Интеллектуальная игра «В поисках своего города…»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гуманитарный лицей г. Томска
Воспитательное мероприятие
Интеллектуальная игра
«Своя Игра. «В поисках своего города…»»
PPT / 795.5 Кб
Тарабыкина Евгения Сергеевна
Томск, 2020
Аннотация
Форма предложенного внеклассного мероприятия – познавательная игра, которая ориентирована на учащихся 8 классов. В процессе выполнения заданий помимо развития своей эрудиции, учащиеся погружаются в историю г. Томска.
Внеклассное мероприятие проводится в форме интеллектуально познавательной игры для учащихся 8 классов. Ребята не только отвечают на вопросы викторины, но и узнают много нового и интересного из истории г. Томска.
Игра построена по модели телевизионного проекта «Своя игра». Ее можно использовать и в качестве игрового урока истории Томска, а также и в рамках внеклассного мероприятия. Ее можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету.
Приглашаются для игры команды – участники (группа/класс делится на несколько мини команд) или индивидуальные игроки. Тема и сложность вопроса определяется на игровом поле, для этого достаточно нажать на выбранное поле. Появится вопрос выбранной категории. В случае правильного ответа команда (или игрок) получают указанное количество баллов.
В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер общества, одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизм и гражданственности, как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Важную роль в этом играет знание истории и культуры родного города и области, поэтому в настоящее время актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у современной молодежи. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну занимает при этом центральное место.
Воспитание зрелой гармоничной личности невозможно без формирования ее мировоззрения, системы ценностей, общей культуры поведения. В игре предусмотрено 6 тематических групп:
Цель игры:
Воспитание любви и уважения к родному городу
Развитие системы патриотического воспитания учащихся посредствам приобщения к истории родного города.
Задачи:
Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного края.
Сформировать уважительное отношение к своей малой родине.
Создать условия для развития творческого потенциала участников игры.
Расширить кругозор и эрудицию участников игры.
Сформировать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности.
Место проведения: аудитория, актовый зал.
Продолжительность: 60 минут.
Оснащение мероприятия: мультимедийная установка, методическая разработка, презентация мероприятия.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование уважительного отношения к культуре родного края.
Метапредметные УУД:
- регулятивные УУД: расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своего края;
коммуниукативные УУД: планировать работу, распределять обязанности среди участников игры
познавательные УУД: умения учиться навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации
Общие положения
Интеллектуальная игра «Своя Игра. «В поисках своего города…»» - командная игра, предназначенная для проверки эрудиции, знания истории своего города, логического мышления участников.
Игра проводится под руководством ведущего и судей интеллектуальной игры. Помощь в проведении игры осуществляют наблюдатели и секретари. Наблюдатель осуществляет контроль за соблюдением времени и предоставлением ответов судье от команд. Секретари осуществляют подсчет голосов и осуществляют контроль соблюдения правил игры.
Участники.
Участником интеллектуальной игры могут быть команды параллели 8-х (в разное время).
Участники образуют команды, в состав команды может входить не более 6 человек.
Каждая из команд выбирает капитана. Команды в начале игры должны представить свое название, девиз и состав.
Порядок проведения игры
Общие правила.
Каждый вопрос имеет свой уровень сложности и соответствующий номинал (10, 20, 30, 40 и 50 очков). Очки, набранные игроком на одной ступени, суммируются. Очки, набранные игроками на всех ступенях, не суммируются. Задача игроков - дать правильный ответ на вопрос, поставленный ведущим, раньше соперников. При выполнении этих условий игрок получает количество очков, соответствующее номиналу вопроса. Если игрок отвечает неправильно, он получает отрицательное количество очков, соответствующее стоимости вопроса. Вопросы в каждой теме зачитываются ведущим по нарастанию уровня сложности.
Игрок сообщает ведущему о своем желании ответить на вопрос, нажав кнопку. Право отвечать предоставляется игроку, который первым нажал кнопку. В случае возникновения спорной ситуации, технической ошибки ведущего, подсказок из зала вопрос может быть снят или заменен другим.
На обдумывание каждого вопроса не больше 7 секунд. Игрок может дать сигнал о готовности ответить раньше, чем ведущий дочитает вопрос. В этом случае уточнить можно только формулировку. Полностью вопрос дочитываться НЕ БУДЕТ. После нажатия игрок не может затягивать ответ больше чем на 5 секунд. Если ответ оказывается неправильным, ведущий продолжает чтение вопроса для остальных игроков, которые тоже вправе прервать его. В случае неправильного ответа первого игрока, отвечать может второй, затем - третий, затем - четвёртый, нажимая кнопку после слов ведущего "нет" или "минус". Второй, третий и четвёртый игроки имеют право сообщить о своем желании отвечать только после констатации ведущим неправильного ответа предыдущего игрока.
