Статья «Сюжетные дидактические игры для развития математических способностей дошкольников»
Современные основы воспитания предполагают гармоничное развитие дошкольников посредством формирования математических способностей средствами стимулирования самостоятельности и познавательной активности. Наиболее подходящим стимулом для проявления познавательных интересов в решении математических заданий дошкольников старшего возраста служит игровая деятельность. В процессе развития математических способностей дошкольников неоценима роль сюжетных дидактических игр.
Дидактические игры разработаны на основе народных игр, содержание которых не только обучает и развивает , но и воспитывает, способствуя формированию нравственно-волевых качеств и навыков взаимодействия, поднятию самооценки и самоуважения .
Сюжетные дидактические игры с математическим содержанием условно делятся на следующие группы:
- это игры с предметами , способствующие усвоению и закреплению математических понятий( количество ,форма, величина, пространство, время);
-сюжетные дидактические игры, развивающие произвольность познавательных процессов ;
-игры, способствующие формированию наблюдательности и аналитических навыков;
игры, стимулирующие развитие способностей моделирования пространственных отношений;
-дидактические игры на основе сказочных сюжетов.
К первой группе относятся: "Магазин","Цирк","Куклы","На кухне".Эти сюжетные игры дают возможность осознать взаимосвязь между числом и количеством , способствуют развитию умению ориентироваться в пространстве и времени. В качестве предметов- заместителей используются счетные палочки. Например: сложите ковер из палочек, найдите палочку, длина которых равна трем вместе сложенным и т.д.
Ко второй группе относятся игры, где сюжет требует самостоятельных действий с произвольным запоминанием последовательности шагов с применением творческого воображения и логического мышления. Например, с помощью геометрических фигур создаются образы животных.
К третьей группе относятся игры, способствующие формированию наблюдательности и аналитических навыков. Например, в игре"На кухне" ставится задача-сортировка предметов по их идентичным свойствам( по цвету, форме). С целью развития наблюдательности и аналитических навыков применяются игры: "Исправь ошибки художника","Мама решила сварить суп","Куклы готовятся к празднику" и т.д.
В четвертой группе собраны игры, стимулирующие способность моделировать пространственные отношения. Они позволяют совершенствовать работу воображения и действия с картами, чертежам, моделями. Самая доступная форма для восприятия дошкольником пространственных отношений- это изображение плана. Проще отразить игры сказочного содержания , известных детям:"Колобок", "Репка"(2 младшая группа),"Три медведя"."Красная шапочка"(средняя группа),"Ковер - самолет"," Лабиринт"," Путешествие в космос"( старшая группа).
В пятую группу входят дидактические игры, построенные на основе сказочных сюжетов с математическим направлением: "Замок чисел","Почемучка","В сказочном лесу". Перед игроками ставится условие- расколдовать жителей , решив ряд математических заданий. Детям интересны игры, где неожиданно появляется новый герой.
В сюжетно- дидактические игры математического содержания включаются задания, соответствующие возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Таким образом, грамотное использование сюжетно- дидактических игр с математическим содержанием способствует не только математическому развитию , но и воспитанию уверенности в своих силах, объективной самооценки.
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА