Материалы для аттестации «Сюжетно-ролевая игра»
Сюжетно- ролевая игра «Обед для куклы» Группы раннего развития «Капельки» Воспитатели: Лебедева Татьяна Александровна Сторублевцева Галина Ивановна
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Ранний возраст охватывает период от 1 до 3 лет и является одним из ключевых в жизни ребенка. Он характеризуется новой социальной ситуацией развития, поскольку на этом этапе его жизни ведущей становится предметом манипулятивная деятельность, которая заменяет эмоциональное общение со взрослым. Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста.
Предпосылки сюжетно-ролевой игры Первый этап – ознакомительная игра. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе с взрослым, исследуя свойства и качества предметов. Второй этап- отображающая игра. На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними. Третий этап- сюжетно-изобразительная игра. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни.
Цель игры в раннем возрасте - вызывать у детей интерес к совместной со взрослым игровой деятельности и формировать умение принимать воображаемую ситуацию. Учить детей выполнять несколько действий с одним предметом и раскрывать способы употребления предмета и их назначения; Сформировать у ребенка к трем годам умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом; Связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их; Продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
Налить молоко в кастрюлю Поставить на плиту Добавить соль по вкусу Добавить сахар по вкусу Засыпать крупу Технологическая карта
В раннем возрасте воспитатель формирует ролевое парное взаимодействие: воспитатель в качестве партнёра по игре развивает способности ребёнка, исполняет «ведущую» роль. Разыгрываются бытовые сюжеты: «Мама и малыш», «Обед для кукол». «Дом», «Семья».
Мотивация К детям в гости пришла кукла Катя. Педагог предлагает для Кати приготовить обед. «Обед для куклы Кати»
Воспитатель все время выступает в качестве партнёра по игре Ролевое парное взаимодействие в группе раннего возраста
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок учится не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей. Знакомя малыша с различными сюжетами, вы помогаете ему разобраться в том, как устроен окружающий мир, и развиваете его мышление, речь, воображение, внимание. Игры-инсценировки позволяют ненавязчиво рассказать малышу, что такое хорошо и что такое плохо, и воспитать в нем такие качества, как сострадание, отзывчивость, трудолюбие, доброта. В раннем возрасте ребенок еще не может самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Без участия взрослого малыш, скорее всего, отступит от сюжета и будет занят отдельными предметными действиями, то есть, например, вместо строительства дома для мишки ребенок будет просто перекладывать кубики. Чтобы малыш запомнил простые сюжеты и научился их проигрывать, нужно время и многократное повторение.
В течение года мы учим детей развертывать условные действия с сюжетной игрушкой (Куклой, Зайчиком), связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку. Совместная игра воспитателя с одним-двумя или несколькими малышами, как правило, привлекает внимание и других детей группы. Наблюдение за такой игрой служит дополнительным источником обогащения игрового опыта детей.