Правильность ответа определяет ведущий. Ответ считается правильным в том случае, если точно соответствует формулировке вопроса, соответствует критериям зачёта или по мнению ведущего эквивалентен авторскому ответу. При наличии в ответе дополнительной информации, в которой ведущий усматривает два и более ответов, ответ считается неправильным. При наличии в ответе неверной дополнительной информации, ответ признаётся неправильным.
Не допускается хождение игроков из аудиторий, в которых проводится игра, после её начала. Зрители могут покинуть помещение только с разрешения ведущих.
В случае грубого нарушения правил поведения в игровом зале: подсказок, громких разговоров во время чтения вопросов, оскорбительных возгласов в адрес игроков и ведущего нарушители могут быть удалены из игрового зала.
Порядок проведения раундов.
Жребием выбирается очерёдность ответа команд.
Команда, выигравшая жребий, выбирает одну из пяти категорий вопросов и выбирает его цену. (От 100 до 500, цена вопроса кратна ста, с повышением цены повышается его сложность).
Судья читает вопрос.
По сигналу начинается отсчет времени для обсуждения вопроса. Время обсуждения каждого вопроса составляет 30 секунд. По истечению времени команда выбирает один из представленных вариантов ответа.
В случае правильного ответа команда получает заявленное число очков (100-500), в случае проигрыша столько же очков вычитается.
После каждого розыгрыша вопроса судья зачитывает правильный вариант ответа и объявляет результаты команд.
После ответа команды, выбор категории и цены переходит второй команде.
Первый раунд продолжается до тех пор, пока не кончатся вопросы.
В финальном раунде разыгрывается всего 1 вопрос.
Команды по очереди начинают убирать те категории, которые не будут участвовать в финальном раунде. Последняя оставшаяся категория и будет разыгрываться как финальный вопрос.
По сигналу начинается отсчет времени для обсуждения вопроса. Время обсуждения вопроса составляет 30 секунд. По истечению времени команды на листочках пишут название своей команды, свой ответ и количество баллов, которые они получат в случае верного ответа, при этом максимальное количество баллов не может превышать текущее количество баллов команды.
Интеллектуальная «Своя Игра. «В поисках своего города…»» состоит из трех раундов.
Первый раунд продолжается 20 минут.
Второй раунд продолжается 20 минут
Заключительный раунд длится 5 минут, по результатам которого распределяются места между командами.
При наборе одинакового количества баллов разыгрывается ещё один вопрос.
Подсчет баллов.
Каждый правильный ответ в первом раунде оценивается во столько баллов, во сколько была его заявочная цена.
Баллы за вопрос финального раунда команды выбирают сами, но не больше чем уже имеющиеся у команды количество баллов.
При подсчете баллов они складываются к накопительному итогу за все раунды.
После каждого третьего вопроса судья составляет таблицу распределения баллом между командами.
Результаты интеллектуальной игры фиксируются в протоколе.
Победители интеллектуальной игры получают призы и грамоты по решению организаторов.
Ход игры
Объяснение правил
Участники делятся на три команды.
Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков.
Игра состоит из трех раундов:
1раунд,
2раунд,
«Финальный раунд».
Командам предлагается 3 темы, включающие в себя по 5 вопросов.
Вопросы оценены баллами от 5 до 25, в зависимости от сложности.
Команда начинающая игру определяется по жребию.
Члены команды выбирают тему, затем вопрос.
Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим, и команда которая первым поднимет карточку имеет право на ответ.
Если выпадает музыкальная пауза, то команда повторяет свой выбор.
Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу вопроса.
Если ответ неправильный, то очки вычитаются из суммы, набранной командой.
В первом раунде предусмотрены 3 тематические группы:
Тема | Вопросы | ||||
Томск в годы ВОВ | 10 | 20 | 30 | 50 | 70 |
Жизнь замечательных людей | 10 | 20 | 30 | 50 | 70 |
Достопримечательности Томска | 10 | 20 | 30 | 50 | 70 |
Томск в годы ВОВ:
10 – Когда начался Митинг трудящихся Томска, который, узнав о начавшейся войне, собрались на площади Революции (ныне Ново-Соборная). «Трудиться, обеспечивая армию всем необходимым, и, если потребуется с оружием в руках встать на защиту Отечества», – таков был смысл речей выступавших
(22 июня 1941 года)
20 – Эта фабрика изготавливала зажигательную смесь для противотанковых бутылок.
