что сделал Ваня? - Почему у него это получилось? - Попробуйте взять в ладошки воду. - Получилось у вас? Почему? - Как вы думаете, какое свойство воды мы наблюдали? - Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести. (учитель открывает – текучесть) - вода текучая. Учитель размещает картинку-ассоциацию (с краном из которого течет вода) - С каким вторым свойством мы познакомились, Ваня, повтори. (спросить нескольких учеников) - Давайте отметим это свойство в таблице. - Марина, иди к доске и найди на карточке второе свойство воды. Размести его в таблице. - Сделайте отметку в нашем «Журнале исследований» - Когда человек использует это свойство? (Когда едят, пьют чай, моются и т.д.).
|
Ответы детей и выполнение заданий по инструкции + Вы пролили воду. + вода вылилась + вода из него вытекла + разлилась, вытекла, расплескалась. + пластилин + нет, он не выпал, остался на дне.
+ потому что вода может течь.
+ она жидкая и вытекает из ладоней, просачивается между пальцев.
+ вода течет
Ребенок с РАС берет такую же карточку
Один ученик ищет и вывешивает карточку «текучая» и размещает
| Развитие и коррекция внимания.
Развитие мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщение, сравнение), развитие речи, пополнение и уточнение словаря.
Развитие слухового и зрительного внимания, развитие навыка осознанного чтения. Навыки самостоятельной работы с использованием воспринятых и усвоенных знаний, развитие мелкой моторики, пространственной ориентации в тетради. Соня вклеивает карточку с указанным свойством |
- Продолжим наши опыты. Учитель открывает след. свойство «запах» -А потом мне стало интересно, есть ли у воды запах. Давайте узнаем. Опыт № 4. Вода не имеет запаха. Оборудование: стаканы с водой, лук в стакане - Этот опыт мне тоже поможет провести помощник – Соня и Данил. - Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (2 стакана непрозрачные: лук вода) - Глаза мы завяжем. - Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. - Что нам помогло определить запах? - нос - это орган обоняния - Почему было трудно определить второе вещество? - Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? - А теперь и вы понюхайте в стакане воду и попробуйте определить чем она пахнет? - Какой сделаем вывод? - И это ещё одно свойство воды - ни я, ни вы, ребята, запаха у воды не почувствовали. Значит, вода не имеет запаха. Учитель размещает картинку-ассоциацию (Изображение перечёркнутого носа). - О каком свойстве воды мы узнали, …..? (спросить нескольких учеников) - Давайте отметим это свойство в таблице. - Ваня, иди к доске и найди на карточке третье свойство воды. Размести его в таблице. - Сделайте отметку в нашем «Журнале исследований» |
Ответы детей и выполнение заданий по инструкции
Узнают лук
+ нос
+ Нет запаха + вода
Ребенок с РАС берет такую же карточку + не имеет запаха
Один ученик ищет и вывешивает карточку «не имеет запаха»
|
Развитие и коррекция внимания.
Развитие мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщение, сравнение), развитие речи, пополнение и уточнение словаря.
Развитие аналитико-синтетической функции мозга. Уточнение и активизация словаря.
Развитие пространственной ориентации в тетради. Развитие мелкой моторики рук. Соня вклеивает карточку с указанным свойством |
- Продолжим наши исследования. Учитель открывает след. свойство «вкус» - И еще один вопрос меня беспокоил, есть ли у воды вкус. Давайте узнаем. Опыт № 5. Вода не имеет вкуса. Оборудование: стакан с водой, стакан с соком. - Третий опыт мне поможет провести мой помощник – Ваня. - Мы пьем воду, сок, чай. Едим на обед суп. Все эти продукты разные на вкус. Что для этого нужно сделать, чтобы узнать, есть ли у воды вкус? - Вспомним правила безопасности. Можно ли пить неизвестные напитки? - Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. - Завязываем глаза. - Какие ощущения? Стакан №1– сок (сладкий) №2 – вода (нет вкуса!!!) - Что нам помогло определить вкус? - язык - это орган вкуса - Почему было трудно определить второй напиток? - А теперь вы сами попробуйте у себя в стакане сок и воду. И попробуйте определить их вкус? - Какой сделаем вывод? - И это ещё одно свойство воды - вода не имеет вкуса. Учитель размещает картинку-ассоциацию (Изображение перечёркнутого языка). - Какое последнее свойство воды мы узнали, Ваня? (спросить нескольких учеников) - Давайте отметим это свойство в таблице. - Ваня, иди к доске и найди на карточке четвертое свойство воды. Размести его в таблице. - Сделайте отметку в нашем «Журнале исследований» - А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить) - Где в жизни вы с этим встречались?
- Итак, с какими свойствами воды мы познакомились? |
Ответы детей и выполнение заданий по инструкции
+ попробовать ее выпить + нельзя пить неизвестные напитки.
+ первый стакан: сок – сладкий, у второго нет вкуса. + язык + у него нет вкуса
Ребенок с РАС берет такую же карточку
+ не имеет вкуса.
Один ученик ищет и вывешивает карточку «не имеет вкуса»
Ребенок с РАС показывает свойства карточками
| Развитие и коррекция внимания.
Развитие мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщение, сравнение), развитие речи, пополнение и уточнение словаря.
Навыки самостоятельной работы с использованием воспринятых и усвоенных знаний, развитие мелкой моторики, пространственной ориентации в тетради. Соня вклеивает карточку с указанным свойством |
Релаксация под звуки шума воды: Вы слышите, как плещется вода и отдохнем. Давайте с вами закроем на минуточку глаза и представим, что мы на берегу океана (потянуться, глубоко вздохнуть). Он нас приветствует (протянуть руки и пошевелить пальцами), нам очень захотелось купаться (движение пловца). Океан нам очень рад, но нам пора возвращаться. Давайте помашем ему рукой. | Ребенок с РАС: «физминутка». Выполняют движения под музыку
| Здоровьесбережение, профилактика нарушений осанки и зрения; снятие статического напряжения, развитие общей моторики, коррекция движений. Использование ИКТ |
Просмотр видеоролика (если время останется) Обучающий фильм «Береги воду» (на 1 -2 мин) - В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна. - Сейчас вы посмотрите видеофильм и ответьте, что как мы можем сберечь воду? - Как мы должны относиться к воде? - Чистой воды на планете становится всё меньше. Виноваты в этом сами люди. От загрязнения воды страдает всё живое. Грязная вода вредна для здоровья человека. Каждый человек должен беречь воду. Если ты видишь, что из крана капает вода, закрути кран. Не трать понапрасну воду!
| Просмотр видеофильма. Постановка проблемы. Ответы на вопросы.
+К воде нужно относиться бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.
| Развитие и коррекция внимания.
Развитие мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщение, сравнение), развитие речи, пополнение и уточнение словаря. Уточнение и активизация словаря. |
V. | Заключительный этап. |
| Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
|
|
1) Итоги урока - Сегодня мы узнали об удивительных свойствах воды. – О каких свойствах воды вы узнали? - Какие свойства используете, когда умываетесь? - Где нам могут пригодиться новые знания? |
+Вода – прозрачная, без вкуса, без запаха, текучая.
| Развитие мышления, памяти, речи.
Развитие самооценки.
|
2. Домашнее задание (дифференцированное для разных групп учащихся) На листочках написаны задания. Учитель раздаёт их, разъясняя задания.
| Дети слушают правила выполнения задания.
| Развитие смысловой памяти, усвоение поставленной задачи.
|