(Спичечная фабрика)
30 - На какие продукты были введены карточки с 1 сентября 1941 года.
(на хлеб, сахар, кондитерские изделия)
50 - Что разместилось в главном корпусе ТГУ в 1941 году
(Оборонный завод – В октябре 1941 года главный корпус ТГУ был передан под оптико-механический завод, эвакуированный из подмосковного Красногорска. Общежития, а также здание БИНа, были заняты госпиталями. Факультеты расположились, где получилось, например, геолого-почвенный переехал в нынешний Дворец бракосочетаний.)
70 - Уже через пять дней после начала войны был создан Томский комитет ученых по содействию промышленности, транспорту и сельскому хозяйству в военное время. Это была первая общественная организация подобного рода в стране (немало повлиявшая на решение организовать в 1943 году Западно-Сибирский филиал АН СССР). Кто возглавил комитет
(Биолог, создатель учения о фитонцидах профессор ТГУ Борис Токин)
Жизнь замечательных людей:
10 – Известный просветитель, книголюб, создатель первой томской общественной библиотеки, имя которого носит дом культуры «Сибкабель» и книжный магазин? (Пётр Макушин)
20 – Имя земляка – лётчика- космонавта, совершившего полёт на космическом корабле, бюст которому установлен у Белого озера? (Н.Н.Рукавишников)
30 – Артист Московского художественного театра имени А. П. Чехова, российский актер театра и кино. (Андрей Бурковский)
50 – Этот актёр защищал честь города и родного университета в КВН. В настоящее время – популярный актер, телеведущий и сценарист. (Михаил Башкатов)
70 – Эта актриса родилась в 1974 году в Томске. Ее мама по образованию врач, а папа – инженер. Детство актрисы прошло в городе Тольятти. Сегодня на ее счету множество спектаклей, более 50 фильмов и сериалов. Наиболее известные – "Лондонград. Знай наших", "Next", "КГБ в смокинге", "Капитанские дети", "Живой", "Клинч". Многие знают Екатерину еще как экс-супругу скандально известного политического деятеля Эдуарда Лимонова. О ком идет речь? (Екатерина Волкова)
Достопримечательности Томска
10 – Этот памятник установили в честь 400-летия города в 2004 году. Его создал скульптор Л. А. Усов на добровольные пожертвования.
О каком памятнике идет речь? (Антон Павлович Чехов)
20 – Это место - авторское творение томского кукольника и изобретателя Владимира Захарова, который сам занимался изготовлением актеров для спектаклей (театр 2+Ку)
30 – Великолепный городской особняк начала XX века, принадлежавший купцу Г. М. Голованову. Многие эксперты называют эту постройку настоящим архитектурным шедевром. Здание построено из дерева. Со стороны, кажется, что его нежно-голубой фасад накрыт тонкой кружевной скатертью – настолько искусно и виртуозно выполнен декор. Сооружение увенчано башней, напоминающей шатровую церковную колокольню, поэтому за ним закрепилось такое название. О чем идет речь? (Дом с шатром)
50 – Городской парк, основанный в 1907 году. С 1908 года здесь функционировали летний театр «Фарс» и ресторан, предлагающий блюда кавказской кухни. После прихода Советской власти сквер переделали в Сад пионера, устроив здесь развлечения для детей. Позже его переименовали в «Детский парк культуры и отдыха имени А. С. Пушкина». В 2004 году после масштабной реконструкции парк пережил второе рождение. (Буфф-сад)
70 – Городскую художественную галерею основали в 1979 году, вскоре она переехала в живописное здание, ранее служившее доходным домом купчихи Н. И. Орловой. Особняк был возведен в 1903 году по проекту К. К. Лыгина. Коллекция размещается в шести залах. Она состоит из нескольких десятков произведений русской живописи, иконописи, скульпторы и предметов декоративно-прикладного искусства. О каком музее идет речь? (Томский областной краеведческий музей)
В втором раунде предусмотрены 3 тематические группы:
Тема | Вопросы | ||||
По тихим улицам | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
7 чудес Томска | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
О Томске с любовью | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 |
По тихим улицам
20 – Эта улица носит имя инженера-изыскателя, выпускника Томского политехнического института, погибшего вместе с товарищами по экспедиции в 1942 г. при обследовании наиболее трудного участка трассы Абакан-Нижнеудинск. (ул. Александра Кошурникова)
40 – Эта улица названа в честь известного мореплавателя, капитана-командора русского флота, руководителя 1-й и 2-й Камчатскими экспедициями. Его именем названы море, пролив и остров на севере Тихого океана. (ул. Беринга)
60 – Протяженность самой длинной улицы нашего города составляет 8 километров. За свою историю она сменила 8 названий: Садовая, Университетская, Почтамтская, Богоявленская, Миллионная, проспект Тимирязева, проспект Коммунистический. Какое название она носит в наши дни? (проспект Ленина)
80 – Эта улица названа в честь замечательного русского поэта трагической судьбы, расстрелянного в 1937 г. в Томске, чьё творчество только сейчас становится известно широкому кругу читателей. Как она называется? (ул. Клюева)
100 – Это один из старейших переулков города, изначально был очень маленьким и заканчивался тупиком, что и явилось основанием для его именования. В настоящее время в переулке осталось всего два деревянных дома. Расположен в Заисточье? (пер. Глухой)
7 чудес Томска
20 – это чудо Томска основано в 1880 г., а так же является старейшим ботаническим научно-исследовательским учреждением в азиатской части России. О каком чуде Томска идет речь (Ботанический сад ТГУ)
40 – это чудо Томска - одни из самых больших болот в мире, расположены в междуречье Оби и Иртыша, на территории Васюганской равнины, находящейся в пределах Томской области (Васюганские болота)
60 – Памятник природы находится в Томском районе в 4 км от железнодорожной станции Басандайка. В Томской области известно несколько мест выходов на поверхность различных форм известковых пород. Это – одно из самых интересных случаев образования известкового туфа (травертина) и бернессита (водного окисла марганца).(Таловские чаши)
80 – Уникальность этого чуда – травертиновые образования, которые выстилают ложе ручья и место выхода воды из склона холма, а также покрывают удивительно красивые, почти правильной формы прямоугольные ступени в нижней части ключа. В их состав входит бернессит – редкий для России минерал. (Памятник природы «Звездный ключ»)
100 – Достопримечательность Томска, памятник природы, составная часть старинного университетского историко-архитектурного комплекса. Чудо Томска заложено в 1885 году при Томском университете ученым садовником П. Н. Крыловым. (Университетская роща)
О Томске с любовью
20 - Русский писатель, путешественник, отправившийся в далекий Сахалин, чтобы изучить «тюремную действительность», в 1890 году останавливался в Томске. В своем письме к родственникам писал: «Томск — скучнейший город, если судить по тем пьяницам, с которыми я познакомился и по тем умным людям, которые приходили ко мне. Люди здесь скучнейшие, бесправие азиатское, красивых женщин нет совсем…» Кто он? (А.П. Чехов)
40 – Кому принадлежит фраза: ««Превосходный, самый лучший город Сибири, так сказать, сибирская Москва». (Константин Михайлович Станюкович)
60 – В романе какого знаменитого французского писателя можно встретить такие противоположные описания Томска 19-го века:"незначительный городок, с ветхими, деревянными домишками, грязными улицами и массой пьяных мужиков" и "Томск со своими домами, украшенными галереями и колоннами, с деревянными тротуарами, с широкими правильными улицами и пятнадцатью великолепными церквами, отражающимися в водах Томи, шире которой нет ни одной реки во Франции, есть не только самый красивый город во всей Сибири, но и один из красивейших во всём мире"? (Жюль Верн)
80 – Да, уже май, в России зеленеют леса и заливаются соловьи, на юге давно уже цветут акация и сирень, а здесь, по дороге от Тюмени до Томска, земля бурая, леса голые, на озерах матовый лед, на берегах и в оврагах лежит еще снег (А.П. Чехов)
100 – В 1993 открыл неизвестный ранее астероид и дал ему имя "Томск".
Этот город заслуживает того, чтобы его именем была названа новая планета. О ком идёт речь? (Анри Дебеонь, бельгийский астроном)
«Финальный раунд»
В 1868 г. Макушин переехал в Томск смотрителем духовного училища. В 1873 г. он открыл первый в Сибири книжный магазин. В 1899 г. Макушин совершает объезд Томского уезда с целью исследования спроса на книги. После нескольких неудачных лет Макушин обращается к издательствам за поддержкой и удерживает из своих платежей от 1 до 5%. В результате в период 1910-1915 годов в губернии открылась 351 библиотека. В Томске, по завещанию Макушина, ему был установлен именно этот памятник на верхушке рельса в сквере Дома науки, которому было присвоено его имя. О каком памятнике идет речь? (Памятник «Лампочка на рельсе»)
Подведение итогов